ГОЛОС ГАЛЕРКИ. Мертвые уши
Наступила осень, отцвела капуста, пропало все. И увяли иллюзии относительно белорусских притязаний постучаться в элиту мирового футбола. Врата великих возможностей намертво захлопнулись после двух сентябрьских проигрышей в одну калитку, засвидетельствовавших тот факт медицинский, что претендовать на путевки на футбольные форумы Беларусь вправе с тем же успехом, что и лимитрофные латыши на приграничные русские райцентры. И в том, и в другом случаях взамен всучивают лишь от мертвого осла уши. Как-то сэр Уинстон Черчилль заметил, что главное достоинство политика заключается в способности предвидеть ситуацию, умении спрогнозировать, предсказать будущие последствия тех или иных шагов, а потом доходчиво и убедительно пояснить, почему этого не произошло. Сия черчиллева сентенция как нельзя лучше подходит и к еще двум цехам, говоря ильфо-петровским слогом, “пролетариев умственного труда” — журналистскому и тренерскому. В годины полного крушения надежд от них всегда ждут объяснений. И таковые последовали, внеся некоторую ясность, проливая свет и давая пищу к разного рода размышлениям…
Фиаско, как это за ним всегда водится, подкралось незаметно. Между итожившим прошлый годичный цикл сборной интервью “ПБ”, в котором Анатолий Байдачный заявил, что “работа с такой командой для любого тренера — величайший подарок судьбы”, и иронической ремаркой на сентябрьской пресс- конференции, мол, он “охотно поменялся бы местами с синьором Липпи”, аккурат прошло девять месяцев. “Никто и нигде не понимал так легко предлагаемые тактические схемы, не воспринимал так точно задачи, которые ставились перед игрой… В команде создан нормальный моральный климат”, — это цитата из декабря 2004-го. “Оборона — просто беда. Защитники опускались очень глубоко, не создавая компактности, чего при линейно-зональной системе быть не должно. Наши ребята попросту играли не по схеме… К сожалению, здоровый командный дух в последнее время выветрился. Такое с микроклиматом в коллективе происходит не впервые”, — а это из сентября 2005-го. Действующие лица и исполнители вечной белорусской футбольной драмы те же…
Ноленс-воленс, как говорят французы, а дежа вю. Не покидает ощущение, что это уже было. Ровно за четыре года и два дня до матча в Кишиневе, после фатального фиаско 0:2 в поединке с украинцами, покинули расположение сборной окрещенные предателями Белькевич с Хацкевичем и примкнувший к ним Лаврик, ныне заменявший в составе попавшего в опалу Гуренко. Все те же белорусские “грабельки”. Старый служака-капитан, уязвленный подозрением в “неполном служебном соответствии”, скоропалительным демаршем вернул команду в состояние четырехлетней давности. Очередной кризис — рецидив застарелой хвори, малоизученного коварного вируса, проявляющегося симптомами нездорового микроклимата как следствия хронической переоценки возможностей, голевого бессилия и игровой дисфункции на фоне фобии решающих матчей. Командный организм не в состоянии переносить возрастающие психоэмоциональные нагрузки, всякий раз “ломаясь” в кульминационный момент судьбоносных сшибок. Неприятно поражают унаследованные нынешним созывом сборной от призывников 2001-03 годов “родовые” изъяны в ключевых компонентах современного футбола. Как-то: явная ограниченность физических кондиций (мы никого не “перебегали” ни в июне, ни в сентябре), отставание в скорости принятия решений, слабая реализация стандартных положений (очень рельефно обозначившаяся в двух последних играх), неадекватность тактического оппонирования сопернику. Впрочем, рассуждения о причинах сего “наследия” будут излишними после сравнения “списочного” личного состава сборных Малофеева и Байдачного — это почти калька. Да и сравнительные характеристики самих коучей обнаруживают у них, при всей разности и неординарности двух ярких личностей, черты определенного сходства в профессиональном их преломлении. Харизматические наставники, просто слушать которых на их пресс-конференциях всегда удовольствие, оба проповедуют в общем-то весьма схожие футбольные философии — условно определим это, как категорическое неприятие “антифутбола” а-ля Греция…
Но не стоит спешить делать напрашивающиеся выводы о схожести, предопределенности карьерных перспектив теперешнего тренера и его предтечи. Как там оно будет — посмотрим, но, кажется, для Анатолия Байдачного наступило время не соломоновых решений, пора определяться со стратегическим выбором: либо идти дальше, опираясь на старую добрую гвардию, как шел Наполеон из Москвы по смоленской дороге, либо, отобрав лучших из худших, но молодых, попытаться создать другую, но свою команду. Если, конечно, даст бог и милостивы будут власть предержащие вершители судеб. Неведомо, заняты ли в федерации приисканием новых футбольных пророков, или в “листе ожидания” БФФ есть лишь уже давно стоящие “в очередь” кандидаты на повышение, только более насущным представляется сейчас не механическая смена главкома сборной, но качественное укрепление ее штаба. Может быть, есть смысл создать при институте сборных что-то вроде КНГ — комплексной научной группы (по примеру существовавшей при командах СССР) с целью усиления аналитической составляющей в работе с коллективом. Напрашивается и включение в штат тренеров по работе с вратарями и по физподготовке. Неотложного решения требует вопрос с тренировочной базой. А то получается, что лучшим футболистам страны у себя на родине вроде как и готовиться негде к ответственным матчам, и они принуждены околачиваться в буквальном смысле у городских “фонтанов”. Попробовали скитаться по заграничным приютам, хотели как лучше, получилось как всегда. Капитан сборной лишь неуклюже озвучил общее недовольство тираспольским квартированием, дело ведь не в кондиционерах там, а в сквозняке тут. Не менее животрепещущей была и есть проблема подготовки резерва, создания конкурентоспособной внутренней среды, действительно профессиональной футбольной лиги…
На фоне преуспевших в последнее время Украины, Латвии, Словении, Словакии, Польши, даже Боснии и Герцеговины, одной лишь разницей в экономических потенциалах наши перманентные провалы на европейских аренах уже не объяснишь. А если поставить во главу угла человеческий фактор, то стоит признать, пусть несколько утрируя, что у нас просто нет не только своего Шевченко, но даже и Луки Тони, забивающего, когда надо, три из трех — вот и вся разница. В заключение позвольте привести еще одну библейскую истину от так часто цитируемого сейчас в футбольной среде премудрого царя Соломона: “Ухо, внимательное к учению жизни, пребывает между мудрыми; а кто внимает обличению, тот приобретает разум.” (Ветхий Завет, Книга притчей Соломоновых, гл.15, стих.31-32).
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь