Система 4-2-4.
За два эти преимущества бразильцы отдали центр поля и не прогадали. Не приспособленные к такому футболу полузащитники противостоящей команды могли возить мяч поперек поля и подносить патроны, но сами обострять игру не умели, а ударами издали пользовались не слишком успешно. Зато в обороне соперникам предстояло искать противоядие — одному из полузащитников следовало оттягиваться в оборону и брать кого-то из центрфорвардов, но элементарное сегодня тогда требовало времени на размышление — времени, которого не было. Пока все разбирались с неведомой тактической новинкой, бразильцы взобрались на вершину футбольного Олимпа.
Но самое поразительное заключается в том, что бразильцам не принадлежало ноу-хау этой новинки — в советском футболе была команда, применявшая схему 4-2-4 еще в конце сороковых, свидетельством чему репродукция из «Красного спорта» 1945 года игровой схемы динамовцев Москвы. Уступая в яркости игроков великолепному армейскому ансамблю, динамовцы были вынуждены искать хитроумные ходы в области тактики. Не случайно их тренера Михаила Якушина еще в игроцкую бытность прозвали Хитрым Михеем. Для нейтрализации непревзойденной пятерки группы атаки ЦДКА с тандемом Бобров — Федотов во главе Якушин специально к матчам с «командой лейтенантов» готовил особое, никем и нигде не применявшееся блюдо. Последнее заключалось в мгновенной модернизации игровой расстановки. Стоило блестящей армейской пятерке завладеть мячом и разбежаться, как один из двух динамовских полузащитников — Леонид Соловьев (игравший, к слову, в 1939-1941 годах за минское «Динамо») — немедленно оттягивался в защиту на помощь Радикорскому, Семичастному и Станкевичу, а его место в полузащите занимал оставлявший нападение Александр Малявкин. Именно в такие моменты расстановка динамовцев приобретала будущий «бразильский» вид.
А закончилось все прозаично. С завершением выступлений в большом футболе Григория Федотова распался знаменитый аркадьевский «сдвоенный центр» — и у Якушина отпала необходимость в использовании новаторской схемы.
Десяток лет спустя, по возвращении со шведского чемпионата, начальник союзного Управления футбола на совещании требовал от всех тренеров команд мастеров немедленно перейти на «прогрессивную систему бразильцев».
Надо сказать, белорусские любители футбола в известном смысле обязаны бразильцам яркой страницей своей истории: именно их схему взял за основу в «бронзовом» 63-м тренер Александр Севидов. «Космический взлет динамовцев Минска с девятнадцатого на третье место объясняется не только отличной подготовкой хорошо подобранного молодого коллектива футболистов, но и в не меньшей степени тем, что команда действовала в рамках системы 1-4-2-4, — отмечал в прессе Гавриил Качалин. — Подвижные, маневренные, очень активные крайние нападающие (Л.Адамов, Ю.Погальников), а также дуэт острокомбинационного стиля, целеустремленного и действовавшего в унисон (М.Мустыгин, Э.Малофеев), способны были держать в трепете оборону любой команды. Они были грозой столичных команд. И даже стойкая, хорошо организованная оборона динамовцев Москвы не могла противостоять атакам минчан и вынуждена была дважды капитулировать».
К этой интересной команде и тактическим нюансам, посредством которых тренер освежил широко распространенную к тому времени игровую схему, мы как-нибудь обратимся отдельно. А пока констатируем известное: слишком многое из нового — это лишь хорошо забытое старое.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь