Сергей Штанюк. У истоков возрождения

21:58, 29 октября 2014
svg image
3403
svg image
0
image
Хави идет в печали

95 матчей и 5 голов во втором по рангу английском дивизионе — это яркая страница в портфолио для любого белоруса. В очередной серии нашего ностальгического проекта Сергей рассказывает, возможно, о лучшем для себя сезоне, который не сильно омрачался даже борьбой за выживание.

ТАБЛО
ЧЕМПИОНАТ АНГЛИИ-2002/03. ПЕРВЫЙ ДИВИЗИОН (Д2)
44-й тур
КОВЕНТРИ — СТОК СИТИ (Сток-он-Трент) — 0:1
КОВЕНТРИ. 21 апреля 2003 года. “Хайфилд Роуд”. 12675 зрителей.
СУДЬЯ: П.Робинсон (Восточный Йоркшир).
КОВЕНТРИ: Монтгомери, Коньич, Г.Колдуэлл, Давенпорт, Уинг, Пид, Юстас, Энгонга (Макки, 75), Д.Гордон, Макшеффри, Юлу (Пайп, 46).
СТОК СИТИ: Кроссли, Уэйн Томас, Хэндисайд, ШТАНЮК, Марк Уильямс, Маркус Холл, Б.Гуннарссон, Джеймс О»Коннор, Клайв Кларк, Р.Миллз (Айвелумо, 49), Хукстра (Гринакр, 50).
ГОЛ: 0:1 — Монтгомери (52, автогол).
На 52-й минуте Айвелумо не реализовал пенальти (штанга).

— В 2002-м “Сток Сити” поднялся из Д3 в Д2, который позже переименовали в “чемпионшип”, а тогда звали “первый дивизион”. Поднялся благодаря победе в стыковых матчах, где в финале в Кардиффе, на стадионе “Миллениум”, обставил “Брентфорд” — 2:0.
Первый дивизион — приличный уровень. Были типично британские команды, которые действуют в силовой манере. Например, “Розерхэм Юнайтед”, где все парни как на подбор. Приехали к ним в гости — и физически были просто уничтожены. Но встречалось и много играющих клубов: “Рединг”, “Ипсвич”, “Ковентри”, “Лестер”… В Англии в любой лиге приходится нелегко. Все знают: чем ниже дивизион — тем меньше футбола. Зато борьбы предостаточно. Сил тратишь уйму.
Коллектив у “Стока” был молодой, сумасшедших денег не платили, задачи в Д2 стояли приземленные. Укрепили состав парочкой хороших игроков, но, чтобы уверенно чувствовать себя, не хватало еще нескольких футболистов классом повыше. Хотя тот же Петер Хукстра из Голландии — исполнитель уровня премьер-лиги, которого просто замучили травмы. Кстати, хорошо сдружились, Новый год вместе встречали. Недавно прочитал, что в 2008-м болельщики “Стока” признали Хукстру лучшим футболистом первого десятилетия в истории стадиона “Британия”. Как говорится по-английский, “скилс” у него на топ-уровне. Но из-за доконавших повреждений вскоре закончил карьеру.
После выхода в первый дивизион команду возглавил новый тренер — Стив Коттерилл. Руководство почему-то не договорилось с прежним наставником исландцем Гудьоном Тордарсоном, хотя его соотечественники тогда держали какой-то процент акций клуба. О Тордарсоне ничего плохого сказать не могу — этот специалист брал меня в “Сток Сити”. Хотя прежде я съездил на парочку неудачных просмотров в премьер-лигу. С высоты прожитых лет могу сказать: делать этого не стоит. 99 процентов просмотров завершаются безрезультатно. Это просто несерьезно. В Англии такой уровень отношения к делу, что, прежде чем подписать контракт, скаут будет следить за тобой не один месяц. С бухты-барахты никого не берут. А уж тем более после отпуска, в не самой впечатляющей форме. Я же опрометчиво отправился в “Вест Хэм”, с которым хорошо контактировал агент. “Молотобойцев” тогда тренировал Харри Реднапп. Неделю позанимался, посмотрел тренировочный процесс, поработал рядом с Лампардом, Джо Коулом, Ди Канио… Впечатления, конечно, потрясающие. Запомнился еще колоритный защитник Стюарт Пирс. Играем “пулю” “три на три” — и человек к мячу никого не подпускает. Одна нога — как две мои. Корпус огромный. Просто глыба! В итоге после “Вест Хэма” предложили начать с низов. Согласился, потому что всегда мечтал играть в Англии и попасть в премьер-лигу. В “Сток” уже брали без просмотра.
Когда ехал на Туманный Альбион, думал, что знаю английский. Но когда попытался с кем-то поговорить, понял: мое знание — иллюзия. Пришлось учить. Со временем подтянул. На этот счет есть забавная история. Команда была многонациональная. Понятно, большинство ребят из Соединенного Королевства и пару ирландцев. А те когда говорят по-аглийский — англичане с трудом разбирают. Сидим как-то в раздевалке, ирландец мне что-то “втирает”. Тренер Коттерилл смотрит то на меня, то на него, то на меня, то на него. И потом спрашивает: “Ты что-нибудь понял? Потому что даже я не понял”.
Коттерилл поработал буквально до октября и ушел. Это стало шоком, поскольку в Англии Стив считался одним из самых перспективных молодых специалистов. Но он получил предложение податься ассистентом в “Сандерленд”, выступавший в премьер-лиге, и не смог отказать. Футболисты его не особо винили, а вот болельщики оказались недовольны. Стив серьезно готовил команду и на него рассчитывали. Кстати, предсезонка в Англии совсем не то что на постсоветском пространстве. Занимает всего лишь месяц. Проводили один недельный заграничный сбор — в Австрии. Зато интенсивно работали и фундамент заложили прочный. Ведь по ходу чемпионата уже не до тренировок. Бывает, играешь в субботу, а следующий матч — в понедельник. 48 встреч в первый год выступления в Англии, 47 — во второй. Я нигде столько не играл. Плюс обязательные поединки в “Boxing Day” (26 декабря, после Рождества) и 1 января в 15.00. Это английская традиция. Поэтому Новый год в таких условиях — уже совсем другой праздник. Встретились с Хукстрой, выпили по бокалу шампанского — и мысленно начали настраиваться на завтрашний поединок. Там же никаких заездов на базу нет. Просто в день игры должен прибыть на стадион за два с половиной часа до стартового свистка. Непривычно. Однако если хочешь выступать в европейских топ-чемпионатах, надо быть готовым к сильной самодисциплине. Другая жизнь, другой подход. Возможно, поэтому немногие закрепляются. Я же поехал в Англию в таком возрасте, когда уже понимал, как надо относиться к делу. Главное было — не опоздать на игру. (Смеется.)
Вообще в британском быте много интересного. Жил в доме. Я, выходец из СССР, все годы на родине провел в квартире. А здесь лужайка без всякого забора, газонокосилка стоит… Ну живу себе и живу, трава растет. Однажды возвращаюсь — газон подстрижен. Встречаю потом соседа из дома напротив, который доброжелательно так говорит: “Я там тебе покосил. Понимаю, занят…” А дядечка уже в возрасте, причем не болельщик. Просто, ничего не сказав, взял и помог, чтобы вид на улице эстетичным был. Поблагодарил его и понял, что газонокосилка здесь не для красоты…
Сток-он-Трент — небольшой городок, который живет футболом. На улицах с тобой здороваются. Чувствуется дань традициям. Приходишь на стадион и видишь, как отец ведет маленького сына, дедушка — внука. От одного поколения к другому передается культура футбола. Я затем уехал играть в “Шинник”. 10 тысяч зрителей на стадионе в Ярославле — их не слышно. Понятно, что арены в России спроектированы не лучшим образом, тем не менее 10 тысяч в Сток-он-Тренте — это сумасшедшая атмосфера. Чтобы создать такие децибелы в Ярославле, надо раза в три больше людей. Болеют в Англии совершенно по-другому, живут игрой. Поэтому там болезненно восприняли уход Коттерилла.
Пару матчей у бровки стоял ассистент Стива Дэйв Кеван, а затем пришел Тони Пьюлис, который с перерывом в один сезон руководил командой аж до мая 2013-го и вместе с ней шумел в премьер-лиге. В принципе с Пьюлисом сложились отличные отношения, атмосфера была замечательная. Но сезон-2002/03 все равно получился неровным. Где-то не хватало опыта, где-то мастерства. В октябре-ноябре выдали серию из 8 поражений подряд и 13 матчей без побед. Сложный период. Но никакого напряга ни со стороны руководства, ни со стороны тренера. Никаких накачек — только позитив. В итоге спустя время Пьюлис смог поставить игру и завести ребят. Как и годом ранее, прошли два раунда Кубка Англии. В 2002-м попали на “Эвертон”, в 2003-м — на “Челси”. Пожалуй, за время моего выступления в “Стоке” это были самые именитые соперники. Оба раза стадион забивался под завязку — под 30 тысяч. “Эвертону” уступили 0:1, “Челси” — 0:2. У “аристократов” играли Галлас, Терри, Лампард, Пети, Хасселбэнк… Но мы сражались достойно — болельщики остались довольны.
К концу чемпионата дела наладились, однако многое было упущено, поэтому решали задачу сохранения прописки в первом дивизионе. Важнейшей стала встреча с “Ковентри” в 44-м туре. Проиграй мы — и жизнь заметно усложнялась, не все зависело бы от “Сток-Сити”. А победа практически гарантировала место на следующий год. Эмоциональный пик, кульминация сезона — оттого и запомнилась лучше всего.
“Ковентри” только недавно опустился из элиты, состав был неплохой, игроки уровня премьер-лиги. Хотя тоже болтался внизу таблицы. Правда, к 44-му туру уже оградил себе от “зоны вылета”. По сути, во встрече со “Стоком” мог не напрягаться, однако в Англии не как у нас — там отдаются игре в каждом матче. Это в крови у британских футболистов. Тем более когда выходишь на родной стадион. А мыслей договориться вне поля и близко не возникает. Если произнесешь подобное, прозвучит как неудачная шутка.
В первом круге уступили “Ковентри” дома 1:2, а в гости приехали с внушительной группой своих болельщиков. Они здорово поддерживали, и “Сток” сражался так, будто позади Москва и враг не должен пройти. Единственный гол случился на 52-й минуте. И хотя записан он на голкипера хозяев, можно сказать, что Айвелумо реализовал пенальти. Просто мяч попал в штангу, отскочил в распластавшегося Монтгомери, а от того — в ворота. Это был первый удар Айвелумо, который тремя минутами ранее вышел на замену.
Уже при счете 1:0 мог и я отличиться. Пробил головой сильно, но чуть выше перекладины. А в концовке “Ковентри” имел реальный шанс спастись, когда Коньич попал в крестовину. В остальном здорово сыграл наш голкипер Кроссли, которого приобрели по ходу сезона — месяца за три до финиша. Очень удачный трансфер. Были матчи, где Марк реально тащил команду. Без него испытали бы куда больше проблем.
Этой победой за два тура до финиша мы сделали большой шаг к решению задачи. В принципе существовала небольшая угроза вылета вплоть до заключительного матча, когда обыграли “Рединг” 1:0, но почему-то чувствовалась уверенность в своих силах и в том, что останемся.
Концовка чемпионата широко освещалась в прессе. Телевидение транслировало нашу встречу с “Ковентри” и параллельно игру “Брайтона”, тоже сражавшегося за выживание. Помню, потом приехал в Минск на матч сборной против Голландии. Рууд ван Нистелрой, который играл тогда в “МЮ”, вспомнил мое лицо, подошел, похлопал по плечу, поздравил с сохранением прописки. Было очень приятно. Как видите, даже такие люди из топ-клубов следили за разборками в подвале Первого дивизиона. А выживать еще надо уметь. Порой это сложнее, чем бороться за медали.
Для меня в целом тот сезон получился очень удачным. 47 матчей во всех турнирах, 3 забитых мяча. Все головой. Два кряду “Ипсвичу” и “Ноттингему”, а затем “Миллуому”. Получил приз лучшему игроку “Сток Сити” чемпионата-2002/03. Наверное, самая ценная награда в карьере. Быть признанным болельщиками в Англии — дорогого стоит. Кстати, у команды даже был скандинавский фан-клуб. Тамошние поклонники признавали меня лучшим и вовсе два года кряду. В качестве приза получал драккары — лодки викингов. Стоят дома по сей день. Сначала думал: “Что? Scandinavian supporters?”. Оказалось, есть и такие. Сейчас уже в клубе все поменялось, поэтому никаких связей не сохранилось. Единственный, кто остался с тех времен, — защитник Энди Уилкинсон. В 2003-м ему не было и двадцати.
Успехи “Стока”, который поднялся в премьер-лигу и добротно там выступает, меня нисколько не удивляют. Когда еще подписывал контракт, агент сказал, что это “big club”. Команда в Сток-он-Тренте основана аж в 1863-м! Это второй по возрасту клуб в мире после “Ноттс Каунти”. Традиции просто колоссальные. Хотя, понятно, возвращению в 2008-м в элиту поспособствовало в том числе улучшение финансового положения. И все равно можно сказать, что наш состав начала века как раз стоял у истоков возрождения славной истории “Сток Сити”.
К сожалению, мечта сыграть в премьер-лиге так и осталась мечтой, но даже первый дивизион оставил сильное впечатление и позволил проникнуться духом британского футбола. Почему покинул “Сток”? Больше по семейным мотивам. Начал разваливаться первый брак, хотелось сменить обстановку. Поступило предложение из России, и решил уехать. Хотя тот же Пьюлис уговаривал остаться. В принципе впоследствии никогда не жалел о содеянном. Сложилось, как должно было, карьерой в целом доволен. Только что клубы часто менялись, но, наверное, после определенного возраста это неизбежно.
Спустя пару лет имелись варианты вернуться в Англию. Находился тогда в Запорожье, позвонил агент, сообщил об интересе “Куинз Парк Рейнджерс” и “Бристоль Сити”. Говорил: “Давай приезжай, здесь все серьезно”. В принципе можно было ехать, но получил предложение из Владивостока — и все стало несерьезно. Финансовые условия в “Луче-Энергии” раза в два превосходили британские. Плюс солидные премиальные. В 33 года уже думаешь, как заработать и обеспечить семью. Хотя Владивосток — отличный город. Команда была хорошая, неплохо выступала. Дома всех выносили: “Локомотив” — 3:0, ЦСКА — 4:0… Однако с такими перелетами два-три года — это максимум. Потом угробишь здоровье. Со второго сезона в “Луче” эмоции пошли на спад, поэтому последнее время в “Ростове” и “Алании” футбол не доставлял особого удовольствия. Терпел, пока предлагали хороший контракт. Травмы не беспокоили, здоровье было, мог потом еще в Беларуси поиграть, но “наелся”. Завершив карьеру, на поле почти не выхожу. Даже смотрю футбол нечасто. Вот на матч БАТЭ впервые за долгое время семьей выбрались — увидели 0:7…

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?