Лига чемпионов. Егор Филипенко. Считайте меня клоуном

22:23, 28 августа 2014
svg image
2546
svg image
0
image
Хави идет в печали

Так что долго думать, с кем можно обсудить выход БАТЭ в групповой этап Лиги чемпионов, корреспонденту “ПБ” не пришлось. Егор от получасового разговора за чашечкой кофе не отказался, равно как и выполнил затем просьбу прокомментировать состав группы, в которую попали борисовчане.

— Традиционный уже вопрос после лигочемпионских матчей БАТЭ: как отпраздновали?
— Хорошо, но мало. Собрались командой. Посидели, пообщались, посмеялись. И все, во вторник особо не разгуляешься.

— Я даже знаю, кто это организовал.
— Ну кто же еще у нас может? Я, конечно. Так уж сложилось.

— С тренерским штабом сидели вместе?
— Нет, только игроки. Тренеры — отдельно.

— После “Слована” прошло два дня. Впечатления от матча как-то изменились?
— Все успокоилось, ажиотаж прошел. А полное осознание придет позже, может, когда увижу состав группы (основной разговор состоялся до жеребьевки. — “ПБ”.). А так, естественно, только положительные эмоции. Понимаешь, что будешь играть в группе, и от этого радостно.

— Это была самая сложная квалификация?
— Легких не бывает. Эта не исключение. Тяжелее всего морально было на выезде в Албании. Когда “Скендербеу” сравнял счет, у него было достаточно времени, чтобы забить еще. Вот тогда понимали, что пропущенный гол будет катастрофой. А это первый раунд, мы бы лишались всего.

— Со “Слованом” полегче было?
— Здесь мы добились неплохого результата в гостях. Ни на грамм не сомневался, что пройдем словаков. На выезде оценили их силу и уяснили, что мы гораздо выше по уровню. Понимали: если не победим, будет беда. Ну а дома переиграли их полностью, без шансов.

— Пересматривал матч?
— Никогда этого не делаю. Да и разбирать такие игры незачем. Но без ложной скромности скажу, что сыграли просто классно. У соперника было всего лишь два момента. А когда Серый Черник выручил, понял, что это был ключевой момент матча. Больше мы им ничего создать не дадим. В итоге 29 ударов по воротам, 10 — в створ, Виталик Родионов все штанги-перекладины обстрелял.

— Он, кстати, едва ли не больше всех подвергался критике.
— Не стоит обращать на это внимания. У нас такой народ: ты выиграл — обнимают, целуют. Завтра ошибся — поливают и убивают. К этому нельзя серьезно относиться. А Виталик, он для команды незаменим.

— Ты тоже так к критике относишься?
— Раньше заводился, бесился по этому поводу. Сейчас все-таки взрослый парень уже. Пусть пишут что угодно, нас это не должно сбивать с толку.

— У всех получается так это воспринимать?
— Сложно сказать. Люди разные, кто-то заводится, кто-то обижается. Меня даже забавляет иногда. Критика подстегивает? Смотря какая. Если на форумах — ну что это за критика? Это бред сумасшедшего, который нельзя воспринимать всерьез. Прикольно иногда почитать, позабавляться. Без этого было бы даже скучно. Плохое писать проще всего, похвалить — сложнее.

— Безотносительно “Слована”, как бы вы восприняли попадание в группу не Лиги чемпионов, а Лиги Европы?
— Это было бы полное разочарование. Одно дело, когда ты не проходишь “Дебрецен” и вылетаешь. А другое, когда остается один шаг, а ты опускаешься в Лигу Европы. Мы даже не могли себе подобного представить.

— Три матча на “Борисов-Арене” получились особенными: со “Скендербеу” — первый еврокубковый, с “Дебреценом” — триллер, со “Слованом” — выход в группу. Какой больше понравился по эмоциям?
— Наверное, с “Дебреценом”. Добились результата на 94-й минуте, поэтому эмоции были сильнее. Сейчас же, когда счет стал 2:0 и оставалось пять минут, уже понимали, что мы в Лиге. Не было этой маленькой грани. А что касается поддержки, то на каждом матче она была просто нереальной. Кайфово играть, такой драйв! Чистая Европа! Раньше мы так приезжали к большим клубам, выходили на стадион и смотрели большими глазами. Сейчас понимаем, что сами играем на такой арене. Уже к нам приезжают и так же смотрят.

— У “Слована” со стадионом дела явно похуже.
— Где? В Братиславе?! Да там вообще ужас! Когда приехали, сразу решили: этот стадион нельзя пускать в Лигу чемпионов. Одни тоннели чего стоят, там минут семь до поля идти. Наш старый “Динамо” по сравнению с той ареной — “Сантьяго Бернабеу”.

— Ты после матча сказал, что хочешь “Реал”. Почему?
— Моя любимая команда, с детства болею за нее. В 2008-м не смог сыграть против нее, сейчас об этом мечтаю. И все равно, кто там с ними будет. Пусть три “Реала” попадается, буду только “за”.

— А как насчет того, чтобы попался более или менее проходной вариант?
— А какой из них проходной? Читал, кто-то писал о “Порту”, еще о ком-то. Вы издеваетесь, что ли?! По мне лучше играть с топ- командами. С “Порту” можно и в Лиге Европы как-нибудь сыграть, в 1/16 финала, например. А в Лиге чемпионов надо с грандами. Получать удовольствие. Ну и обыгрывать их желательно.

— Ты же понимаешь, что сегодня от БАТЭ уже ждут большего?
— Все понимают: и игроки, и руководство. Но давай будем объективны, выход из группы — это… Это будет… Просто космос! Если откровенно, абсолютно все команды в Лиге чемпионов выше нас уровнем. Я никого не принижаю, мы в себя верим, можем обыграть, как ту же “Баварию”, кого-нибудь еще. Перед нами стоит реальная задача по выходу в Лигу Европы с третьего места. Считаю, нам это по силам.

— Ощущения после шестого попадания в групповой этап не притупляются?
— Такие вещи не могут притупляться. Для белорусов, для БАТЭ это очень круто. Помню себя в 2007 году, когда уже играл здесь. Да мы даже мечтать о таком не могли! А сейчас преподносят группу как нечто само собой разумеющееся. Не попадаем — все пишут: “Как это вы не попали?” Да вы что, совсем, что ли?! Так что это классные ощущения, они не могут надоесть. В чемпионате вот — да.

— Да?
— Да… На самом деле тяжело после еврокубков возвращаться к нашему чемпионату. Ладно еще на “Борисов-Арену”, не особо переход ощущаешь. Но когда мы приехали после “Дебрецена” в Новополоцк! Это был тихий ужас. Я серьезно: вышел на поле, хотелось заплакать и уйти. Сказать: отправьте меня обратно в Минск, я не хочу! И сыграл соответствующе… Там же никаких условий ни для болельщиков, ни для игроков. Нельзя разве элементарно туалеты сделать? Вот в Слуцке проблемы были со стадионом, так по сравнению с “Атлантом” он просто космический. Такие в Беларуси нужны. Думаю, в Новополоцке просто никому это не надо. Про наш чемпионат даже говорить не хочется после Лиги чемпионов.

— Воспринимается как повинность?
— Да это так и есть! Надо просто выиграть, чтобы потом играть в Европе и ловить кайф. В прошлом году, когда вылетели из еврокубков, нереально тоскливо было. Осень совсем серая.

— Ребята говорили, что это была перезагрузка, что она нужна команде…
— Ха! Когда не вышли, можно называть это как угодно. Если бы получилось, никто и не заикнулся бы. Ничего нам не надо было, только еврокубки. Просто не выиграли.

— Сейчас благодаря “Динамо” концовка чемпионата у вас будет веселее?
— Все в наших руках. В прошлом году тоже была конкуренция, до сентября мы с “Шахтером” “колупались”. Хотя уже осенью “везли” им прилично. Динамовцы же сейчас более конкурентоспособны, чем солигорцы в прошлом году. Интересно посмотреть, как они будут справляться, когда мы окажемся в равных условиях, с играми на два фронта. А вообще, желаю минчанам удачи.

— Их выход в группу может увеличить рейтинг…
— Ай, по этому поводу не заморачиваюсь.

— Ну вдруг с третьего раунда будете сразу стартовать…
— Ага, или “Динамо” будет.

— В летнее окно у вас появились два новичка. Как они приживаются?
— Лучше у них спросить, но мне кажется, нормально.

— Ты способствуешь?
— Да, по мере возможностей. Андрюха Яковлев вообще мировой парень. И Туби (Неманья Тубич. — “ПБ”.) тоже, хотя он, понятно, больше с Филом Младеновичем общается. Находят общий язык. Филу веселее. Хотя он и до этого не грустил.

— Туби? Ты придумал?
— Ну да. Неманья — слишком сложно. Так что просто Туби.

— Откуда у тебя вообще такие организаторские способности?
— Не знаю, видимо, передалось. Такой я человек. Люблю, когда сделал дело, отдыхать. Когда возможно. И всех призываю. Это добровольно, конечно. После игры всегда ребят зову, говорю: “Вот я иду отдохнуть, кто со мной, присоединяйтесь”. И часто присоединяются.

— Партнеры легки на подъем?
— Не все, конечно. У некоторых же семьи, девушки. Кого-то не пускают, кто-то “под каблуком”, дома сидят. Это я парень свободный, могу позволить. Я и Анрик (Хагуш. — “ПБ”.). Анрик вообще наш человек. Не припомню еще ситуации, чтобы позвонил ему, а он отказался. Уже даже не спрашиваю. Просто говорю: “Я здесь, приезжай”. Он: “Все, вызываю такси”.

— А на поле ты как будто совсем другой человек…
— Так и надо. Я могу быть разгильдяем в жизни. Но есть любимая работа, где нужно выкладываться на сто процентов. Есть задачи, которые нужно решать. Не могу позволить себе относиться к футболу как-то по-другому. Поэтому, конечно, серьезен — нельзя раздолбайство по жизни переносить на поле.

— Относишься к футболу, как к работе?
— Так оно и есть. Но я получаю от нее кайф.

— Ты понимаешь, что многие со стороны считают тебя каким-то клоуном?
— Пфф, да считайте меня клоуном. Мажором. Алкашом. Кем угодно, мне все равно. Я знаю себе цену. Есть люди, которые со мной общаются, знают как человека. Для меня важно их мнение. Да и в клоуне нет ничего плохого. Никулин всю жизнь был клоуном, и его все любят и уважают. Это величайший человек. Так что это даже комплимент.

— Давай поговорим о Ермаковиче. Он растет как тренер?
— На сто процентов. Это заметно даже по его поведению на скамейке запасных, по тому, как ведет игру. Понятно, первое время ему было тяжело после успехов Виктора Гончаренко. В пять раз тяжелее, чем Виктору Михайловичу. От него в 2008-м никто ничего не ждал, сейчас от Владимировича ждут. Это давило и на команду, и на него самого. Постоянно сравнивают с Гончаренко. Столько критики было, читали — просто смешно становилось. А теперь мы рады, что все это преодолели и Александр Владимирович вместе с нами. Сейчас главное — не расслабляться и не думать, что уже все сделали и можно отдыхать. По большому счету, все только начинается.

— Ты же с ним еще вместе играл. Теперь как общаетесь?
— Теперь это отношение “тренер — футболист”. Но в то же время можем поговорить на абсолютно любые темы. В этом и есть преимущество преемственности. Нет никаких барьеров, очень тесный контакт. Мне лично так комфортнее. А то есть такие, которые находятся в стороне.

— У тебя такие были?
— В “Спартак”, когда уволили Черчесова, пришел Лаудруп. Я с ним вообще ни разу не поговорил! Подходит там третий, пятый, десятый тренер, что-то говорит. Но это не главный. В итоге непонятно, почему играл, почему — не играл.

— Можешь привести пример того, что БАТЭ — это семья?
— Самый главный показатель — это наши результаты. Когда все сплочены, можно добиться успеха. А что там пишут, мол, у нас какие-то конфликты… Их нет. Хотя да, БАТЭ — мужской рабочий коллектив, здесь не может всегда быть все гладко.

— Как ты воспринял слова Капского об уходе с должности?
— А что изменится? Просто не станет приставки “председатель правления”. Будет просто Анатолий Анатольевич, который “пихает” нам в раздевалке после поражений и обнимает после побед.

— Каково это, сидеть в раздевалке после поражения и ждать, что скоро придет Капский?
— Да ничего страшного там не происходит, все нормально. Пойми, не могу об этом говорить, пусть останется в раздевалке. А вообще, “пихают” не за поражения, а за безвольную игру.

— Мы упомянули о России. Как на тебя повлиял этот период?
— Сложно судить. Со стороны виднее. Мне кажется, что я такой же, но знаю, что это не так. Поменялся в России, причем не в лучшую сторону. Москва меняет людей. Но когда вернулся сюда, все стало на круги своя.

— А Сибирь?
— А в Сибирь — ссылка. Хотя период в Томске сплошь позитивный. Кроме того, что не играл из-за травмы. Коллектив просто офигенный, единственный, который могу сравнить с БАТЭ. Был расстроен, когда меня возвращали из аренды в “Спартак”, даже просил агента, чтобы договорился и меня оставили до конца года.

— Почему столько наших ребят едут в Россию? За деньгами?
— Блин, подожди, ну почему сразу деньги? Российский чемпионат — в пятерке лучших в Европе. Люди переходят на другой уровень. И о деньгах нельзя забывать. Как ни крути, без них никуда. Наш век короткий, карьера закончится. Я, например, больше ничего не умею. Да и в футболе тоже так себе… Шутка. Хочется, когда закончу, чтобы за спиной была “воздушная подушка”, чтобы чувствовать себя уверенно первое время.

— Но у многих карьеры летят прахом. Тот же Брессан…
— Не могу говорить про Ренана. У меня есть свое мнение, но не хочу. Хотя… Он же сам недавно сказал в интервью, что поехал тупо за деньгами. Сейчас у него вроде дела получше, четыре голевые передачи отдал.

— Расскажи, что все-таки с премиальными за Лигу чемпионов? Кто говорит, что сумм не знает, ты сказал, что знаешь.
— Кто был в Лиге раньше, тот знает. Я надеюсь, что знаю. Но на самом деле — ни перед одной из игр мы не обсуждали этот вопрос. А то там писали, будто Филипенко об этом спросил перед “Скендербеу”, и понеслось: “О, деньги, деньги…” Это было в шутливой форме все сказано. Ну не могу представить, что вот ты в группе Лиги чемпионов, сидишь и думаешь: “Так, фиг с ней, с Лигой, какие там премиальные?” Просто есть осознание, что что-то заработаешь. Приятненько. А как же? Заслужили — получили.

Второй раз мы связались с Егором после вечерней жеребьевки.
— Доволен?
— Нет! Вообще расстроился. Сначала, когда “Реал” забрали. Потом, когда состав группы узнал. О “Порту” мы уже говорили, и “Шахтер” не хотелось тоже. Ай, ладно. Группа есть группа. Будем играть.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?