Персона. Альтернатива Дулибы: Беларусь или Украина?

22:22, 28 августа 2014
svg image
2664
svg image
0
image
Хави идет в печали

А нынешней весной на марафонском мэйджоре в Бостоне уроженка Бабиничей Оршанского района шагнула на уровень, доступный лишь самым-самым — 2:21.29! Впереди оказались две кенийки и три эфиопки, но в десятке, кроме Дулибы, бегуний из Европы не было. На недавнем чемпионате континента чемпионка Кристель Доне из Франции пробежала почти на 4 минуты медленнее, а наша Марина Доманцевич — на 13 минут хуже Дулибы. Однако олимпийская надежда Беларуси в Цюрих не поехала…

— Александра, почему вы выбрали марафонский бег?
— Нужно любить бегать. Любить каждую тренировку. А марафон приходит со временем. У меня ведь сначала были 1500 и 5000 метров. Поняла, что нравится долго бежать, и перешла в марафон. Не скажу, что я типичная марафонка — по природе холерик. Все убеждали, что в этом виде нужно спокойствие, но практика показывает: темперамент не мешает делу. Обычно полное сосредоточение сил наступает за три-четыре месяца до старта. Начинается период, когда ты никуда не срываешься по ненужным делам, только тренировки, массаж, баня и мысли о дистанции.

— Бывает ли, что сразу же начинают с марафона?
— Из тех, на кого равняюсь, все пришли в марафон с более коротких дистанций. Cразу бежать 42 с лишним километра очень сложно. Нужно закладывать общефизическую подготовку, потом тренировать скорость и лишь затем переходить в марафон.

— Где и у кого начинали?
— С детства увлекалась лыжами. Это было в средней школе в Бабиничах, в пятом или шестом классе. Лыжная карьера длилась недолго, зато удалось получить базу общефизической подготовки. Великой лыжницей себя никогда не представляла, мечтала только о беге. Мой первый тренер — Александр Григорьевич Вежик. К сожалению, его уже нет с нами. Потом переехала в Витебск в училище олимпийского резерва, там меня тренировал Александр Вячеславович Солоненко. А в Минске занималась у Сергея Леонидовича Довыдько.

— Лыжи выбрали из-за отсутствия альтернативы?
— На лыжной базе мы играли в футбол и волейбол, бегали кроссы, занимались биатлоном. Но на первом месте все-таки были лыжи. Для занятий легкой атлетикой нужно было ездить в Оршу, а времени на это не было, так как, помимо тренировок, ходила в музыкальную школу.

— А в школе как училась начинающая спортсменка?
— На пятерки и четверки. Когда перешли на десятибалльную систему, получала семь, восемь и девять.

— Поддерживаете связь с одноклассниками?
— Сейчас живу в Киеве, поэтому вижусь с ними крайне редко. Но после успехов на марафонах меня поздравляли люди из детства. С трудом вспоминала, как некоторые из них теперь выглядят, ведь с кем-то ходила только в детский сад. Очень приятно, когда приходят весточки от тех, с кем не общалась 15-20 лет. А есть и те, кто постоянно следит за моей карьерой. Однажды приехала погостить к родителям, и к нам пришли школьники. Оказалось, их направила моя учительница. Приятно, когда дома знают и гордятся твоими успехами.

— Помните свои первые соревнования?
— Особенно как мы в детстве проводили в своей группе состязания из двадцати человек. Вспоминаю областные кроссы в Орше. Вообще, помню каждый старт и даже ощущения, с которыми прибегала на финиш.

— Какой из марафонов запомнился больше?
— Конечно, первая победа. Тот старт останется самым прекрасным в жизни. Думаю, с теми чувствами не сравнится и медаль Олимпийских игр.

— Уместно ли говорить, что какая-то определенная нация может быть более склонна к марафону?
— Безусловно, африканцы, афроамериканцы изначально выше на голову. Но, имея грамотного тренера и четко составленный график подготовки, можно бороться со всеми.

— Как влияют на бег погодные условия?
— Существенно. Пока мне везет. В Лос-Анджелесе ожидалась жара, но старт назначили на семь часов утра, и все было терпимо. В Бостоне сильно мешал ветер. Но к тому марафону я готовилась в Киеве в ужасную ветреную погоду и после тех тренировок была готова даже к урагану! А Душанбе… Ехала туда, не зная, что город лежит на высоте 800 метров над уровнем моря. Вдобавок было о-очень жарко! У меня слегка кружилась голова, ноги как не мои. Тот полумарафон стал отличной проверкой на прочность.

— У марафонцев особый рацион. Что входит в список запрещенных продуктов, а чего, наоборот, нужно есть больше?
— Запрещенных продуктов в несколько раз больше: шоколад, различные торты и кремы, жареное, соленое. О кетчупах, майонезах и чипсах нужно забыть. А разрешены салаты, мясо, макароны, всевозможные каши. Постоянно нужно заботиться о печени. А вот после марафона можно себя побаловать. Но, разумеется, не набрасываться на лакомства, словно ты их никогда не ел.

— Знаете марафонцев-вегетарианцев?
— Не знаю ни одного. В мясе есть белок, необходимый для нормального функционирования организма, мышечного сокращения. Бывает, при подготовке исключаются белки или углеводы, но это максимум на пару дней, а остальное время питание разнообразное.

— Где сейчас тренируетесь?
— В Киеве под руководством Игоря Николаевича Осьмака. В городе проводим 90 процентов времени, выезжаем на сборы лишь при неблагоприятной погоде. Этой зимой готовились в Алуште, но из-за политических событий пришлось уехать раньше срока.

— Каков обычный арсенал марафонца на тренировках? Иными словами, какие упражнения, какие стадии подготовки?
— Когда начинаем готовиться к марафону, занятия включают прыжки, бег в горку, по пересеченной местности, а по мере приближения соревнований идет целенаправленная подготовка — бег на стадионе и на асфальте. В четверг и воскресенье по одной тренировке, в среднем 15 километров. А в остальные дни по две — 30, а то и 40 километров в день.

— Какие марафоны в списке ваших приоритетов?
— Все марафоны серии “Majors”: Токио, Нью-Йорк, Бостон, Берлин, Чикаго, Лондон. Хотелось бы принимать участие во всех хороших стартах.

— Не сомневаюсь, что собираетесь выступать в Рио в 2016-м. За какую страну?
— Не могу пока ответить на этот вопрос. Существуют некоторые проблемы во взаимопонимании между мной и Белорусской федерацией легкой атлетики. Раньше не задумывалась об этом, собиралась выступать именно за Беларусь. Но сейчас вынуждена решать. Олимпиада — это мечта. Было бы отлично поехать на Игры и хорошо там выступить. Однако так далеко не заглядываю, впереди есть другие старты.

— Как получилось, что, не имея известности в Беларуси, на Украине вы стали одной из лучших марафонок мира?
— Благодаря талантливому тренеру Осьмаку, который умеет раскрыть возможности спортсмена. Предполагаю, те результаты, на которые вышла на Украине, дома мне не покорились бы. Пришлось переехать в Киев, и я благодарна Игорю Николаевичу за плодотворную работу, за то, что осталась в легкой атлетике, а не ушла из спорта, потеряв десять лет жизни. Ну, скажем, не потеряв, а просто не получив должного удовлетворения.

— Часто бываете на родине?
— Предыдущий раз была в августе прошлого года. Заезжаю в Гомель к крестной маме, идем в баню, отдыхаем. Затем приезжаю в Бабиничи и провожу время с родителями. В Киеве у меня все расписано четко: тренировка, сон, еда, снова тренировка и так далее. Живу как робот, и мне это нравится. Это дисциплина, без которой невозможны высокие результаты.

— Какими языками владеете?
— О, стыдно признаться! Немного польским, украинским. Знаю белорусский, русский. С английским очень плохо. В Алуште зимой наняли репетитора, но из-за политических событий все прервалось. А когда наступает стадия более серьезной подготовки, времени на английский совсем не остается.

— Какой город шокировал вас?
— Сингапур. До него была в Японии и думала, что уже не удивлюсь. Город — будто голливудский фильм. Смотришь и думаешь: такого просто не может быть! Здания, природа, местные жители — все поражает изысканностью. Не обращала большого внимания на идеальную чистоту, ведь в Беларуси почти то же самое. А спортсмены из других стран замечали. За выброшенную на тротуар жевательную резинку следуют большущие штрафы. Видела весь город с высоты 50-го этажа — невероятно! Жаль, была там всего три дня и не успела посетить местный зоопарк — один из лучших в мире.

— Где еще мечтаете побывать?
— В Австралии и Канаде. Толком не была в Париже, постоянно проездом. Люблю Швейцарию, хотела бы рассмотреть ее лучше.

— Расскажите, если можно, о личной жизни.
— Живу в гражданском браке с Виталием Шафаром (известный украинский марафонец. — “ПБ”.). В ближайшее время планируем оставаться в Киеве и вместе тренироваться. Счастлива, что рядом есть человек, который понимает и поддерживает в самых сложных жизненных ситуациях.

— Как воспринимаете ситуацию на Украине?
— Все, что происходит на востоке страны, — страшно! В Киеве спокойно, но когда в зоне боевых действий оказываются друзья и знакомые, понимаешь, что это касается каждого. Очень хочется, чтобы все скорее закончилось и украинцы снова жили как прежде. Самое страшное — это война.

— Чем принципиально отличаются Беларусь и Украина?
— В Беларуси я родилась и выросла, там живут родители. Очень люблю Минск. Радуюсь, когда вижу, как строится город, моя любимая Веснянка, микрорайон Лебяжий. Там великолепные условия для тренировок. Очень хочется, чтобы в Беларуси разговаривали на родном языке — он мне очень нравится. Чтобы туристы, приезжая к нам, могли окунуться в белорусскую культуру, обычаи, традиции. На Украине же родился мой папа. Сейчас живу в Киеве и благодаря тренеру занимаюсь любимым делом.

— Почему пропустили чемпионат Европы?
— Во-первых, сроки неудобные. После марафона в Бостоне нужно время на восстановление. Могла бы готовиться к Цюриху на средний показатель, но не вижу смысла. Хочу расти в результатах. Поэтому новый марафон побегу не раньше октября-ноября. Сделать это в августе — означает испортить график. Во-вторых, участие в чемпионате Европы никогда не обсуждалось, сразу сказала, что после Бостона не будет времени полноценно восстановиться. В-третьих, тренер не стал бы форсировать подготовку к Цюриху из-за риска получения травмы.

ОТ РЕДАКЦИИ
Мы попросили прокомментировать ситуацию старшего тренера национальной команды Беларуси в беге на выносливость Андрея ГОРДЕЕВА.
— В 2013 году мы профинансировали сборы Дулибы в Кисловодске, Чолпон-Ате и Алуште. В январе нынешнего года я спросил, собирается ли Саша участвовать в чемпионате континента и Кубке Европы на 10 тысяч метров. На марафон в Цюрихе сразу был дан отрицательный ответ. Что касается Кубка, Дулиба обещала подумать и рекомендовала связаться с ее тренером. Неоднократные попытки выйти на контакт с Осьмаком оказались безрезультатными. Поэтому в нынешнем сезоне мы сняли Дулибу с финансирования. Однако осенью планирую выяснить ее дальнейшие планы. Сейчас не хочу ей мешать готовиться к марафону.
Кстати, витебский шестовик Дмитрий Марков после Олимпиады-1996 переехал в Австралию и тоже уклонялся от прямых ответов на вопросы белорусской стороны. Через три года (положенный срок карантина) он выступил за сборную Зеленого континента на чемпионате мира-1999 и завоевал серебро, а в 2001-м стал чемпионом мира.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?