EURO"2016. Эпилог на троих. Свежим взглядом

22:23, 13 октября 2014
svg image
690
svg image
0
image
Хави идет в печали

Впрочем, о своем победоносном коллективе словацкий коллега рассуждал куда охотнее. В общем, хорошо влился в наш журналистский состав, в котором в октябрьскую сессию играли еще два СергеяКАНАШИЦ из “Советской Белоруссии” и МОРДАСЕВИЧ из “Прессбола”.

Ян ЯСЕНК
Победа над испанцами стала огромным сюрпризом для всей страны. Сразу же возросли вера в команду и шансы попасть на EURO. Ян Козак предостерегал болельщиков от чрезмерной эйфории. Хотя, если откровенно, никто не допускал мысли, что словаки могут потерять очки в матче с белорусами. Это была просто вера в свои силы, о недооценке не было и речи.
При ближайшем рассмотрении ваша команда оказалась слабее украинцев. Несмотря на то что Козак уверял в равном потенциале этих коллективов. “Жовто-блакитные” вправе были остаться недовольными поражением. В отличие от белорусов, проигравших абсолютно по делу. Да, у вас имелся шанс зацепить ничью. Но, думаю, согласитесь: этот итог был бы несправедлив.
В нашей сборной собраны более мастеровитые исполнители, играющие в Европе. У вас же основная масса футболистов выступает на родине или в России, где прогрессировать сложно. Поэтому они уступали в скорости, быстроте принятия решений, проигрывали большинство единоборств. Разница в классе — вот главная причина такого результата. К тому же в рядах белорусов даже не нашлось вожака. Вроде Гамшика.
Отмечу и нашего тренера Козака. Его сильная сторона — разбор соперника. Думаю, на каждого белорусского игрока он смог бы предоставить досье. Смеетесь? Зря. Вот спросите — и узнаете такие факты, которые даже вам были неизвестны.
Шокирован атмосферой на стадионе. Она контрастировала с классной ареной. Словаки болели ничуть не хуже ваших зрителей. А может, и лучше. Впрочем, вполне понимаю такое отношение народа к сборной. Есть результат — сразу появляется много поклонников. Это характерно и для Словакии. Многие из тех, кто был на трибуне, до победы над испанцами не собирались в Борисов.

Сергей КАНАШИЦ
О нашей сборной хочется молчать. Ибо слов нет. Закончились. Да и как описать звенящую тишину? И есть ли у нас сборная? А футбол? А футболисты?
Кондратьев утверждает, что нападающих в стране уже нет. Вымерли как мамонты. И это, надо признать, факт удивительный и даже странный. Как и почему? К кому обращаться за ответом? То ли к антропологам, то ли к астрологам. “Твин Пикс” какой-то. “Битва экстрасенсов”. Кто навел на форвардов порчу? Ведь нападать и забивать — мечта каждого мальчишки во дворе, в ворота всегда ставили тех, кто мяч от морковки не отличает, а остальные — в атаку всей командой! И вдруг — трах-бабах: закончились нападающие! Может, не там искали? А с другой стороны, Януш, конечно, забивает, но способен ли он терзать оборону украинцев или словаков? Что ни говорите, а уровень немножко отличается от того, что в чемпионате Беларуси. Хотя свой шанс Николай, пожалуй, все-таки заслужил. Но не получил.
Вообще, после домашних матчей осталось ощущение полного, абсолютного бардака. На всех этажах нашего футбольного дома, начиная от детского футбола и заканчивая ветеранским. Словно здесь на славу погулял мощный торнадо, перевернув все вверх дном, поменяв местами, извините, голову и задницу. Есть ощущение, переходящее в уверенность, что четкого и структурного плана развития в нашем футболе нет никакого, а все, что ни делается — вершится по наитию и от балды. Показалось вдруг, что 16 команд для высшей лиги много — урезали. Извратили схему проведения чемпионата почти до уродства, вывихнув ее до двух этапов с делением и нечетным количеством кругов. Посмотрели, почесали головы — что-то не то. Давай менять — снова увеличим. А за счет кого увеличивать? Пока революционные схемы внедряли в жизнь, футбол в стране зачах и скукожился, это не футбол уже, а босяк и голодранец, смотреть на него стыдно. О чем можно речь вести, если в Минске нет ни одного достойного стадиона! Ведь это позор. Динамовскую школу, которая регулярно воспитывала футболистов, разогнали, децентрализовав ее и раскидав филиалы по всему городу. Если человек со стороны взглянет на это все свежим взглядом, ей-богу, подумает, что кто-то задался целью убить наш футбол и стереть его с лица земли. Нападающих уже свел. Теперь за кого возьмется?
Было бы странно, если бы при всех этих делах сборная страны выглядела пышущим здоровьем молодцом. Она — вершина пирамиды, а какая пирамида, такая у нее и вершина. Мы теперь холмик. Незаметный бугорок. Крот больше накопает. А Кондратьев? Он всего лишь тренер, а эта должность теперь расстрельная.

Сергей МОРДАСЕВИЧ
Во всей этой истории Кондратьева даже немного жаль. Чисто по-человечески, как мужчину, для которого скоропостижно закончилось, возможно, дело всей его жизни. Только такое снисхождение — верный признак профессионального падения. Несоответствия занимаемой должности. Жалость — вообще чаще всего скверное чувство. Именно такой эмоцией, помнится, провожали многие болельщики паковавшего чемоданы Штанге.
Карьера Кондратьева в национальной команде закончилась тем, с чего и началась. При желании можно найти немало общего между тем товарняком с молдаванами в феврале 2012-го (0:0) и нынешним официозом со словаками. И там, и там — отсутствие результата, кислая игра, убогий антураж. С той лишь оговоркой, что домашний стадион, где хозяйничают гости, еще хуже несчастной сотни зрителей, ненароком забредшей на турецкий спарринг… Даже риторика послематчевых выступлений тогда и сейчас оказалась схожа. Кажется, та безобидная с виду фраза двухлетней давности (“На отдельных футболистов взглянул другими глазами”) и зародила тренд винить игроков после каждого неудачного матча.
…Прекрасно помню, когда и где понял, что у Кондратьева со сборной не будет долгой любви и медового месяца во Франции в 2016-м. Сентябрь, аэропорт в Люксембурге, унылое ожидание обратного трансфера… Из того, что мы наговорили для газеты, и из того, что туда не вошло, составилось одно железобетонное впечатление: Кондратьев недоволен своими игроками, держит на них обиду и вообще считает их посредственными. О недостатке мастерства у учеников тренер много говорил и до, и после, но именно тогда появилось четкое осознание: не сработаются…
Будь он хоть тысячу раз прав по сути, рассуждать о никчемности своих парней — глупо, неэтично и в корне неверно. Ведь очевидно же, что тренер заслуживает ровно тех игроков, которых имеет. Когда в 2005-м после поражения от итальянцев Байдачный сказал, что у Липпи есть Тони, а у него Булыга, капитан Гуренко резонно подметил: мы, мол, тоже хотели бы поиграть у Липпи… Так тогда времена были — не то что сейчас. И сборная играла, и страсти бушевали настоящие, и даже Булыга в нынешней сборной был бы супернападающим…
Глупо надеяться, что новым тренером сборной станет Липпи. По сути, к преемнику Кондратьева у меня ровно одно болельщицкое требование. Кем бы он в итоге ни оказался, хочется, чтобы это был человек, который взглянул бы на нашу сборную и на наш футбол другими глазами — в ином, не кондратьевском смысле этой фразы. Чтобы за резервистами российского чемпионата рассмотрел Сигневича, Карницкого и Карповича. Чтобы всегдашней игре от соперника попробовал противопоставить игру от себя. Чтобы вернул зрителей на трибуны собственной харизмой, духом экспериментаторства, энтузиазмом. Нужен новый человек, у которого глаз не замылен долгим пребыванием в нашем футболе. Которого не засосало бы это болото.
Нужен свой тренер, давно работающий за рубежом. Или иностранец, который взялся бы постигать наш футбол с нуля. Кто-то типа Штанге. Даже сам Штанге.
Господи, до чего же мы дожили?

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?