Эксклюзив. Владимир Крикунов: социализм непросто истребить

21:56, 16 октября 2014
svg image
2317
svg image
0
image
Хави идет в печали

Поводов можно было найти несколько, и надвигающаяся очередная внеочередная дата конференции федерации была даже не главной.

— Итак, Владимир Васильевич, с даты вашей инаугурации минуло три недели. Чем они были заняты?
— Громковато сказано “инаугурация” — это для президентов и мэров. Занимался же анализом доставшегося белорусского хоккейного хозяйства. А оно, надо сказать, изрядное. Тем удивительнее, что при такой базе на выходе имеем относительно скромный выхлоп. В среду провели тренерский совет, пытались разобраться, какие проблемы испытывают коллеги.

— На что они жаловались?
— Например, Белов из выступающего в “вышке” “Динамо-Раубичи” вообще их не имеет, по его словам, все отлично. Хорошо бы, чтобы это вылилось в выход юношеской сборной в группу “А”. Правда, у него еще 98-й год, лучше, чтобы уже 97-й по весне расстарался, а беловские бойцы потом подхватили бы.

— Тогда логичный опрос, на что жаловались его коллеги: Буцкевич, под началом которого актуальный костяк юношеской сборной, и наставник “молодежки” Перепехин?
— О каких-то космических проблемах не заявлялось. Разве что Перепехин обратил внимание, что его “Динамо-Шинник” уже провело тридцать матчей. И это при том, что в основном команда перемещается на автобусе. И дело даже не столько в транспортных неудобствах — молодые их переносят легче. Скорее в том, что времени на нормальное восстановление и тренировочную работу не остается.

— Выходит, МХЛ при всех ее плюсах — классическое “одно лечим, другое калечим”?
— Чего в данном случае больше — виднее наставникам. В крайнем случае можно запустить МХЛовскую молодежь своими командами в экстралигу. Кстати, только сейчас, вникнув в хозяйство, узнал, что экстралига и “вышка” в Беларуси — два разных понятия. До сих пор думал, что это синонимы. Потому и говорю: с такой развитой системой можно растить хороших игроков.

— Вопрос в “сырье”?
— Уже посмотрел матчи нескольких уровней и возрастов, даже на игре двенадцатилеток довелось побывать. И скажу, что не все так плохо: интересные ребята имеются. Был и в Новополоцке на поединке “Химика” с “Шахтером”, и в Солигорске, где горняки во вторник принимали “Юность”. И это не весь список. Повторяю: работать есть с кем. Есть парни, у которых видна голова, их действия имеют продолжение. В итоге некоторые фамилии сейчас в расширенном списке для вызова в ноябрьский кэмп. Всегда говорю, что игрока нужно подержать в руках. С трибуны он может видеться одним, а в сборной оказаться другим. Нужно оценить, как он себя ведет в разных ситуациях. Особенно — критических.

— Вообще, экстралига обрадовала или разочаровала?
— Скорее оказалась примерно такой, как и ожидал. Бывают действительно интересные матчи, видел таких уже несколько. Тот же Новополоцк дома прилично бодался с Солигорском. А вот в Минске с “Юностью” “Химик” что-то растерялся…

— Предположу, что в Новополоцке взгляд зацепился за Землянкина. Но это в общем-то не новость — он давно на карандаше у того же “Динамо”. Может, в списке уже есть и какие-то не столь прогнозируемые фамилии?
— Фамилий на этом этапе я вообще не хотел бы озвучивать по понятной причине. Но они будут: и я сейчас постоянно просматриваю кандидатов, и Микульчик старается. В его ведении, понятно, в основном защитники, хотя я же тоже выходец из этого амплуа. Хотим к ноябрьскому сбору подобрать максимально крепкий состав из национального чемпионата. Разве что одного вратаря из КХЛ хотелось бы заполучить. Правда, Горячевских вряд ли получится: у его “Югры” на эти сроки приходится три матча. Остаются Лаланд или Мильчаков.

— Так и у “Динамо”. Пусть два, но где — Хабаровск и Владивосток.
— Да, на это же напирают и Покович с Бережковым, просят не трогать Диму.

— На чем порешили?
— Окончательно пока ни на чем. Но как-то, уверен, придем к компромиссу — не воевать же.

— Есть ощущение полного взаимопонимания с нашим клубом КХЛ?
— А полного быть и не может — у всех свои задачи, так что почва для противоречий “клуб — сборная” будет всегда. Уж я-то много поработал и с теми, и с другими, чтобы это утверждать с уверенностью, сколь ни называй клуб базовым для сборной.

— А как же вы справлялись в Астане, где возглавляли и “Барыс”, и сборную Казахстана?
— Ну вот это, наверное, единственный вариант, который удаляет здесь почву для конфликтов. Там все было просто: сборники играли в первом звене, канадцы — во втором.

— Вы упомянули, что Микульчик занимается селекцией защитников. Фактически тем самым огласив фамилию одного из пока официально не объявленных ассистентов…
— Все верно: Олег — первый. С другими пока определяюсь. Думаю, тренер вратарей сборной не повредит. Есть намерение предложить эту должность Мезину. Кстати, это вам секретная информация: о подобных планах не знает пока даже Андрей.

— Инициатива хорошая, но тем самым вы вроде как скажете ему: “Парень, пора заканчивать”.
— Так в его-то случае это не станет чем-то ненормальным. Карьера была достойной, для сборной вообще сделал очень многое. Имеет право продолжить.

— Так понимаю, варианты на пока открытую вакансию тоже очевидны: Шумидуб, Щебланов?
— Это вряд ли — оба заняты в клубах, которые вряд ли будут гореть желанием их отпускать. Да и представьте, что Мильчакова на ноябрьский турнир в Словению мы все же заполучим: Алексею Геннадьевичу надо быть готовым, случись что, подменить Хаугена. А что, он справится, если успеют дозаявить.

— И все же вернемся к серьезному. Вы упомянули, что видели уже и матчи двенадцатилеток. Как Беларусь выглядит на этом, считай, низовом уровне?
— Опять же не все так плохо, как, возможно, некоторые считают. Главная проблема белорусских хоккеистов — преодоление барьера между юношеским и взрослым хоккеем. Лет до 16-17 они растут, растут, растут. И вдруг — резкий стоп.

— Что выступает “стоп-краном”?
— Думаю, где-то физиология, где-то психология и современная жизнь. Компьютеры, девочки, дискотеки и так далее не способствуют взрослению профи. Вот и распыляется народ, уходит.

— Но все факторы одинаково справедливы для любой нации. У нас же, по ощущениям, распыление какое-то уж слишком масштабное.
— Увы, но маловато тех, кто способен брать себя в руки и двигаться к цели, как, например, это умеет тот же Граборенко. А, возможно, не менее талантливые, но послабее духом, теряются.
И еще один важный момент — менталитет. Уже больше 20 лет живем вроде бы в капитализме, а сознание все еще социалистическое. Условный канадец или швед понимает, что от его работы сейчас зависит его обеспеченное будущее — это впитано с молоком матери. У нас же, как в былые времена: “Получаю я здесь 120 рублей, ну выгонят — перейду дорогу и там буду получать столько же”.

— Странно, откуда такой менталитет у современной молодежи, которая и Советского Союза не видела?
— Но атмосфера осталась. Не раз замечал это на примере легионеров в российских клубах: приходят новички и в первый сезон — просто звери. Работают, как одержимые, то есть как привыкли. Год прошел — все, болото затянуло: уже, как местные, ищут возможность сачкануть. И результаты объяснимо падают. С ними расстаются, приглашают новых, и цикл повторяется. Социализм не так просто истребить.

— Насколько огорчают последние известия о наших сборниках в КХЛ: Костицын-старший на драфте отказов в “Тракторе”, Демков покинул “Сочи”?
— Не слишком радуют, понятно. Обоих тоже думаем пригласить в ноябрьский кэмп, практика им сейчас будет нелишняя. Правда, Демков, насколько знаю, разочаровался в КХЛ, хочет вернуться в Америку. Но, повторюсь, в основном в ноябре привлечем ребят из экстралиги и немало молодежи. Понравились мне некоторые, есть с кем работать. В конце концов материал не хуже того, с которым доводилось заниматься, взяв в свое время дюжину молодых из школы “Юность”.

— Но здесь тонкий момент: тех-то вы доводили в клубе, а в сборной сможете подтянуть?
— Так, понятно, не получится. Просто времени не хватит. Но, по крайней мере, присмотрюсь, поверчу в руках, как уже говорил. Потом порекомендую и им, и их клубным тренерам, на что в работе обратить внимание в первую очередь. По пять часов заниматься на льду, как в былые годы, с молодежью сейчас у меня уже, увы, не выйдет. Придется рассчитывать на профессионализм и желание хоккеистов вырасти.
Вот плохо, что отменили в экстралиге квоту на молодых. Даже в КХЛ она сохраняется. И с тактикой нужно что-то делать. Во вторник в Солигорске спросил у Алексеева: “А чего вы играете в четыре пятерки, да к тому же все они пятятся назад? В три можете?” Он мне: “Запросто!” Я: “Ну и давайте со следующего сезона так. Максимум четыре тройки и три пары, но четвертую обязательно составляйте из молодых”. Они же каждый год из МХЛ приходят, когда ее перерастают. А мы занимаемся самообманом: все четыре смены в откате — так игроки не вырастут.

— Кажется, что вам посещать матчи “Динамо” можно только для развлечения. Ясно же, что просматривать наших КХЛовских сборников не нужно, они и так априори в обойме.
— Согласен. Именно поэтому во вторник отправился не на “Минск-Арену” на игру минчан с “Атлантом”, а в Солигорск. Хотя на выезде посмотреть динамовцев все же не помешает. Это ведь тоже фактор: как ведут себя хоккеисты в непривычной обстановке вне родных стен.

— Какое мнение о динамовском пуле сборной?
— Увы, в первых тройках сборников негусто: Калюжный да Гаврус на большинство подпускается. А в идеале было бы неплохо.

— Но вы же понимаете, что далеко не все потянут.
— И здесь соглашусь, нужно дотерпеть до времени, когда появятся способные потянуть. Хотя можно было бы, конечно, подсобирать: Костицына-младшего того же, Степанова…

— Можно. А нужно?
— Почему нет, если они стоят столько же, сколько легионеры?

— Сергей Костицын определенно дороже.
— Ну разве что он за скобками.

— Как тренер сборной как относитесь к идее паспортизации Бэйлена?
— Пока — ровно, все равно в ближайшее время он национальной команде помочь не сможет, дай ему сейчас хоть три паспорта.

— А потом?
— А что будет через два года — это пока никому неизвестно. Может, наши за это время так вырастут, что и Бэйлен не понадобится. В который раз повторю: работать есть с кем. Нужно просто работать.

— Знаю, недавно вы встречались с Поковичем. О чем говорили?
— Главным образом о все том же вызове Мильчакова в ноябрьский кэмп. Вот тогда как раз и проявился объективный антагонизм “клуб — сборная”. Я привожу свои доводы, Любомир — свои.

— Но так ли критично сейчас привлекать Дмитрия?
— Еще раз говорю: одно дело видеть игрока с трибуны, другое — поработать с ним. Мы даже не к началу сбора его зовем, а думаем привлечь за день до вылета на турнир в Словению. Ну что, Хауген не справится с двумя играми отнюдь не с грандами? “Амур” вообще в хвосте Востока.

— А случись что с норвежцем?
— Нам говорят: “Берите Шелепнева — талантливый парень”. Так что мешает его взять динамовцам для подстраховки?

— А если и норвежская федерация захочет в ноябре привлечь в сборную Хаугена?
— Вот это уже будет, конечно, интересный момент. Вообще так впервые на моей памяти, чтобы лига обходилась без ноябрьской международной паузы.

— Ноябрьская — полбеды. А вот то, что нет февральской, для сборной будет, мне кажется, ощутимее.
— Да, там придется подумать. Но в том-то и дело, что последние туры “регулярки” — одно, там придется идти клубу навстречу. А сейчас-то чего “Динамо” так уж упираться? До битвы за “золотые” очки еще не один месяц.

— Так или иначе, но контакт с Поковичем налажен, диалог идет. Как в этом смысле с коллегами из клубов экстралиги? Кроме, разумеется, Захарова, с которым мосты прочно наведены уже не одно десятилетие.
— С некоторыми уже встречался и беседовал: с Катаевым в Новополоцке, с Гусовым в Солигорске. С кем-то — еще нет, но это дело будущего. Того же Васю Спиридонова знаю уже сто лет. Да и в преддверии сборов с клубами экстралиги проблем меньше: в чемпионате страны же пауза предусмотрена.

— Признаться, удивился недавним словам Калюжного, что вы с ним пока плотно не пообщались.
— Не пообщались, но ничего удивительного: стараюсь без особой нужды не дергать игроков, тем более во время домашней серии. Но Лешка — профессионал, сколько его знаю. Именно поэтому так долго держится на высоком уровне. Все бы относились к работе так, как он, — тренеры бы беды не знали. Увы, чаще бывает наоборот.

— Любопытно, а с Игорем Рачковским успели обсудить дела сборной?
— В среду должны были встретиться. Но, думаю, смысл долгих совещаний появится, когда Игорь Анатольевич официально вступит в должность главы федерации. Лично-то уже познакомились: как раз в тот день три недели назад, когда я подписал контракт и пообщался с вашим братом. Так что, встретившись на улице с наиболее вероятным новым шефом ФХРБ, друг друга уже узнаем.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?