Наша история. Век патриарха

21:41, 31 июля 2014
svg image
1592
svg image
0
image
Хави идет в печали

Евгений Михайлович покинул нас недавно — 13 мая 2013-го, не дожив до векового юбилея 15 месяцев. Он был крепок здоровьем, силен духом и могуч интеллектом! Вел учеников к покорению высочайших пиков и воспитал целую плеяду последователей. Но, знаете, за достижения уважают, но не любят. А Шукевича любили…
…Десять лет назад, помню, приехал в Стайки на турнир на призы Клима. Погода собачья: холод, дождь, всепроникающий ветер, все в куртках, чертыхаются. Под навесом возле стадиона яблоку негде упасть. Евгений Михайлович, празднично одетый, в одиночку смиренно стоял под березой и внимательно следил за попытками спортсменов, не обращая внимания на ненастье.
Он всегда приезжал на турниры Клима. Тот был самым талантливым и любимым его учеником. Шукевич знал: Клим его ждет!
— Евгений Михайлович, идемте под навес, там хотя бы не льет — ведь промокнете до нитки!
— Нет, спасибо, оттуда не видно, как спортсмены метают.
В таких случаях у Клима в загашнике имелось нечто “горячительное”. Я попросил его пригласить наставника “согреться”. Ромуальд Иосифович смутился.
— Как я к нему с этим подойду? Евгений Михайлович не пьет.
— Заболеет — будете виноваты.
— Может, вы позовете?
Мне и в самом деле было проще решить этот вопрос.
— Евгений Михайлович, у меня есть редкая возможность поднять рюмку вместе с Шукевичем и Климом. Когда еще таковая представится? Пожалуйста, не откажите! И Ромуальда Иосифовича заодно с праздником поздравим.
Патриарх моментально раскусил мою хитрость, засмеялся и уступил. А ведь точно: такой возможности у меня больше не было.
Шукевич поражал необычайной даже для интеллигента тонкостью. Обращался, как правило, на “вы”, не перебивал собеседника, терпеливо и доброжелательно выслушивал. Сам говорил негромко. Однако слушали его внимательно. В его речи не было “воды”, которая так свойственна большинству и утомляет собеседника. Он говорил по существу.
Однажды на заседании Брестской областной федерации легкой атлетики рассматривался вопрос: кого из кандидатов на пост председателя БФЛА поддержать? Кандидатур было несколько, в том числе одна — провластная, которую лоббировало местное начальство. После долгой дискуссии поднялся Шукевич. Вмиг наступила тишина. Старейшина рассудил так: “Есть три кандидата, но лишь один из них представил детальную программу развития легкой атлетики в стране. У нее есть плюсы и минусы. Но человек думал над тем, что делать, каким идти путем. Остальные, видимо, понадеялись на другие механизмы продвижения. По-моему, выбор очевиден”. Так просто и ясно Евгений Михайлович не раз открывал людям глаза на очевидные, но недоступные для многих вещи.
В Бресте его ценили! Он больше четверти века трудился на кафедре легкой атлетики педуниверситета. Его вуз в течение трех десятков лет при поддержке городских властей проводил всебелорусский турнир метателей на призы Евгения Шукевича. На этом турнире он ощущал вовлеченность в профессию. Четыре года назад соревнования проходили в жаркую погоду. Ветеран целый день провел под палящим солнцем, не позволяя себе отойти на минуту в тень и присесть.
Шукевич прошел войну, был в партизанском отряде командиром взвода разведчиков, дважды попадал в плен, бежал, был ранен. Его коронка — подрыв вражеских эшелонов и взятие “языков”. Не раз ходил врукопашную. Если не удавалось пленить врага, его приходилось уничтожать, иногда “штыком — по горлу”! Технологию, от которой стынет кровь, мог рассказать в деталях. Это вроде бы плохо сочеталось с его обликом интеллигента. Однажды спросил Евгения Михайловича об этом несоответствии. Его лицо заострилось, черты стали жесткими: “ИХ СЮДА НИКТО НЕ ЗВАЛ!” Для меня эти слова — ключ к пониманию сложных процессов, происходящих на соседней Украине.
При его преданности профессии рискну утверждать: главной темой его жизни была Лидия Васильевна, Лидушка, как он ее ласково называл. Они прошли вместе более полувека. Его долголетие — во многом ее заслуга. Она до сих пор плодотворно трудится на той же кафедре, тщательно работает со студентами (по-другому относиться к делу Евгений Михайлович не позволял), которые ежегодно побеждают на республиканских конкурсах студенческих работ. Она такая же максималистка, как и он.
Заражал оптимизмом всех и вся. 9 мая, за несколько дней до ухода, будучи тяжело больным, делился планами на будущее… И потому он с нами.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?