О ТЕКУЩЕМ МОМЕНТЕ. Гости на погосте

14:06, 5 мая 2004
svg image
2830
svg image
0
image
Хави идет в печали

Как бы в насмешку над сим бесполезным занятием главный тренер национальной сборной Михаил Захаров ввел в разгар “решающих баталий” смачную альтернативу — гулянье чемпионов национального первенства. Пока основа “Юности” громко и заслуженно бражничала на Октябрьской площади, дублеры в тиши трибун Крытого катка сливали воду в утешенье вчерашнему сопернику по грандиозному финалу. Теперь тоже как бы финал: “Керамин” — “Гомель”, но после всего вышесказанного воспринимается он не иначе как шоу неудачников, пытающихся выиграть некий странный бой, тогда как проиграно сражение.

Куда полезнее было бы провести подобный турнир в формате некогда популярного “Кубка “Крынiцы” либо просто в предсезонные сроки, равно как логичной и крайне необходимой видится сегодня ратификация известной идеи того же Захарова по “пяти молодым”, но… Наумов невольно гнет свою линию — во многом благодаря тому, что возразить ей в нынешнем составе исполкома национальной федерации никто не осмеливается. Словно вернулись во времена, когда позиция “против линии” имела под собой недвусмысленное толкование — “партии, правительства, трудящихся и т.д”. Кворум не голосует, он повторяет движения руки председателя, а та не застрахована от неточностей.

Явно неточной, например, в минувшем сезоне была концепция минского “Динамо” — старую печь топили новыми ассигнациями, — но об этом генералу вовремя также никто не сказал. Когда же юношеская сборная с треском провалилась на прекрасно организованном домашнем форуме, вспомнили и о регламенте чемпионата, и о базовой молодежной команде, и о других начинаниях, до сих пор уводимых в стороны.

Теперь за неточности Наумова критиковать можно много и долго, однако, по большому счету, в контексте данного материала ошибки Владимира Владимировича видятся скорее достижениями. Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает, а о последней категории служащих, к сожалению, принято говорить как о покойниках — как правило, ничего.

Тихо, как на кладбище, в белорусском баскетболе. Что-то делят, кого-то наказывают, чего-то запрещают во имя всеобщего блага и в целях дальнейшего развития, но самого развития, не говоря уже о благах, как бы и нет. Не подает явных признаков жизни волейбол, государев слуга от которого схоронился в сановных стенах Могилевской губернии. В том же направлении сосредоточены служебные полномочия председателя Белорусской федерации гандбола — помощник главы государства Юрий Кулаковский давно отгорожен от общественных забот “важными государственными делами”.

Не так давно на одном из редких гандбольных саммитов, осветленных присутствием председателя, Юрий Александрович выразил было готовность сложить с себя обременительные полномочия. Он даже публично поблагодарил журналиста Сергея Новикова за помощь в принятии такого решения от имени… своей супруги. Но в каждой шутке, как известно, есть только доля шутки, и легко верится, что времяпрепровождение в благополучном домашнем кругу для руководителя БФГ куда предпочтительнее погружения в чаяния беспризорной гандбольной общественности, которая за два с половиной года правления Кулаковского семьей ему так и не стала.

И отпустили бы Юрия Александровича с миром, и даже не стали бы публично осуждать за бесцельно прожитые гандбольные годы, но тот сам в очередной раз сделал себе и людям мучительно больно. На совет федерации, уполномоченный уставом созвать выборную конференцию, фактически, но не юридически самоустранившийся председатель вновь не явился, уведомив работников аппарата БФГ в чрезвычайной собственной занятости теми же государственными делами. Спрашивается: а когда шел на выборы, этих дел что ли не было? И как бы в подтверждение риторики — следующее решение Кулаковского: отложить заседание совета не на день, не на неделю и даже не на месяц, а на самый что ни на есть “неопределенный” срок. Звучит как вызов, не правда ли, но толерантная общественность, как водится, его не заметила.

Между тем подумалось: неужели рядовой помощник президента страны загружен работой больше, нежели министр внутренних дел, не пропустивший за те же два с половиной года руководства ФХРБ ни одного (!) заседания исполкома? Более того, главный милиционер страны участил их проведение и реализовал в полном соответствии с законом юридическую реорганизацию общественного объединения в союз юридических лиц. Кстати, сделал это Наумов по примеру своего коллеги Невыгласа — Геннадий Николаевич в футболе также генерал далеко не свадебный, он регулярно находит время для плотного общения с футбольным цехом. Сейчас и не вспомнить, когда в последний раз исполком БФФ прошел без своего председателя, не говоря уже о многочисленных конференциях, открытиях, чествованиях, приемах, важных переговорах и т.п. Даже пустяшный приз вручить игроку — и тут собственной персоной.

Да, в футболе мы многое проиграли, не довели до логического построения реформу чемпионата, пока не выдержали экзамен лицен- зированием клубов и допустили еще целый ряд ошибок, которых при последовательной, вдумчивой и преемственной работе можно было бы легко избежать. Но сегодня никто, даже самый завзятый оппозиционер власти футбольной либо политической не сможет утверждать, что этой работы нет вовсе, что она не ведется с невиданным доселе размахом, привлекая в помощь мощный административный ресурс, как того требует ситуация.

Может, Наумов или Невыглас являют собой исключения из правил пресловутой вертикали, или, в конце концов, их семьи имеют иную природу, а жены сделаны из другого теста? Но подвижнический ряд, к счастью, можно продолжить. По самоотдаче, инициативе, преданности ставшему любимым виду спорта вышеназванным генералам ничуть не уступает еще один — Леонид Ерин. И в данном контексте приходится констатировать, что должность председателя КГБ по важности, загруженности, чрезвычайности государственных дел также значительно “уступает” кругу обязанностей представителей Могилева и области. Надо было видеть, с каким рвением работал на чемпионате Европы по биатлону Ерин, какие вопросы брал и решал “под ключ”. При этом Леонид Тихонович не ограничивался чисто директивными функциями, а лично вникал в каждую серьезную проблему, впрягался в самую неблагодарную работу, не упуская при этом из виду лидеров Международного союза биатлонистов, с коими Беларусь твердо вознамерилась прописать у себя один из этапов Кубка мира, выведя местную инфраструктуру на широкую орбиту.

На правах очевидца и участника событий возьму на себя смелость утверждать, что прошедшие в этом году в Беларуси на высшем уровне и имевшие широкий международный резонанс биатлонный и хоккейные форумы — в большинстве своем заслуга трех генералов. Министр спорта Юрий Сиваков и два председателя федераций — Владимир Наумов и Леонид Ерин вытянули, казалось, неподъ- емный воз на собственных погонах. И если для первого это входило в круг служебных обязанностей, важных государственных дел, то двое других с теми же делами справлялись в свободное от основной работы время. Они выполняли, по сути, общественную работу, за которую не платят оклады и премиальные, не вешают звезды, не спрашивают при аттестации, не дают повышений и не делают записей в трудовой книжке. Но у кого повернется язык сказать, что такие проявления энтузиазма для государства менее важны, нежели строгое соблюдение должностных инструкций чиновника?

Разумеется, следуй генерал Ерин скупой философии бойца невидимого фронта, не лезь он на рожон со своими спортивными инициативами, и председателя КГБ от возмущенной промахами на огневых рубежах общественности надежно защищали бы стены служебного кабинета. А так, извольте ответить по поводу Драчева, Зубриловой, Сашурина и т.д. Но, самое главное, и Ерин, и Наумов, поднявшие свои федерации на новый уровень и открывшиеся таким образом для критики, пришли не на пустое место. До них биатлонную и хоккейную почвы активно возделывали предшественники — Владимир Мацкевич и Юрий Бородич соответственно, за что благодарная общественность вспоминает их добрым словом. Выходит, нет никаких исключений из правил — есть лишь попранные правила.

Будем необъективны, если не отметим, что административный ресурс бывает разным и что занятость государственными делами не всегда пропорциональна их весу и значимости. Но когда к относительно невысокому служебному потенциалу и возможностям добавляется еще и просто апатия, нежелание что-либо предпринимать, другого разумного пути, кроме как выход в отставку, просто не существует. К этому шагу тот же председатель гандбольной федерации пришел не сам — ему его долго и деликатно подсказывали, но… В недавнем выступлении перед депутатами, к разряду которых некогда принадлежал и Юрий Кулаковский (быть избранником общества — теперь это профессия), Александр Лукашенко в очередной раз подчеркнул приверженность курсу выдвижения на должности руководителей спортивных федераций высоких должностных лиц. С одной стороны, это объединяет разношерстную олимпийскую семью во взятую за логику власти систему вертикали, повышает ответственность, привносит в вид спорта дополнительный ресурс, а с другой, по словам главы государства, — обогащает самого руководителя общественными функциями, без которых нет самой его личности.

Выступления Александра Григорьевича наши чиновники воспринимают, скрипя перьями, зачастую буквально — не иначе как руководство к действию. По-своему, видимо, услышал президентское послание парламенту и Юрий Александрович, потому как очередной тихий поворот спиной к выборщикам оказался для него более комфортен, нежели гипотетическое проявление истинного лица перед государем. А вдруг Александр Григорьевич увидит в нем гримасу и зачтет как ослушание? Уж лучше и дальше мимикрировать…

Таким образом, критика, которой подвержены несвадебные генералы белорусского спорта, Кулаковским ничуть не грозит. В олимпийской семье Беларуси остается много тихих заводей, где сохраняется и временами даже процветает кладбищенский дух — случайные гости на погосте чувствуют себя комфортно. Уже не однажды замечено: каждое общество имеет того лидера, которого заслуживает. Ведь это оно его себе избирает, чтобы потом в меру сил проявлять терпимость. От долготерпения многих авторитетных в спортивном мире белорусских специалистов у их зарубежных коллег уже давно бы съехала крыша…

Пояснение Национального олимпийского комитета

По существу вопросов, поднятых чемпионом Олимпийских игр по гандболу Барбашинским Андреем Станиславовичем в интервью газете “Прессбол” “Куда уходят чемпионы: бизнес вместо спорта” (“ПБ”, N 46, 23.04.2004), Национальный олимпийский комитет поясняет, что предприятие “Вегас”, о котором ведет речь интервьюируемый, является официальным спонсором НОКа Беларуси, добросовестно выполняет договорные обязательства и вносит определенный вклад в развитие олимпийского движения в стране.

НОК Беларуси с уважением относится к спортивным заслугам и наградам Барбашинского А.С., которые завоеваны им в честной борьбе, и искренне надеется, что и в бизнесе выдающийся белорусский спортсмен будет руководствоваться теми же принципами.

Считаем необходимым также пояснить, что Барбашинский А.С. не является членом НОКа и в состав Национального олимпийского комитета не избирался. Избрание в состав НОКа Беларуси осуществляется Олимпийским собранием в соответствии с Уставом.

НОК Беларуси высоко ценит вклад каждого белорусского спортсмена в реализацию олимпийских программ и пропаганду идеалов олимпизма.

Пресс-служба НОКа Беларуси

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?