Бронзовые призеры. Сергей Боровский. Побеждает не тренер. И не команда. Побеждает клуб!

22:15, 1 декабря 2014
svg image
1056
svg image
0
image
Хави идет в печали

Но, естественно, только шахтерскими темами мы не ограничились. Хотя и сделали на них основной упор.

— Много ли поздравлений получили по горячим следам?
— Достаточно. И что очень лестно, из разных городов и клубов. Всегда приятно доставлять удовольствие кому-то, а не только себе.

— Почему в первую очередь не себе?
— Да потому, что делать подарки гораздо приятнее, чем получать их.

— Сравним ли этот сезон с любым другим в вашей тренерской карьере?
— По трофеям он, конечно, лучший. А по содержанию игры и ее качеству случались сезоны и ярче. Но они были не первыми. Привить свою философию за один год можно только очень классной по уровню исполнителей команде. Поэтому главное — терпение. И — бить в одну точку: тогда начинают появляться ростки.

— Если в двух словах, что ценнее: Кубок Беларуси, раунд плей-офф Лиги Европы или бронза?
— Ценнее всего кубковый характер, который показывала команда. Случались взрывы, причем весьма неплохие — по эмоциям и игре. 5:1 с “Дерри Сити”, 5:2 с “Зюлте-Варегемом”, вторые таймы с ПСВ — на выезде и дома. Плюс ключевые матчи чемпионата. А для более весомых успехов в длинном турнире нужна и более длинная скамейка. Весь сезон вытянуть на своих плечах 13-14 человек не смогут, играя на трех фронтах. Нужна ротация конкурентоспособных игроков.

— Значит, в июле-августе у вас был самый сложный отрезок. Тогда вы говорили о Лиге Европы так: мне нужен четверг! И что надо расставлять приоритеты. Но как это стыкуется с педагогикой и психологией? Ведь игроки, услышав такие слова, тоже подспудно могут отнести чемпионат на второй план…
— Говорил это не для них. От футболистов все равно постоянно требовал полнейшей самоотдачи. И даже на фоне поединков в Лиге Европы некоторые игры провели неплохо — вспомните летнюю серию из семи (четырех в чемпионате и трех в Лиге Европы) побед подряд. А еще в тот период были матчи, когда играли хорошо, но не забивали и поэтому терпели поражения.

— Невезение?
— В определенной мере. Хотя и его можно объяснить логически: больше это связано с недостатком свежести — много моментов упускали… А когда не побеждаешь, что происходит? Игра забывается — результат остается. И критика после четырех поражений подряд над нами довлела. С одной стороны, обидно, что не попали в группу — хотя уровень мастерства наш и ПСВ сравнивать нельзя. С другой стороны, перерыв позволил перевести дух — и мы выдали четыре победы. Вот и получается: когда есть равные по силе футболисты и можно без ущерба для игры варьировать состав, тогда можно требовать с них результат. Я требовал, но видел, что иногда добиваться его нечем. Просто здесь очень многое зависит от общего, базового состояния футболиста. А у нас в этом году база некоторых игроков была очень посредственной.

— Поясните…
— Есть определенные показатели, которые характеризуют функциональное состояние. Когда оно высокое, то и тренировать футболиста легко и вывести на хороший двигательный уровень тоже. А когда она низкая, все это требует времени. И нам его катастрофически не хватало: в мае Кубок Беларуси, в июле Лига Европы — и везде нужен результат. Поэтому и была такая рваная работа, подводившая команду именно под главные матчи.

— Помню, как в Эйндховене после встречи с ПСВ вы даже в холле гостиницы буквально с надрывом переживали: “Не забили!” Уже тогда понимали: в таком случае группа была реальна?
— Да. Ведь защищаться всегда немного проще, чем атаковать. Но говоря про оборону, прежде всего важно не пропускать контрвыпады. Над этой фазой нам еще работать и работать. И соперничая с такими командами, как ПСВ и “Зюлте-Варегем”, где есть быстрые нападающие, просто не имеем права атаковать больше пяти человек. Голы пропускали, когда у нас вперед шло больше пяти. А четыре против таких соперников для нас пока недостаточно.

— Но все-таки для группы “Шахтер” в этом году еще не созрел?
— Конечно, нет. Регулярно проводим обследования — нас тестирует гомельская научная группа. И только к концу года основная масса игроков вышла на базовый уровень, с которого можно подниматься выше. То есть практически весь сезон направили на то, чтобы чуть-чуть “поднять” людей на фундамент, отталкиваясь от которого можно давать серьезные нагрузки. А в противном случае при нагрузках получается так: выстреливаем в Кубке, в еврокубках — и потом падаем.

— После ничьей с “Торпедо” дома вы сказали: “Все решится в последнем туре, и не вижу в этом ничего катастрофического”. Немножко лукавили? Все- таки БАТЭ…
— Ничуть не лукавил. В моей практике были такие матчи, когда казалось: вот решающий кубковый бой — и надо обязательно победить, потому что в ответном придется сложнее. А в итоге дома 1:1, да еще не забиваешь пенальти. Команда в шоке. Через три дня надо выигрывать на выезде. Это было, когда тренировал вильнюсскую “Ветру” — полуфинал с “Атлантасом”. Тем не менее по отдельности разговаривал с ребятами и убедил их: все реально. Поехали — и победили 1:0. Кстати, если вспомнить встречу с “Торпедо” в Солигорске. Если Игорь Криушенко выпустил двух нападающих, то я — двух опорных. То есть уже тогда не рисковал: у меня оставался матч с БАТЭ. Да, у борисовчан хороший уровень, это уже чемпионы. Да, в игре их превзойти сложнее. Но в мотивации должны были превзойти! И сделали это во втором тайме. Даже на тренерских курсах УЕФА говорят: если у тебя есть еще один шанс в еврокубках, то последние десять минут ты не рискуешь (как в домашней игре с “Торпедо”). А если шансов нет — идешь ва-банк, как пошли с БАТЭ: четыре человека “вверх”, Кашевский “вверх”… Плюс для нас получался еще не худший расклад — не проиграть. Да, нужно было побеждать дома “Торпедо”. Но поле на “Строителе” было ужасным — это не “наше” поле… Хотя во втором тайме имели преимущество в контроле над мячом и владели инициативой — все, как и сейчас в Борисове. Да, пропускали контратаки. Но нельзя сказать, что к концу сезона команда функционально проваливает вторые таймы. Значит, определенная база сформировалась. Однако чтобы быть еще лучше и быстрее, нужно уже на этой базе делать следующий шаг.

— К БАТЭ готовились в обычном режиме?
— К сожалению, нет: поле все в снегу, замерзшее… Очень много теории, которая, конечно, ребятам уже успела надоесть. Но по-другому было нельзя — следовало показать сильные и слабые стороны БАТЭ. Правда, благодаря тому, что у федерации есть поле с подогревом — единственное тренировочное натуральное — провели на нем занятие. Но опять же это не те условия, которые были в Борисове. С другой стороны, такие матчи проводятся на определенных тактических наработках. И главное — на характере, который команда показала.

— Ставите ли себя на место Криушенко? Насколько это глубокое разочарование — оказаться четвертым, когда все рядом?
— Есть одна хорошая фраза: “Все происходит не с нами, а для нас”. То есть что бы ни произошло, оно должно чему-то научить, дать что-то положительное — если, конечно, все правильно оценить. “Торпедо” тоже достойно бронзы — оно сильно провело осенний период. Но, считаю, “Шахтер” победил потому, что у нас на результат сработали и руководство клуба, и тренерский штаб, и персонал, и команда. Игроки не ощущали никаких “напрягов”, думали только о футболе. На протяжении всего сезона мы ощущали заботу и поддержку “Беларуськалия”. Все, что нам обещали — выполняли. Это решающий фактор в нашей борьбе за бронзу. Побеждает не тренер. И не команда. Побеждает клуб! И если все службы сработают от и до, результат обязательно будет. У нас все так и вышло.

— Изначально перед “Шахтером” в чемпионате ставилась цель выступить не хуже, чем в прошлом году. Но потом она была подкорректирована до третьего места. Руководство клуба отталкивалось от реального положения вещей?
— Вопрос изначально стоял так: нужно призовое место. Необходимо все трезво оценивать, что и сделали руководители. Хотя, не будь у нас медалей, была бы совсем другая оценка. Но трагедии все равно не случилось бы. На то они и хорошие руководители, что успех никогда не должен их ослеплять, а поражение не должно угнетать настолько, чтобы рубить направо и налево. Когда есть здоровая оценка ситуации, когда тебя могут выслушать и главное — услышать, тогда все будет нормально.

— Раньше в белорусских клубах вам часто не везло с руководителями…
— Этот сезон в Солигорске мы все сработали выдержанно и профессионально.

— Неужто к вам не возникало претензий?
— Они есть всегда, когда команда терпит много поражений. Причем от команд из нижней шестерки — с верхней играли удачнее. Да и от бронзы отставали, находились даже на грани шестого места… Но осенний этап прошли успешно. Впрочем, еще в бытность футболистом понимал: главный критик — ты сам. Если правильно оценишь свою работу, то сделаешь шаг вперед. Если нет — или, что еще хуже, переоценишь себя — откатишься назад. Когда проходишь самые верхние этажи футбола, хочется опять стремиться к ним. В Беларуси еще очень многое нужно строить и развивать. Хотя в Солигорске немало сделано — база, поля… Но для современных реалий также очень важна “кухня” клуба.

— То есть?
— Не только тренировочный процесс, но и научный подход во всем. Не только сауна и массаж, но и медикаментозное восстановление. Очень важно восстановить футболиста к следующему матчу — и после игры, к интенсивной тренировочной работе. Если же будем только отдыхать и играть, сдвига не произойдет. Однако все это — финансы, с которыми сейчас в глобальном смысле туго.

— Распробовали специфику солигорских болельщиков?
— Она двойственная. С одной стороны, людей мало. С другой — они искренне переживают за команду. А отрицательных комментариев наслушаешься в любом городе. Но что интересно? Солигорцы тонко понимают футбол! Вот проводили спарринг с “Неманом”. Пришло максимум человек сто. Фактически “двусторонка”, но когда команда играла умно и ярко, зрители это видели и приветствовали аплодисментами. Впрочем, тонкие болельщики аплодируют даже после поражений. Единственное, у меня есть определенный вопрос к фанатам. При чем здесь команда, если они на кого-то обижаются? Вы ходите на футбол ради чего? Ради команды — или ради того, чтобы с кем-то спорить? Если вы болеете за команду — идите и болейте! И находите компромисс. А то ведь как получается? Обиделись на милицию — и всё, на футбол не пойдем. Так кого вы любите? Себя на трибуне — или команду на поле?

— Как считаете, антураж “Строителя” влияет на его посещаемость?
— Конечно. Если стадион как “игрушка”, если ты приходишь туда, словно на праздник, — тогда все воспринимается по-другому. Не надо нам строить много арен наподобие борисовской. На пять-семь тысяч — уютненькую, компактненькую, с сервисом. Чтобы человек пришел и мог отдохнуть! При всей условности сравнений, попав первый раз на футбол в Париже — а если точнее, в Сен-Дени, — я будто пришел в театр! И конечно, приду туда еще раз при первой же возможности — тем более если там играет любимая команда. Почему люди ходят на хоккей в Минске? Приятно его смотреть в подобной обстановке. Опять же когда у тебя есть такая “игрушка”, ты обязательно что-то придумаешь и с сервисом. А когда голые трибуны, и все остальное — “степь да степь кругом”? Зрелище всегда привлекает, когда оно в “упаковке”.

— На встрече с болельщиками перед началом сезона вы говорили: приоритет атакующему футболу, игра с двумя нападающими. А на деле часто получалось пять защитников и один форвард. Увидели по ходу дела, что воплотить задумки в жизнь сложновато?
— Начну с того, что в чемпионате Януш в основном и отличался при двух нападающих. И вообще у нас давненько никто не проводил пятнадцать голов за чемпионат. Но когда он один, ему сложнее все перепахать и забить. С другой стороны, два нападающих должны так работать впереди — и так напрягать! Януш назабивал — молодец! Но его база сформировалась только к ноябрю. А от тех своих слов не отказываюсь. Правда, помимо двух форвардов, нужны еще два центральных хава, которые выполняли бы определенный объем работы. А когда видишь, что функционально люди не “тянут”, то зачем все делать искусственно? Постоянно задействовать двух нападающих лишь ради того, что я так сказал? А игры, которая нужна при такой схеме, не будет…

— Еще по кадрам. Кто уйдет, а кто останется в команде?
— Пока скажу одно: отказываться от кого-то надо, если ты нашел сильнее. А просто так — дескать, человек не тянет, пусть уходит — и потом искать ему замену к марту тоже не выход. К каждому кадровому вопросу подойдем взвешенно — костяк обязательно нужен, потому что он уже все прочувствовал. И в некоторых матчах действительно показывали футбол, который хочу видеть у команды. Просто у нас как смотрят со стороны? Забили — здорово! Не забили — сразу вопрос: а во что вы играли? Хотя и критиков понять можно: все равно нужен последний удар, который даст результат.

— Кто был лидерами “Шахтера”?
— В определенных матчах многие проявляли себя ярко. Но если брать весь год, это наш капитан Юревич. И Старгородский, хотя перелом пальца на ноге в кубковом финале выбил его из колеи — Артем не показал своего уровня. Надеюсь, в следующем году сыграет еще ярче. И, конечно, бомбардирский показатель у Януша тоже хорош. Правда, как вспомнишь, сколько он не забил…

— Зато забил БАТЭ.
— Да, решающие голы Коля проводил всегда — и это его большая заслуга.

— Неплохо бы выкупить у “Динамо” Кузьменка. Если не секрет, сколько просят?
— Это не ко мне.

— Но вы хотели бы сохранить такого бойца?
— За каждого футболиста, который провел больше пятидесяти процентов матчей, надо биться. Повторюсь, в принципе они ознакомились с моими требованиями — сейчас будет намного проще совершенствовать игру.

— Позвольте философский вопрос. Легче всего ходить и рассказывать, что “Шахтер” — красавец. Но как монетизировать успех? Как реально навязать конкуренцию “Динамо” и БАТЭ, а не остаться третьими в нашей большой тройке?
— Для этого нужно качественно укрепить как минимум две-три позиции. И идти дальше. Очень много вопросов надо решать в защите, поскольку этот сезон больше ушел на понимание атакующей составляющей. Количеством оборонялись хорошо, но нужно совершенствоваться, чтобы защищаться более оптимальным числом. То есть не восемь против пяти, а шесть против пяти. Или четыре против четырех. Когда этого добьемся, обязательно составим конкуренцию БАТЭ и “Динамо”.
Естественно, для этого необходимы и исполнители. Допустим, в России четыре своих и семь легионеров — там проще набрать иностранцев, которые быстро понимают и схватывают все, что нужно. Уровень же белорусских футболистов пока не европейский. А легионеры уровня России и других стран к нам не едут — нет таких денег. А когда имеешь в составе большинство наших игроков, нужно время. Не скажу, что белорусские тренеры плохие. Честно говоря, зацепила фраза в прессе — мол, у нас их нет. Давайте смотреть. В этом году в плей-офф Лиги Европы попали 15 постсоветских команд — и пять белорусских тренеров. А есть там пять россиян? Нет. Пять украинцев? Нет. Не говоря уже об азербайджанцах, литовцах или латышах.

— Мы плавно подошли к теме сборной. Вы сразу взяли самоотвод: мол, все помыслы связаны исключительно с “Шахтером”. Но, на ваш взгляд, кто должен возглавить национальную команду?
— Говорить, кто именно, мне некорректно. Но сборная — лицо страны. Полагаю, с ней должен работать опытный тренер. А у нас такие специалисты, имеющие определенный успех, работают за границей. Хотя опять же — в России больше квалифицированных футболистов. А сделать сборную из белорусов очень сложно. Для этого тоже нужно время. Причем не так: дайте два цикла — и я все сделаю. Нет. И даже если займем четвертое-пятое место, руководители должны понимать: если есть сдвиги, поступательное движение, наклевывается зрелищная и грамотная игра — это уже хорошо! А то у нас как судят? О! В составе нет нападающих — значит, тренер неправильно сыграл. О! У нас пять защитников — опять тренер неправильно сделал…
Да, шаг с назначением тренера сборной должен быть очень выверенным. И плясать нужно не от того, что хочет общественность или команда. Если мы начнем назначать тех, кого хотят футболисты, — тогда это вообще беда. Разумнее всего подходить к столь серьезному вопросу с точки зрения работы тренера, его потенциала. Кого он тренирует? Как тренирует? Как играет его команда? Какое у него видение футбола — современное или нет? Это же видно по его клубу. В этом свете очень важно, когда в федерации есть чисто футбольный специалист, который занимается именно такими вопросами. Он не обязательно должен быть главой федерации — просто обязан иметь умелый и грамотный подход к современным требованиям футбола и хорошо в них разбираться. Понимать, чего тренер хочет добиться — и видеть, как играют другие команды. Ни в коем случае не надо кого-то слепо копировать. Но в современном футболе даже при разных схемах основные принципы игры одинаковы. И тренер тоже должен их четко понимать. Повторюсь, на общественное мнение руководителям здесь надо смотреть во вторую, если не в третью очередь. Оно ведь зачастую как создается? Забил, выиграл — молодец! Не забил, не выиграл — плохой…

— Кажется, у вас и “Шахтера” есть все основания пролонгировать сотрудничество?
— Не скажу ничего секретного: предлагали продлить контракт еще после третьего круга. Но я сказал, давайте закончим чемпионат и тогда поговорим о дальнейшем сотрудничестве. То есть не отказался, но отложил все до финиша сезона. Вот тогда будет более трезвая оценка — и требования на будущее. Выполнили все задачи на сезон — теперь другое дело.

— Вам повезло с этой командой?
— Мне было приятно работать с ребятами. Да, кому-то не хватает мастерства, а у кого-то непростой характер. Но к концу сезона мы вышли на определенный уровень отношений, который и принес этот результат. Кубок Беларуси и раунд плей-офф Лиги Европы — это эмоции, испытанные или впервые, или после долгого перерыва. А чемпионат… Здесь команда привыкла быть второй, сейчас же боролась за третье место — и сталкивалась на этом пути с непростыми ситуациями. Мы проигрывали тем, кому раньше “Шахтер” не уступал. В такие моменты было непросто найти общий язык и убедить футболистов, что все равно нужно идти дальше. И прежде всего стремиться не к каким-то турнирным показателям, а к повышению индивидуального и командного уровня. Благо к концу сезона контакт состоялся. Хотя, где бы ни работал, у меня всегда устанавливались нормальные отношения с игроками: просто с кем-то раньше — с кем-то позже. А повезло мне или нет? Коль уж все задачи выполнены — значит, повезло! Ведь везет тому, кто везет!

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?