АВТОРСКОЕ. Переходный возраст

07:52, 18 января 2005
svg image
3588
svg image
0

Первую “желтую карточку” мы увидели перед собой 8 апреля, в период проведения в Минске юношеского чемпионата мира по хоккею. При организации работы пресс-центра столкнулись с теми же препятствиями, что и во время европейского биатлонного форума, а также хоккейного финала чемпионата страны. Активная реализация главным редактором профессионального права журналиста вообще и фотокорреспондента в частности быть аккредитованным и допущенным к спортивному событию, как мы полагаем, вылезла редакции боком. А именно смертельным ударом по проекту “Саша и Сирожа” и превентивным — по самой редакции. В своих объяснениях и доводах мы тогда писали Министерству информации:

“Признаем, что в материалах, в которых, согласно предупреждению, “использована вульгарная и табуированная лексика, искажены общепринятые нормы русского языка”, действительно допущены указанные нарушения. В свое оправдание поясним, что речь идет о публикациях, выдержанных в явном юмористическом жанре комиксов, они подаются как карикатуры, юморески и предполагают соответствующее снисходительное к себе отношение и восприятие. Юмористы, ведущие свои монологи на телеэкране, говорят не от своего имени, а от лица своих героев, подстраиваясь под соответствующую лексику, присущую той или иной категории общества, и отходя при этом от общепринятых норм русского языка.

Диалоги “Саши и Сирожи”, о которых идет речь в вашем предупреждении, очень популярны среди аудитории нашего издания, и мы бы хотели в данном случае вместе с вами прийти к допустимому компромиссу, не ликвидируя проект, а модернизируя его с учетом ваших замечаний”.

Однако диалога не получилось, ответа не последовало. А может, мы на самом деле где-то переборщили, перегнули палку?.. Пришлось пожертвовать малым ради, несомненно, большего. Но, увы, тот же почерк наказания, усмирения, давления на газету обнаружился и теперь. Опять же “так совпало”, что вторая “желтая карточка” (третьей на информационном поле Беларуси может и не быть) зажглась в руках арбитра на следующий день (!) после более чем странного и крайне тяжелого для редакции решения суда Центрального района о частичном удовлетворении претензий Николая Корбута к газете.

И если под гражданским иском понимать “незавершенные производством материалы дознания, предварительного следствия”, то как относиться к документам, ДОКАЗАТЕЛЬСТВАМ правдивости нашей информации, которыми на самом деле располагает редакция, но в силу вышеназванных обстоятельств не может опубликовать? Получается, что в суде нас не слушают, а в газете сказать не можем. Хотя заместитель Николая Корбута не осужден, он не является преступником, он просто разыскивается Интерполом за участие в организованной преступной группировке, в вину которой ставится “всего лишь” похищение человека группой лиц. Эти следственные документы, разумеется, тем более составляют тайну, и о них никогда (разве что в последнем слове?) не узнают наши читатели, общественность, страна, президент… И тут уж на ум сами собой приходят разные предположения. Например, не “крышует” ли это предупреждение… Даже подумать страшно…

Один знакомый генерал за рюмкой чаю по-отечески учил, рассуждая о текущем моменте:

— Скажу тебе, Володя, как оно есть: у тебя поехала крыша. Ты тут всем успел так насолить, со всеми так перессорился, что среди тех, кто решает, у тебя практически не осталось союзников. Не стану утверждать, что все сильные мира сего против тебя, что они прикладывают руку к тому, чтобы разом убрать “Прессбол” с информационного поля либо затолкать его в неприличные формы политической оппозиции — они этому просто не препятствуют и где-то даже радуются.

Ну посуди сам. Генерал Сиваков, например, в результате вашей погибели получит монополию на информацию, и тираж его “Спортивной панорамы” за неимением лучшего вырастет, что положительно отразится на служебных заслугах министра спорта. Да и критики нет, разоблачений всяких — комфорт и стабильность!

Генералу Невыгласу тоже поставлена задача активизировать свой печатный орган. Он у него вроде есть, ребята, как могут, стараются. И все бы ничего, да проблема в “Прессболе”. Положишь две газеты рядом, сравнишь, и настроение портится. А тут еще своими “кротами” вы здорово почву под ногами подрыли. Человек ждет назначения, и вдруг нате, сенсация, такой беспредел под носом. Что, нельзя было позвонить, встретиться, сказать, так, мол, и так, Геннадий Николаевич, имеем информацию, давайте посоветуемся, как с ней поступать. А то ведь знаете, как воспринято?! Кто-то из больших неприятелей государственного секретаря Совета безопасности вложил этому жигану Бережкову в руки ножичек! Говоришь, не так? А ты поди теперь докажи, что не верблюд. И защиты в федерации футбола не ищи, без воли на то генерала никто и пальцем не пошевелит, разве что позубоскалят.

Ерин? Так он сейчас не при делах. Да и не очень, знаешь ли, Леонид Тихонович приветствует стрельбу вашей Светы Парамыгиной по темным мишеням. Она у него член исполкома, вроде как помогать должна, а не негатив на страницы выплескивать. Особенно в трудные для нашего биатлона времена…

Даже посольству Соединенных Штатов выгодна твоя погибель. Закроют независимую газету — появится козырь в борьбе с Лукашенко. Уже звонили небось?.. Ну вот видишь.

Разве что Наумову вы нужны, потому что хоккей его на всю катушку раскручиваете — профессионально, ничего не скажешь. Но и Владимиру Владимировичу надоело приходить на работу и начинать день со скандала. Как не можешь понять, что не нужна ему война, тем более с Захаровым! А ты тут поленца в костер подбрасываешь, Батькины резолюции публикуешь…

Даже в родном цеху, по “профсоюзной” линии у тебя тыла нет. Ну зачем с пресс-службой президента ссорился — сдались тебе эти фотографы, чтобы из-за них отношения портить. Вот и получается, что со всех сторон задница голая, прикрыть нечем. Куда ни кинь, везде фронт, а тыл глубоко, им и не пахнет…

— Наши читатели — вот наш тыл.

— Какие на хрен читатели! Тебе эти войны тираж подняли?

— Нет. Но для нашей страны, считаю, он и так не маленький — отрабатывать надо.

— А ты лучше к Наумову подойди, отработай. У него в подчинении милиционеров тысячи, люди не бедные, своего начальника уважают и пожелание его относительно поддержки популяризации хоккея всегда с удовольствием выполнят. А то ведешь себя как мальчишка, будто не редактор, а шаловливый подросток какой-то…

…Не сказать, чтобы советы бывалого были мной не восприняты, ведь они, несмотря на весь свой цинизм и конформизм, в конечном счете прагматичны и доброжелательны. Мертвый ни о чем не скажет — ему не болит. А за жизнь надо бороться не только шашкой, но и мозгами. Скорее всего, я воспользуюсь дельным предложением и когда-нибудь обращусь к генералу Наумову с просьбой помочь с подпиской. Разумеется, посоветуюсь при случае и с Невыгласом. Но это будет после того, как редакция пройдет эту борьбу за справедливость, за право существования такой, какая она есть, до конца.

Мы не сложили оружия. Мы намерены добиваться законного судебного решения в споре с министром финансов и теми, кто находится в его тени, до самого конца, вплоть до Верховного суда — другого пути для сохранения собственной независимости и права на свободу слова у нас просто нет.

Увы, но мы также не можем воспользоваться тысячами предложений наших читателей всем прессболовским миром погасить сумму иска Николая Корбута. Для этого у редакции нет законных рычагов, в частности лицензии на привлечение финансовых средств. Да и негоже это в нашем юном возрасте — пускать шапку по кругу.

Есть другое предложение. Если считаете, что мы правы, если хотите поддержать нас в борьбе — зайдите на почту и оформите подписку до конца полугодия. С этим аргументом нашим врагам будет бороться труднее всего. А редакция, журналисты мгновенно почувствуют вашу поддержку.

Моя главная крыша — это мои читатели. Сегодня только от них, от Вас, зависит, в какую сторону поломается (либо останется прежним?) характер газеты в период переходного 14-летнего возраста. Сделаем подарок “Прессболу” ко дню рождения! Давайте вместе укреплять крышу!

ТОЛЬКО ФАКТЫ. Желтая карточка

Министерство информации Республики Беларусь

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

О нарушении Закона Республики Беларусь “О печати и других средствах массовой информации”

5 января 2005 г. N 1

Редакции газеты “Прессбол” на основании ст. 16 Закона

В соответствии со ст. 5 Закона Республики Беларусь “О печати и других средствах массовой информации” не подлежат опубликованию либо обнародованию незавершенные производством материалы дознания, предварительного следствия и судебных дел без письменного разрешения соответственно лица, производящего дознание, следователя или судьи, а также материалы, полученные в результате проведения оперативно-розыскной деятельности.

Министерство информации Республики Беларусь, рассмотрев статью “Вопросы жизни и смерти. Открытое обращение к Александру Лукашенко” (“Прессбол” N 153 (1753) от 21.12.2004 г.), полагает, что в ней имело место опубликование материала судебного дела без письменного разрешения судьи, в частности в статье опубликовано исковое заявление Корбута Николая Петровича.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 16 Закона Республики Беларусь “О печати и других средствах массовой информации”, Министерство информации Республики Беларусь предупреждает редакцию газеты “Прессбол” о недопустимости нарушения статьи 5 Закона о печати.

Предупреждение может быть обжаловано в течение одного месяца в Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь.

Министр В.В. Русакевич

Выдержки из статьи 16 Закона о печати:

“…Деятельность средства массовой информации может быть приостановлена по решению… регистрирующего органа или суда… на срок до трех месяцев.

Основанием для прекращения судом деятельности средства массовой информации являются неоднократные в течение года нарушения редакцией требований статьи 5 настоящего Закона, по случаю которых делались письменные предупреждения…”

8 апреля 2004 года “Прессбол” уже получил одно предупреждение Министерства информации по статье 5 Закона о печати: “Недопустимость злоупотребления свободой массовой информации”. Касалось оно проекта “Саша и Сирожа”, в котором, по мнению регистрирующего органа, была “использована вульгарная и табуированная лексика, искажены общепринятые нормы русского языка”, что является “посягательством на нравственность граждан”… Предупреждение редакцией не оспаривалось, “Саша и Сирожа” с тех пор на страницах газеты не появлялись.

В случае с новым предупреждением редакция намерена апеллировать.

Выдержка из статьи 35 Закона о печати:

“…Редакция по своему усмотрению отбирает и публикует (передает) адресованные ей письма. При публикации писем допускается редактирование и сокращение текста с условием, что последние не искажают смысл…”

Именно письмами, в почтовых конвертах, в редакцию пришли 3 экземпляра искового заявления гражданина Корбута. Гражданское, а не уголовное дело в суде Центрального района Минска рассматривалось в открытом, а не закрытом процессе. Иск оглашался, и любой гражданин либо представитель прессы при желании мог его стенографировать либо записать на диктофон.

“Прессбол” за свою 14-летнюю историю опубликовал на своих страницах несколько исковых заявлений, в том числе в рамках громких процессов против бывших министров спорта и авиации, соответственно Владимира Рыженкова и Григория Федорова, однако предупреждение Министерства информации за подобное деяние газета получила впервые.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?