FAN HOOLS

13:30, 12 июня 2002
svg image
2444
svg image
0
image
Хави идет в печали

Болеть можно по-разному. Не примерив бело-голубого шарфика — мое детство не захватило речевок фановских секторов, которые возникли десятком лет позже, — я не могу говорить о проникновении в психологию поведения этих ребят. Их зачастую бессмысленная, да и просто слепая, тупо-агрессивная энергия пугает и огорчает. Наверное, потому мне более близко переживание внутреннее, без нарочитого надрыва в проявлении эмоций — так болеют всю жизнь ходящие на одну команду, сроднившиеся с ней люди среднего поколения и еще не начавшие брюзжать старики. Мне не знать, что творится во время игры в душах породненных цветом ребят с голыми торсами, без устали скандирующих непритязательные рифмы и срежиссированно выбрасывающих руку на протяжении всех 90 минут, — оставляя в отношении себя вопрос: так ли им важен собственно футбол, или он интересен возможностью легализованно выкричаться и нахулиганить?

Я верю в мистику совпадений. Моей первой журналистской публикацией был напечатанный когда-то в “Физкультурнике Белоруссии” фельетон “Осторожно: фаны!” — совершенно поверхностная и даже пустая статейка единственно ради факта появления на полосе. Но тема — я мог написать о летчиках, о деревьях; устроившись штатно в брестской газете, я начал с очерка о герое (тогда герое) афганской войны, причем с той поры мало изменился в том плане, что со скрипом работаю по заданию, признавая лишь то, что приходит в голову вроде как само по себе, — откуда-то возникла сама собой…

И вот полтора десятка лет спустя.

…Они пришли записываться в специальный футбольный автотур на Италию на отборочный матч чемпионата Европы — помните сенсационную ничью белорусской сборной Боровского в Анконе, принесшую Сергею Гуренко неожиданный контракт с “Ромой”? Явились напомаженные, при галстуках — образцовые студенты минских вузов. Готовивший поездку представитель турфирмы Геннадий Майоров, прародитель футбольных автобусных туров из Минска в Европу, и в мыслях не допускал неузнаваемого, как в фильмах про вампиров, перевоплощения. Но в автобусе элитная молодежь сбросила узы этикета. Сменив костюмы на шарфики, разогревшись выпитым, фаны стали искать приключений. За которыми далеко ходить не пришлось.

У погранперехода “Варшавский мост” в Бресте юные туристы избили предлагавшего в автобусы пиво полубомжа. Его ударили в лицо в ответ на просьбу рассчитаться за выпитое, а на попытку ответного действия с воплем “Фан хулз!” вылетели из автобуса всей шарагой, измолотили несчастного и камнем разбили голову напоследок.

Увидев такое, пограничники по-своему посчитались с хулиганами, несколько раз отправляя достигший смотровой ямы автобус обратно в хвост очереди — протрезвляться. На белорусско-польской границе туристы провели в ожидании восемь часов.

На польской стороне тоже не обошлось без эксцессов — польская таможенница отказалась впустить в страну пятилитровый бочонок водки “Смирнофф”, купленный мальцами в магазине беспошлинной торговли дьюти-фри. Попрепиравшись, фаны решили выпить содержимое здесь же, на границе, — и поплыли окончательно. Неблизкий путь до Италии прошел у них как в тумане.

На австрийской границе один из туристов встретил словацкого таможенника фразой: “Что, козел, смотришь?” — после чего автобус отвечал за козла в полной мере. Белорусов заставили наводить порядок в салоне, который после двух дней пути походил на Зимний после взятия революционными матросами.

Во время транзита через Словакию в небольшом городке Нейместово белорусским туристам преподали урок культуры. Два наших фана-студента, покачиваясь, вышли из автобуса на симпатичную муниципальную площадь. Цветники, чистенькие газоны, ухоженность вызвали у земляков чувство законного возмущения. Обведя стеклянным взглядом всю эту красоту, они закурили, сплюнули на брусчатку и бросили скомканную пачку.

На площади никого не было, если не брать в расчет нескольких гревших на солнце косточки стариков. Как вдруг откуда ни возьмись слетелась стайка детишек лет шести-семи, в основном девочек. Защебетали возбужденно, тыча пальчиками на брошенную пачку и в сторону урны.

Наши отвязно посмотрели с недоумением, что за мелюзга, и двинули к автобусу. А мелюзга, взявшись за руки, преградила дорогу. Махнув рукой, фаны развернулись в другую сторону — но детишки, не разнимая рук, сомкнули круг. Вот тогда студентам стало не по себе. Протрезвев от стыда, они подняли злополучную пачку, а дети, не размыкая рук, конвоировали нарушителей через всю площадь до урны. Сконфуженные, те поспешили нырнуть в автобус, где один наш соотечественник негромко сказал другому: “Слушай, стыдно-то как…”

Стыда хватило ненадолго. Уже в Италии во время первой же санитарной остановки на красивом белоснежном особняке несмываемой краской баллончика была оставлена надпись: “Динамо” Минск — чемпион!" Работавшего неподалеку на тракторе деда-хозяина едва не хватил удар, он примчался, размахивая руками на надпись, а в ответ летело непонятное итальянцу, но угадываемое по смыслу: “Заткнись, козел! Фан хулз!”

По прибытии в Анкону на пьяные мозги хорошо легла месяцами лившаяся с канала БТ пропаганда. Говорят, стоило больших усилий удержать самых отвязных патриотов от намерения демонстративно справить нужду на “натовскую площадь”. Эта изначально веселенькая идея набирала особого дебилизма с учетом того, что жители Адриатики еще негативнее нашего воспринимали американские бомбардировки Белграда, а во время матча даже сожгли на беговой дорожке американский флаг. Белорусов здесь встретили исключительно тепло и гостеприимно.

Гости же продолжали искать повода отличиться. Они без билетов лезли через забор стадиона — полиция не реагировала. В перерыве, расталкивая итальянцев локтями, молодые белорусы без очереди протискивались за пивом — жители Анконы вежливо расступались. Посещение их городка итальянцы почему-то восприняли с умилением. С ничьей, которой Анкона радовалась вместе с нашей стороной, маленький итальянский город получил на память о белорусском посещении корявую надпись на стене красавца-стадиона про все то же “Динамо”…

Еще многое можно рассказывать про эту поездку в поддержку белорусской сборной — как, заплатив только за дорогу, фаны спали на ступеньках отеля, а жалостливо запущенные официальной делегацией на завтрак со шведским столом мели еду в сумки, или как тащили из магазинов майки, сувениры, а однажды “увели” целый ящик мартини, которым потом коротали дорогу.

Вернувшись в Минск, Геннадий Майоров зарекся когда-либо брать в поездки таких головорезов, подобно лондонской полиции заведя для себя “черный список”. Отборочный цикл чемпионата мира он провел не так широко, зато без эксцессов.

Но о том и мысль — любое благое дело можно благополучно загубить крайностями. Сегодня Майоров в качестве директора новой турфирмы, учредителем которой выступило Управление делами президента, хочет призатухшее дело возродить. Но зайти он теперь решил с другого конца — перенастройки мозгов. Бывший спортсмен, он давно вынашивает идею организовать стихийную фанатскую массу, не уподобляя ее расчесанному на пробор комсомолу, — просто направить в нормальное русло, сделать движение из деструктивного конструктивным. Я очень надеюсь, что, если человек по своей инициативе берется это мертвое дело сдвинуть, если не вставят палки в колеса и поддержат соответствующие структуры, — у него получится. А когда с мальчишками можно будет взаимоуважительно работать, когда возникнет уверенность, что один харизматический дурак не сможет превратить их в неуправляемое стадо, — можно будет реализовывать интересные идеи и планы, в том числе по сопровождению сборной в Эйндховен, Прагу, Кишинев, Вену…

О том, что проблема сегодня есть, и нешуточная, говорят не только московские события этого воскресенья. В минувшем ноябре во время брестского выезда “Торпедо”-МАЗа его фанаты с фашистскими лозунгами бесчинствовали в Брестской крепости. Процитирую местную газету: “По сообщению начальника пресс-службы УВД облисполкома, в наш город большинство торпедовских болельщиков прибыли изрядно пьяными. Уже буквально через десяток минут после прибытия на брестский перрон трое юных минчан были задержаны сотрудниками ОВД на транспорте. Троица не нашла ничего лучшего, как бросить пустую бутылку в проезжавший мимо них автомобиль. А когда машина остановилась, и водитель попытался выяснить: “Ребята, за что?” — его начали избивать и бросили на капот собственной машины, изрядно помяв и капот, и человека.

Еще одна группа минских ребят отправилась в Брестскую крепость. Казалось бы, благое намерение. Но на святой земле горе-болельщики начали оскорблять брестских школьников, которые несут ежедневную вахту у Вечного огня. Затем попытались отобрать автомат у постового. А в завершение куража начали выкрикивать клич “Хайль Гитлер!” И это в Брестской крепости! Девять из этих отморозков были доставлены в райотдел милиции, где по-прежнему вели себя крайне агрессивно”.

Мне это кажется чрезвычайным даже на фоне того, что творится на переполненных стадионах соседних Польши и России.

Футболом болен весь мир, и каждый в нем сходит с ума по-своему. Итальянец швыряет в окно телевизор, немец умирает от сердечного приступа, колумбийская мафия убивает автора автогола, а бразильский мальчишка стреляет во взрослого, непочтительно отозвавшегося о любимом тренере. Это — футбол. Но надо делать так, чтобы каждому в нем находилось место.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?