Юрий Рыжко. В судью летели телефоны

21:44, 20 ноября 2014
svg image
4275
svg image
0
image
Хави идет в печали

— Мерзнешь здесь уже, наверное?
— Ну да, отвык за год. Хотя, когда уезжал, в Намангане градусов 15 было. Узбеки подмерзать начинали. Но дело не только в погоде: не хватало родных, друзей. Изредка выбирался домой на выходные, на три-четыре дня, не больше. Только после первого круга десять дней на родине провел.

— Седьмое место для “Навбахора” — нормально?
— Хороший результат. Перед началом сезона стремились попасть в десятку — все-таки у клуба небольшой бюджет. Однако после первого круга неплохо шли, подключился еще один спонсор, и тренер поставил задачу войти в шестерку. Одной строки не хватило, но и так нормально. Не знаю, правда, остался ли спонсор доволен.

— После “Бухары” в Намангане лучше?
— Есть некоторые бытовые моменты, а так уровень команд приблизительно одинаковый. Хотя “Бухара” сейчас выступает не очень: после прошлого сезона сменились весь тренерский штаб и команда — только два местных парня осталось. Поэтому и результат не выдали.

— Тебя в прежней команде помнят?
— Да. Единственную победу на выезде в этом сезоне мы одержали как раз в Бухаре. Но все равно зрители были настроены хорошо: кричали, приветствовали меня. Там очень хорошие болельщики, любят футбол. А второй матч с “Бухарой” тоже был интересный. Развели мяч с центра поля, передача нашему защитнику, тот бьет вперед, нападающий борется за мяч, выигрывает единоборство, обводит вратаря, тот его сбивает — пенальти на 20-й секунде и удаление голкипера! А затем мы пропускаем в меньшинстве гол-шедевр — соперник перебросил вратаря со своей половины поля. После этого случилось еще одно удаление у “Бухары” — и мы все-таки доводим игру до крупной победы.

— Три очка в гостях за чемпионат? Филипп Рудик недавно рассказывал, что в Казахстане на выезде выиграть нереально. Судя по всему, с узбеками та же история?
— Ну да, это очень тяжело. Если честно, дома судьи помогают. Да и настраиваешься на соперника лучше, потому что болельщиков своих много. Особенно на играх против “Пахтакора” и “Локомотива” — почти по 10 тысяч.

— Сергей Крот рассказывал, что в Намангане при нем 40 тысяч собиралось на трибунах и болельщики камнями с трибун швыряли.
— Такая посещаемость была на старом 35-тысячном стадионе. Сейчас у нас новый, только после реконструкции. Вместимость примерно в два раза уменьшилась, зато арена стала более современной. В плане инфраструктуры узбекистанский футбол вообще развивается бешеными темпами. И интерес к нему огромный, особенно в небольших городах. А вот в Ташкенте народу на трибунах меньше — прямо как у нас в Минске. Там больше развлечений. Что же касается наманганских болельщиков — это отдельная история. Был вот матч с “Пахтакором”. 0:0, 94-я минута, я “зарабатываю” пенальти. Проигрываем, арбитр уходит с поля — и в него летит все подряд. А на входе милиция у зрителей все забирает, вплоть до зажигалок, бросать нечего. И в судью полетели телефоны, людям не жалко. Я тебе говорю, в Намангане самые сумасшедшие болельщики. На улице спокойно не пройти. Машины сигналят, останавливаются, люди просят автограф или просто хотят поговорить. Приглашают на плов постоянно, отказаться невозможно — Восток же.

— Ух ты! А фанаты есть у вас?
— Такого нет. На трибуны практически ничего не разрешают проносить. Если дать болельщикам волю, на каждой игре будет драка. Южане — народ горячий. Сейчас, впрочем, стало спокойнее. Мне рассказывали, еще десять лет назад людей с трибун постоянно после матчей в больницу забирали. Особенно если дерби. Наманган находится в Ферганской долине, и там есть еще две команды — “Нефтчи” из Ферганы и “Андижан”. Неважно, какое место ты займешь в итоге, но у этих соперников обязан выиграть. Для болельщиков именно это главная задача на сезон.

— Какой инфраструктурой может похвастаться “Навбахор”?
— О новом стадионе я уже говорил. Сейчас реконструируют базу, там будет своя гостиница, сауна, ресторан — все, что надо, в общем. Сейчас живем в городе, в лучшем отеле. Есть несколько натуральных полей и одно искусственное. Кроме того, при клубе действует детская школа.

— Между Бухарой и Наманганом тысяча километров. Разница большая?
— Да, здесь свои традиции. И люди более воспитанные и гостеприимные. Наманган в Ферганской долине, а остальной Узбекистан — за перевалом. Он более европеизированный, и люди такие же. На русском многие разговаривают. У нас же — маленький процент, разве что взрослые. Вот в команде, например, человек пять русский знают идеально, основная часть команды — так себе, а два-три футболиста, молодежь, — вообще ничего не понимают. Но с общением проблем не было, да и в быту тоже. Тем более что за полтора года уже успел к узбекскому привыкнуть. Если мне что-то говорят, общий смысл понимаю. А когда говорить пытаюсь, люди нарадоваться не могут — приятно.

— В чем еще разница?
— Бухара — город с богатой историей, туристический. В Намангане же развлечений мало, основное — футбол. Город живет им. Да и вообще здесь все виды спорта популярны. Я почувствовал разницу: у нас молодежь вся в телефонах и компьютерах, а там с детства их учат уважению к старшим и здоровому образу жизни. Едешь по городу и видишь: дети в поле играют. Приходишь в офис — на искусственном поле постоянно по пять- шесть групп занимаются, в том числе девочек.
Что еще? Больше традиций. Наманган — один из главных исламских центров, религии придается большое значение. Каждую неделю ребята из команды ездят на джума-намаз, пятничную молитву. А, на узбекских свадьбах раз сто успел побывать. Если какой-нибудь даже дальний родственник футболиста женится — вся команда там. Представляешь, гостей приходит по 500-600 человек.

— Чемпионом Узбекистана после долгого перерыва стал “Пахтакор” — как это восприняли?
— Это самая популярная команда в стране. Легендарная. Как у нас минское “Динамо”. Это “Бунедкор” и “Локомотив” — новые, во многом “искусственные”. “Бунедкор” сейчас, правда, не тот. Был спонсор — и ушел. До этого в клубе были Ривалдо и Сколари, сейчас же в основном местные ребята. Однако успели построить стадион — лучший в стране. Просто шикарный! Чем-то похож на “Алльянц-Арену”. И школу открыть в центре города: десяток полей, академия на европейский манер.

— Других белорусов, которые играли в Узбекистане, там помнят?
— Конечно. И выступлениями БАТЭ в Лиге чемпионов интересуются. Там это турнир номер один. Есть азиатская, но когда местные команды оттуда вылетают, интерес к ней тут же пропадает. А европейскую смотрят. Спрашивали у меня: выиграет БАТЭ? Говорю: конечно! Спорили даже по мелочи, на кувырки.

— И что, семь раз после “Шахтера” кувыркался?
— Нет, все просто очень удивились: “Как БАТЭ сыграл? Ой-ой- ой… “Навбахор” лучше бы выступил”. В шутку это все, разумеется. Все понимают, что борисовчанам было очень сложно.

— Хорошо, что в свое время ты из БАТЭ ушел.
— Да, там почти не играл, только два матча. Но тренеру виднее. Гончаренко тогда был, отличный же специалист. Не понимаю, за что его из “Кубани” уволили.

— Зато попал потом в олимпийскую сборную…
— Замечательный там был коллектив, очень дружный.

— Георгий Кондратьев для тебя особенный тренер — у него сейчас непростые времена.
— Я Петровича знаю, он очень эмоциональный и много переживает после неудач. И неприятно, когда на человека выливается столько грязи. Да, может, у него не получилось. Но, уверен, Петрович всегда хочет сделать, как лучше.

— Кондратьев говорил, что белорусским игрокам ни один тренер не поможет. Обидно, наверное, такое слышать?
— Ребятам в сборной наверняка было обидно. Но надо признать: у наших футболистов нет какого-то особенного мастерства. Мы можем побеждать только за счет командных действий, желания и самоотдачи. Как говорится, дисциплина бьет класс. Однако должен быть и тренер, который будет тащить эту команду за собой. Вот видел матч с Мексикой — отличная игра. Правда, товарищеская. Здесь мы по-прежнему чемпионы.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?