EURO"2016. Пролог на троих. Кондратьев: казнить нельзя помиловать

21:16, 8 октября 2014
svg image
670
svg image
0
image
Хави идет в печали

Корреспондент украинской газеты “Команда” Валерий НОВОБРАНЕЦ, спортивный обозреватель “Советской Белоруссии” и по совместительству бывший прессболовец Сергей КАНАШИЦ, а также прессболовец нынешний Сергей МОРДАСЕВИЧ.

Пережили ли белорусы люксембургский позор?
В.Н. Посмотреть тот матч решил, увидев счет. Люксембургское проклятье — крест сборной Беларуси. Хотя потеря очков в матчах с этим “карликом” случилась у вас уже четвертый раз, кажется, имела место недооценка, замешенная на невезении.
Честно, меня удивляет низкий уровень футбола, который ваша сборная показывает уже несколько лет. Взять предыдущий отборочный цикл. Франция и Испания — да, против танков не попрешь. Но оказаться ниже финнов и грузин — это для меня сюрприз. Возможно, представление о высоком потенциале вашей сборной — стереотип. И сложился он лет десять назад, когда играли воспитанники еще советской школы. К сожалению, ничего случайного нет. Знаю о том, в каких условиях работают ваши клубы. О внимании, которое оказывается футболу на самом высоком уровне. И чуда ждать не стоит: ситуацию за один-два года не исправить.
А что до Люксембурга, то мы на Украине считаем, что та неудача должна простимулировать белорусов. Если не эта пощечина, то что тогда может завести игроков и тренеров? Как это ни парадоксально, для нашей сборной та ничья была плохим результатом.
С.К. Мне кажется, она (сборная) его (позор) не сильно-то и переживала. Привычка — вторая натура, а наши футболисты, увы и ах, уже столько раз получали ногой по одному месту, что пятая точка принимать эти удары привыкла. Адаптировалась. Покрылась чешуей. Это только на первых порах краснеешь, когда урок не выучил и с двойкой в дневнике домой идти страшно, а потом ты просто двоечник и все. Наша сборная сегодня — двоечник. Может, это и звучит для нее обидно, зато — чистая правда. Обалдуи и охламоны, говоря простым школярским языком.
Переживал и переосмысливал произошедшее, наверное, только тренерский штаб во главе с Кондратьевым. Тот, не сомневаюсь, и ночами не спал, и варианты в голове прокручивал, и переживал сильно. А у остальных и времени-то не было: сыграли и разлетелись каждый по своему адресу решать внутриклубные дела. Теперь вновь собрались. И о Люксембурге, уверен, не вспоминают. Хотя, может, оно и правильно. Думать сейчас нужно о предстоящих играх.
С.М. Сформулировал бы вопрос по-другому: может ли к люксембургскому позору добавиться еще и позор борисовский? И сразу отвечу: пожалуй, нет. Вулкан не извергается каждый день. Та катастрофа была скорее исключением, чем правилом. Начало цикла, выезд… Вижу сходство с еврокубковой ситуацией БАТЭ и минского “Динамо”, где за полной беспросветностью на старте последовали улучшения. Поэтому если сборная и проиграет украинцам и словакам, то не так позорно.
Тех, кто уже нашел в этих строках “густой позитив”, спешу разочаровать. Нет ни одной объективной предпосылки, чтобы наша сборная взяла и побила ближайших соперников. За без малого два года, которые провел у руля “жовто-блакитных” Михаил Фоменко, его команда уступила всего дважды. Что сделали с этой неуступчивостью словаки, вы прекрасно знаете сами. В коллектив Кондратьева сейчас нужно или безраздельно верить — или не верить вообще.

Сыграет ли сборная за Кондратьева?
С.К. Думаю, да. В некоторой степени. Хочешь не хочешь, а эта мысль будет сидеть в головах. Поможет она или помешает — вопрос другой. Хотя не считаю этот фактор ключевым. Ни для игроков, ни для тренера. Вряд ли они вообще всерьез об этом задумываются, и Кондратьев, конечно, не станет на предыгровой установке говорить: “Давайте, ребятушки, сыграйте за меня, а не то мне капец”. Это как будто висит в воздухе, но совершенно не осязаемо. Журналистов вопрос волнует гораздо больше. Честно, я вообще не стал бы заострять внимание на этой теме. Команде и тренеру предстоят две важные и очень тяжелые игры. Это факт. За команду тревожно. Это тоже факт.
Ведь у нее вдруг не оказалось лица. Оно было, его рисовали весь прошлый отборочный цикл, а потом взяли и разом все стерли. Так внезапно, что это вызвало растерянность и даже некоторую мистическую оторопь. Но как бы кто ни относился к Кондратьеву, следует признать, что любое серьезное дело не терпит сантиментов. Если результата нет, тренер, безусловно, должен уйти в отставку. Хотя мне стиль игры, которую Георгий Петрович старается привить команде, импонирует. Как и фигура самого наставника. Искреннего и невероятно увлеченного своим делом.
С.М. Большой вопрос, способны ли в принципе эти футболисты сыграть сейчас за Кондратьева. Это на юношеском и молодежном уровнях в уши игроков хорошо льются призывы и лозунги подобного рода. Во взрослом футболе воздействовать на подопечных не так просто. Нужны другие если не методы, то как минимум слова. И потом, мы не знаем, по-прежнему ли горой за Кондратьева его парни. Не обижаются ли на постоянные тренерские слова о том, что им не хватает мастерства? Как воспринимают нетривиальные решения вроде невызова Глеба? Никаких намеков, одни “размышлизмы” — может ведь быть по-всякому.
В любом случае многое зависит от того, насколько умело сыграет тренер на тонких струнах души подопечных. Мы знаем Кондратьева как великолепного мотиватора. Как тренера, способного зажечь парней на подвиг здесь и сейчас. Как спринтера, а не стайера. В нужных словах, которые он найдет для учеников, и может крыться та предпосылка к успеху — не объективная, так хоть субъективная. Ведь обыграть украинцев и словаков можно лишь за счет желания, страсти, самопожертвования. В конце концов, почему бы не сказать честно, по- мужски: “Ребятушки, в случае чего мне капец”? На людей такая мужицкая простота действует куда убедительнее плакатных лозунгов. А сливать тренера кондратьевцы точно не станут.
В.Н. Насколько знаю, в сборной Беларуси много игроков, с которыми Кондратьев работает еще со времен “молодежки”. Здесь все зависит от отношений, которые выстроились между ними. Как тренер, считаю, Георгий Петрович сделал для них немало. На Украине только мечтают, чтобы команда пробилась на Олимпиаду. Если смотреть со стороны — да, футболисты должны сыграть за тренера. Ведь не понятно, кто в случае чего придет ему на смену и будут ли эти парни вообще вызываться в сборную.
Кондратьев — опытный тренер, и, возможно, он это просчитал, прежде чем делать заявление. Разбрасываться подобными словами уважающий себя наставник не должен. Вообще я был на молодежном чемпионате Европы в 2011-м. Мне казалось, Кондратьев выжимает из игроков и ситуации даже больше, чем сто процентов. Авторитетный, грамотный тренер… Человек на EURO пошумел, на Олимпиаду попал. Потом — отборочный цикл. Казалось, он пойдет на обкатку. Увы, уже матч с Люксембургом оставил очень много вопросов. Что же делали в таком случае в предыдущей квалификации?

Чем обусловлен невызов Глеба, и правильное ли это решение?
С.М. Недоуменные отсылки предыдущих ораторов к прошлому циклу оправданны и идеально ложатся еще и на ситуацию с Глебом. Если откровенно, в чисто футбольном плане с потерей Александра можно и нужно смириться. Кривец сейчас объективно сильнее и вообще разнообразнее в наборе игровых средств. Только почему рокировка произведена лишь теперь? Зачем было строить команду весь прошлый цикл, чтобы потом взять и выдрать из нее несущую конструкцию?
Что до причины невызова, то, кажется, этот секрет полишинеля разгадали уже все. Ясно, что у Глеба и Кондратьева конфликт. Что тренер потерял веру в своего лучшего игрока. Раз так, то уж лучше им действительно расстаться — на время или навсегда. Не хочется, к слову, чтобы вина здесь лежала только на тренере, к чему склоняются болельщики. Знаю, что и Глеб в этой истории совсем не ангел.
В.Н. Правильное или неправильное решение, до игры может сказать только тренер. Но на Украине отсутствие Глеба, если честно, удивило. Не в обиду белорусам, если у нас спросить болельщиков о ваших футболистах, они не назовут никого, кроме Александра. Можно немножко польстить Глебу и сравнить его с Шевченко — не по достижениям, по таланту. Так вот, сложно представить, чтобы абсолютно здорового Андрея кто-то рискнул не вызвать в сборную.
Сейчас у нас тоже есть подобная фигура — Тимощук. При всем уважении к Толе не уверен, будет ли он играть с белорусами. Тем не менее он приезжает в сборную. Конечно, тоже бывает недоволен. Тимощук лидирует у нас по количеству матчей за национальную команду и, похоже, хочет установить рекорд на все времена. Но при этом принимает решения тренера как данность.
А Кондратьев, мне кажется, идет ва-банк. Опять же — может, здесь психология. Желание передернуть других ребят. Дополнительно мотивировать. Мол, видите, как я поступаю с Глебом, что уж говорить про вас. Повторюсь, надо довериться тренеру. Как это сделали мы. Фоменко не вызвал двух нападающих, входящих в число лучших бомбардиров чемпионата, — Гладкого и Кравца. В то же время в сборной есть Зозуля, который в этом сезоне вообще не отличался. У нас тоже вопросы. Михал Иваныч, кто же будет забивать? Тем не менее решение принимаем как должное.
С.К. В 1981 году накануне старта сезона Эдуард Малофеев сделал непопулярный ход: убрал лидера — Владимира Курнева, который был душой команды. Объяснение при этом самому Владимиру Борисовичу было дано очень пространное и витиеватое. Но мне думается, что Малофеев по каким-то причинам не видел Курнева в чемпионском коллективе, который выстраивал. Возможно, опасался слишком большого авторитета лидера, с которым не мог справиться, боялся его влияния на команду, на молодых. Как думаете, можно провести временную параллель из тех лет к нашим дням? Я не знаю, но такая мысль почему-то пришла в голову. Коллектив ведь очень важен. А если в команде есть недостаток мастерства, то он важен вдвойне. Возможно, Георгий Петрович пытается встряхнуть команду, создать нужную атмосферу, дать почувствовать молодым, что верит в них и все в их ногах.

Как беспорядки на Украине отразятся на игре тамошней сборной?
С.К. Мне кажется, никак не отразятся. Не слышал, чтобы кто-то из украинских игроков принимал участие в боевых действиях. У них своя война — на поле.
В.Н. Сразу расставлю акценты. У нас на Украине не беспорядки. У нас война. Скажу так: сейчас все футболисты, за исключением одного-двух человек, перед матчами поют гимн Украины. Раньше пели единицы. Сами можете сделать вывод. Конечно, не добавляет оптимизма, что сразу пять клубов не могут играть в своих родных городах, тренируются вдалеке от баз. У некоторых этих баз уже и нет — их разбомбили. Но все это заставило страну объединиться. Когда мы играли спарринг с Молдовой, тренерский штаб так прямо и сказал: “У украинского народа слишком мало хороших дней. Поэтому надо подарить стране праздник”. В то же время есть у Фоменко и проблемы. Не совсем уверенная игра центральных защитников — раз. Одна из трех позиций в центре полузащиты — два. Но, на мой взгляд, самые большие трудности с нападением.
С.М. По законам жанра должен стать к коллегам в оппозицию и сказать, что украинские события подействуют на команду негативно. Так и сделаю, причем нисколько не кривя душой. Мысль базируется на аналогии. Ведь в нынешних еврокубковых розыгрышах не блещут и украинские клубы. “Шахтер” скатал две ничьи в Лиге чемпионов. Лишь очко после двух туров Лиги Европы у “Днепра”, вовсе “зеро” — у “Металлиста”. “Заря” и “Черноморец” вообще расшибли лоб, пробивая окно в Европу. Из ряда неудачников выпадает только киевское “Динамо”, у которого две победы во втором по силе еврокубке.

В матче со словаками сборной Беларуси будет сложнее или проще, чем с украинцами?
С.К. Мне кажется, со словаками будет проще. Их мы обыграем. Как, впрочем, и украинцев. И можете считать меня оптимистом.
В.Н. Об этом можно будет говорить только после матча. Словаки предстали командой, знающей, как добиться результата. Не сказал бы, что там есть какие-то великие футболисты. Украина и Словакия — команды примерно одного уровня. Почему тогда проиграли? Здесь не одна причина. Замешаны кадровые решения. Было много травмированных. Поражение ударило по амбициям и перевернуло всю турнирную стратегию. Мы-то надеялись, что уж сейчас попадем в финальную часть напрямую. Но уже после первого тура велика вероятность, что будем бороться за третье место, которое даст путевку в плей-офф. А что такое плей-офф для Украины, думаю, вы сами знаете.
В то же время у нас никто и не думает, что сборная не возьмет в ближайших матчах шесть очков. По крайней мере людей, которые уверены в обратном, не встречал. Третье место будет если не катастрофой, то болезненным ударом по амбициям. В равной компании мы считали и считаем себя безусловным старшим братом. Но шапкозакидательских настроений нет. Пока мы позади и Беларуси, и Люксембурга.
С.М. Думаю, со словаками придется сложнее. И не только потому, что они прихлопнули украинцев. В отличие от “жовто-блакитных” у команды Яна Козака есть европейские звезды в самом соку — Шкртел и Гамшик. При всем уважении к Коноплянке и Ярмоленко принадлежность к статусу старосветских “топов” они пока не подтвердили. К тому же команды из стран бывшего СССР традиционно не любят играть одна с другой. Не в нашем положении говорить об удобстве соперника, а вот украинцам эта историческая особенность может подпортить жизнь. А вообще хорошо бы определиться, при каком количестве очков, набранных в эту октябрьскую сессию, Кондратьев как честный человек должен будет написать заявление по собственному. 4, 3 — положительные оценки. 2 — надо думать. 0, 1 — “неуд”, оставляющий сборную на второй год. В топ-турнирный класс с такими отметками нас точно не возьмут.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?