Истец всему

06:38, 15 февраля 2005
svg image
4777
svg image
0

Понятие “самого верха” у каждого свое: для одних это старшина роты, для других — господь бог, для третьих — выше и того, и другого. Потому, дабы не заблудиться в табели о рангах, общаться с другом на сию тему мы больше не стали. Хотелось просто посмотреть в глаза арбитрам, когда черное они назовут белым и наоборот — белое вычернят до неузнаваемости. Однако не все так плохо — заглянуть в ясны очи представителям правосудия не удалось. Три судьи, три женщины, выйдя после долгих консультаций из совещательной комнаты, глаз своих поднять не смогли. Одна делала вид, что читала решение, две другие просто потупили взгляды в пол, а едва короткая речь закончилась, в зале резко погас свет и стало жутко темно…

Специфика рассмотрения кассаций по гражданским делам такова, что дел этих много и рассматривают их как бы оптом, когда в одно и то же назначенное время зал заполняют слушатели сразу нескольких производств. Дальше — как повезет, могут поднять первым, а могут и вообще отложить назавтра по причине конца рабочего дня. Нас не отложили, хотя рассмотрели в последнюю очередь, когда из многочисленной аудитории жертв химчисток и столов заказов остались только ответчики по иску Корбута (представители истца отсутствовали) да сами судьи. Кстати, арбитры очень понравились, и возникшая в процессе рассмотрения нескольких споров симпатия к ним не сменилась антипатией даже по итогу дня. Как показалось, женщины в данном случае тоже хотели, как лучше, не исключено, они даже пытались звонить на свой “самый верх” из той же совещательной комнаты, но оттуда до “крыши” было не достучаться. Нас просто не хотели ни слушать, ни слышать.

Если помним, судебное следствие первой инстанции завершилось вопросом к ответчику: “Есть ли у вас доказательства того, что гражданин Иманали разыскивается Интерполом?” Кроме того, судья Валерий Есьман еще на первом собеседовании заявил, что ключевым в этом деле станет документ, подтверждающий факт розыска означенного господина за участие в ОПГ. “Я не просто приобщу этот ответ из Интерпола, — строго предупреждал арбитр, — а позвоню туда и удостоверюсь, что таковое письмо на самом деле было вам выдано”…

С огромным трудом, не без “звонка другу”, искомый ответ из Интерпола был получен, казалось, партия выиграна, но… По ходу игры резко поменяли правила. Теперь сказали забыть о существовании Иманали и “вспомнить”, кого из других замов из предоставленного министром финансов списка мы имели в виду…

…Вся эта пустая и бессмысленная тяжба на уничтожение здорово прибивает амбиции и настроение, отбивает охоту к профессии, которой занимаешься уже третий десяток лет. Однажды волна пессимизма нахлынула сомнениями такого рода, что, может, ты действительно никудышный профессионал, может, ты на самом деле не так учился, как, скажем, коллеги из примерной во всех отношениях государственной прессы. Или, может, другим стал давший путевку в жизнь доброму десятку золотых перьев тогдашний завкафедрой теории и практики советской журналистики журфака БГУ профессор Стрельцов? Но надо же, по иронии судьбы, Борис Васильевич — патриарх белорусской журналистской школы, Учитель с большой буквы — и на заре XXI века явился моим главным наставником, моральным судьей, потому как ныне руководит комиссией по этике Белорусского союза журналистов (не путать с оппозиционным власти БАЖем), куда я обратился… Не за помощью, не за “крышей” — за экспертизой. Вот она до последней запятой.

“Этическая экспертиза

конфликтной ситуации, возникшей между министром финансов Республики Беларусь (он же председатель Белорусской ассоциации гимнастики) Корбутом Н.П. и редакцией газеты “Прессбол” (гл. редактор В.Бережков).

Н.П.Корбут подал в суд Центрального района Минска исковое заявление о защите чести, достоинства и деловой репутации. В N 128 от 28 октября 2004 г. на первой странице “Прессбола” опубликована фотография, на которой запечатлены заместитель председателя (Н.П. Корбута) А.М. Иманали и главный тренер национальной команды художественной гимнастики И.Ю. Лепарская. Сопровождает фотографию следующий текст: “Художественная ИМАНАЛИя. В замах у министра финансов Беларуси ходит человек, разыскиваемый Интерполом за участие в организованной преступной группировке”. Национальное центральное бюро Интерпола подтвердило, что Иманали А.М. “разыскивается по линии Интерпола с 22.01.2004 г. на основании постановления о применении меры пресечения в виде заключения под стражу прокуратуры Ростовской области от 04.01.2002 г. за совершение преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 126 УК Российской Федерации (похищение человека группой людей)”. Так что достоверность криминальности Иманали А.М. подтверждена официально.

Фотография — не изолированная публикация. На ней указатель — “стр. 14”, который ориентирует читателей на большую аналитическую корреспонденцию “Недетская крИМАНАЛИстика”. Она целиком посвящена анализу состояния дел в белорусской гимнастике. Естественно, не в позитивном плане предстают перед читателем председатель ассоциации Н.П. Корбут, его заместитель А.М. Иманали и главный тренер национальной команды художественной гимнастики И.Ю. Лепарская.

Н.П. Корбут изложенное в корреспонденции не опровергает и соответственно не требует моральной и материальной компенсации. Претензии только к сопроводительному тексту на фотографии. Причем министр считает, что “журналист Сергей Версоцкий, главный редактор газеты “Прессбол” Владимир Бережков подали читателям искаженную, не соответствующую действительности информацию с целью умышленно унизить мою и моих заместителей Министерства финансов честь, достоинство и деловую репутацию”.

О деловой репутации Н.П. Корбута как министра и репутации его заместителей (их четыре) в корреспонденции речь не идет, объект исследований иной — спортивная ассоциация. Указатель “стр. 14” ясно подчеркивает, что основная публикация, которая вносит абсолютную ясность в суть дела, находится на 14-й странице газеты, а фотография на первой странице — только выноска-анонс.

Почему министр считает, что журналисты умышленно хотели унизить его и министерских заместителей? Какие у них к этому были мотивы? В исковом заявлении доказательств нет, только голословное утверждение. А голословное утверждение, не подтвержденное фактами, не является доказательством.

При всем при том следует отметить, что изотекстовая выноска на первой полосе газеты “Прессбол” оформлена недостаточно продуманно. Следовало сопроводить снимок приблизительно таким текстом (вариант): “В замах у председателя Белорусской ассоциации гимнастики Корбута Н.П. ходит человек, разыскиваемый Интерполом за участие в организованной преступной группировке — см. стр. 14”. При данном же варианте текста редакция “Прессбола” должна на видном месте (на первой полосе) опубликовать извинение перед министром финансов республики.

Председатель комитета по профессиональной этике Белорусского союза журналистов, профессор Б.В. Стрельцов”.

Да, Борис Васильевич, согласен, не по злобе залетел — устные извинения были принесены министру финансов при первой же встрече с ним. Вот в письменных глубоко сомневался. На мой взгляд, как ни крути, чего ни придумывай, по определению не могут они принести истцу морального удовлетворения. Но министра, согласитесь, больше, видимо, интересовала материальная сторона, нежели мораль. Для меня же не только подписанный, но и, уверен, собственноручно написанный профессором Стрельцовым документ означает поддержку, гораздо более ценную, чем 10 или 70 миллионов рублей. Он говорит о том, что с профессиональной пригодностью у меня не все так плохо, как в гражданском суде.

Так же, собственно, полагают и многочисленные наши читатели. Спасибо всем, кто словом и делом откликнулся на нашу, журналистскую, беду. Но повторяем: газета не может организовывать какой бы то ни было сбор средств в свою пользу, равно как не намерен “Прессбол” звать свою аудиторию на митинги. В то же время мы говорим, как лучше всего в тяжелой ситуации помочь газете и ее журналистам. Для этого нужно просто оформить подписку и совместить полезное с приятным. Даже если у вас уже есть подписка, сделайте подарок отцу, брату, другу, знакомому болельщику, детской спортивной школе — всем, кому будет приятна такая квитанция в приближающийся мужской праздник.

Не без гордости констатируем: “петля Корбута” вызвала широкое противодействие наших читателей. Сегодня “благодаря” министру финансов мы имеем 60 новых подписчиков из числа ветеранов олимпийского, футбольного и хоккейного движения, коих по представлению НОКа, федераций футбола и хоккея до конца июня подписали наши обеспеченные и не очень читатели. Вырезайте купон, обращайтесь с ним в любое банковское отделение или сберкассу. Мы сохраним ваши квитанции. Этот счет особенный. Когда-нибудь мы все вместе предъявим его гражданину Корбуту.

Сегодня за истцом сила, но за нами — правда. Приговор Центрального суда вступил в законную силу, однако на то, чтобы продолжить судебные споры (жалобы в порядке надзора) на тему “Кто выше: сила или правда?”, у нас, согласно закону, есть еще три года. Сила приходит и уходит — правда остается правдой всегда.

Но, что бы ни случилось сегодня, завтра, через три или через тридцать лет, помимо суда гражданского, есть еще Суд Божий. Кого и как будут судить на “самом верху”, на земле не узнают. Хотя и земной приговор рано или поздно вынесет Его величество время…

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?