Назначение. Александр Хацкевич. Первое слово. Хоть где-то опередил Марадону

22:19, 4 декабря 2014
svg image
1259
svg image
0
image
Хави идет в печали

ИЗ ДОСЬЕ “ПБ”
Александр ХАЦКЕВИЧ. Родился 19.10.73 в Минске. Воспитанник минской СДЮШОР “Динамо” (первый тренер — Михаил Братченя). Выступал за клубы “Динамо” (Минск, Беларусь) (1991-96, 2005-07), “Динамо” (Киев, Украина) (1996-2003), “Тяньцзинь Тайда” (Китай) (2004), “Вента” (Кулдига, Латвия) (2005).
Четырехкратный (1992/93, 1993/94, 1994/95, 1995-о) чемпион и обладатель Кубка Беларуси (1994). Обладатель Кубка сезона (1994). Семикратный (1996/97, 1997/98, 1998/99, 1999/00, 2000/01, 2002/03, 2003/04) чемпион и четырехкратный (1997/98, 1998/99, 1999/00, 2002/03) обладатель Кубка Украины. Обладатель Суперкубка Украины (2004). Серебряный призер чемпионатов Беларуси (1996, 2006) и Украины (2001/02).
В высшей лиге чемпионатов Беларуси провел 114 матчей, забил 22 гола, отдал 9 голевых передач; в высшей лиге чемпионатов Украины — 135 матчей, 26 голов; в высшей лиге чемпионата Китая — 8 матчей, 1 гол; в высшей лиге чемпионата Латвии — 4 матча. В розыгрышах Кубка Беларуси — 23 игры, 3 гола; Кубка Украины — 23 матча, 6 голов. В еврокубках: за минское “Динамо” — 17 матчей, 2 гола; за киевское “Динамо” — 57 матчей, 4 гола. Участник полуфинала Лиги чемпионов (1998/99). В национальной сборной Беларуси (1993-2005) сыграл 38 матчей, забил 4 гола и отдал 4 голевые передачи. Дважды признавался лучшим футболистом Беларуси (1998, 2000).
Игровую карьеру завершил в 2007 году. Работал играющим тренером минского “Динамо” (2007), главным тренером юниорской (U-19) сборной Беларуси (февраль-2008 — январь-2009), главным тренером “Витебска” (июль-2008 — июль-2009), ассистентом главного тренера национальной сборной Украины (2010-11). С января 2011 года возглавлял молодежную команду киевского “Динамо”, с июля 2013-го — киевское “Динамо-2” (Д2).

Один из тридцати
На пресс-конференцию с продолжавшегося заседания исполкома на несколько минут отлучился и первый заместитель председателя БФФ Сергей САФАРЬЯН, рассказавший о том, как избирался Хацкевич.

— Переговоры с Александром Николаевичем завершились только накануне. Прошу учитывать, что он работал на Украине и не полностью знаком с обстановкой в белорусском футболе, так что ему потребуется некоторое время, чтобы вникнуть в ситуацию, наметить планы, высказать требования к федерации по условиям. Не спрашивайте у него пока ничего сверхъестественного.

— Почему выбор пал именно на Хацкевича?
— Оценивалась совокупность факторов: игровая и тренерская карьеры, знакомство с белорусским футболом, финансовые требования. У нас был круг кандидатов из 30 человек. Могу назвать фамилии Гончаренко, Кучука, Блохина, Демьяненко. Кроме того, в федерацию обращались агенты многих других специалистов: от Антича до Марадоны.

— Если переговоры длились так долго, что их затрудняло?
— У нас не было препятствий. Это нормальный процесс: с одной стороны есть возможность, с другой — желание. Мы постепенно сближали наши предпочтения и в конце концов пришли к консенсусу.

Сборная еще жива
А затем слово взял герой дня.

— Вас не напрягали долгие переговоры?
— Так может быть у безработного, который постоянно ждет звонка. У меня же хорошая работа в “Динамо-2”… Была. Не то чтобы я сразу согласился на пост тренера сборной. Напротив, не раз летал из Киева в Минск. К тому же, помимо моей, рассматривались и другие кандидатуры. Приходилось ждать.

— Члены исполкома, которым нужно было принимать решение о назначении, не были знакомы с вашей программой…
— Когда вели переговоры, этот вопрос еще не был утвержден, а следовательно, не мог о нем говорить. Действительно, члены исполкома о ней не знали — только Сергей Румас и Сергей Сафарьян. Любой тренер, приходя на новое место, должен иметь программу развития. И, конечно, она у меня есть и касается не только национальной сборной, но и молодежной, юношеских. Считаю, мои предложения должны принести пользу.

— Когда поступило предложение, с кем сочли нужным посоветоваться?
— У меня теплые отношения с Виктором Гончаренко. Мне предложили работу в сборной, когда он еще был главным тренером “Кубани”. А после своего увольнения Виктор Михайлович позвонил и честно сообщил, что его тоже позвали на эту должность. Мы говорили о многом, но пусть это останется между нами. Ну и, разумеется, я должен был поставить в известность тренера киевского “Динамо” Сергея Реброва. Сергей Станиславович ответил, что, если получу эту работу, он будет только рад.

— А со стороны белорусских клубов нашли поддержку?
— Юрий Александрович Чиж сегодня проголосовал “за”. Это поддержка? И генеральный директор БАТЭ Михаил Деменцевич тоже. Анатолий Анатольевич Капский звонил, когда еще шли переговоры, — поддержка была и с его стороны.

— Насколько внимательно вы следили за выступлениями сборной Беларуси, особенно на осеннем отрезке? Что скажете о ее стиле?
— Безусловно, следил. Но скорее как болельщик своей команды. В Киеве, перед матчем белорусов и украинцев, у меня многие спрашивали, за кого буду болеть. Разумеется, за Беларусь, несмотря на то что столько времени прожил на Украине. Что касается стиля, то при мне в пять защитников сборная играть точно не будет. Независимо от соперника: Испания это или Люксембург, Словакия или Македония. Это я точно могу сказать. В остальном же ситуация требует углубленного анализа и более внимательного просмотра матчей.

— Сколько времени на это потребуется?
— Главный вопрос сейчас — подготовка к матчу с македонцами, но, помимо этого, есть еще и молодежная сборная, и юношеские. В их вопросы тоже нужно вникать, разговаривать с тренерами. Однако ведь не буду начинать с нуля. Постоянно следил за белорусским чемпионатом, еще до предложения, так что информации у меня достаточно.

— Предыдущий главком сборной считал, что один из главных факторов неудач — низкий уровень мастерства футболистов. А как вы оцениваете кадровый потенциал белорусской сборной?
— Мнение Георгия Петровича комментировать не могу. У меня еще будет время дать свою оценку уровню наших игроков. В любом случае, это лучшие на сегодня футболисты, которые есть в стране. Если вы подскажете, что есть еще лучше, — прислушаюсь.

— На какой срок рассчитано соглашение?
— До 1 ноября 2017 года. Однако если будет очевидно, что не справляюсь с обязанностями, никаких претензий к федерации относительно разрыва соглашения у меня не возникнет. За это кресло держаться не стану.

— С учетом турнирной ситуации в нынешней квалификации ставились ли перед вами конкретные задачи?
— Мы понимаем наше положение: одно очко в четырех играх… По поводу задачи в контракте есть пункт, однако разглашать его не имею права. Конечно, чем выше окажется сборная, тем лучше. Но, откровенно говоря, шансов на выход в финальный турнир мало. В любом случае каждую игру будем проводить с перспективой на следующий отборочный цикл. Главное, чтобы сборная прогрессировала.

— Значит, о выходе на EURO мы забываем? Или пока нет?
— Почему же? Чемпионат Европы все равно состоится. Если серьезно, повторю: в каждом поединке будем стремиться к победе, но прежде всего нужно стабилизировать игру. Чтобы команда знала, как она должна действовать и что от нее требуется.

— А как вы оценивали состав нашей группы перед стартом отборочного турнира?
— Понятно, что главный фаворит — Испания. Следом — Украина, с которой очень хорошо знаком. Словакия — достаточно сильная команда, игроки которой выступают в приличных европейских клубах. Однако, что именно эта команда будет лидировать к концу года, никак не ожидал.

— В национальную сборную вы приходите, образно говоря, в роли врача. Что пропишете, и каков диагноз?
— Если вы о персоналиях, давайте не будем сегодня переходить на личности. Глеб? Скажу только, что такими футболистами не разбрасываются. Что пропишу? Хорошее настроение. Его в коллективе нам нужно создать самим. Ну а диагноз… Скорее всего, сборная еще жива.

— Как футболист вы прошли школу многих тренеров. Есть ли среди них человек, стиль и взгляды которого взяли бы за основу в работе со сборной?
— Если речь о дисциплине — это от Лобановского. Не только на футбольном поле, но и в жизни. “Искренний футбол” Малофеева обязательно должен присутствовать, потому что наша игра прекрасна голами. Но сейчас она уже другая. Тот футбол, который проповедовали Малофеев, Боровский в сборной, Лобановский в киевском “Динамо”, остался позади. Сейчас игра больше завязана на тактике, много поставлено на результат.

— Главным аргументом противников вашего назначения был недостаток опыта. Что им ответите?
— Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почет. Нет опыта? Я все же семь лет уже на тренерской работе. Год провел в штабе национальной сборной Украины, помогал Маркевичу, в остальное время трудился в клубах именно главным тренером. И вообще, я с шести лет в футболе, у меня были хорошие учителя: Малофеев, Боровский, Лобановский, Маркевич. Видел, как работают Газзаев, Блохин, Семин — это очень большой опыт.

— Есть мнение, что работа с белорусской сборной — отличный способ испортить репутацию. Вам есть что терять?
— Как и каждому человеку: семью, близких. В этом году, к сожалению, я потерял очень близкого друга… А репутация — дело не одного дня и даже не года. Ее потерять не боюсь.

— Если утрировать, можно сделать допущение: сегодня нам сообщили, что вас предпочли Марадоне. Вам это льстит?
— Хоть где-то его опередил. Увы, на футбольном поле с этим замечательным футболистом встретиться не удалось.

— Интерес к сборной со стороны болельщиков нынче низок. Как намерены решать эту проблему?
— В первую очередь на интерес к команде влияет ее игра вкупе с результатом. Обсуждали это с Сергеем Румасом. Отныне первая тренировка на каждом сборе будет полностью открытой — как для СМИ, так и для болельщиков. Не стартовые 10-15 минут — вся. Думаю, людям интересно, как сборная готовится к играм.

— К слову, какими вы видите свои отношения с прессой?
— Для общения открыт всегда. В федерации есть пресс-служба, обращайтесь. Но, разумеется, каждый день журналисты внутри команды, в быту находиться не могут. Существует внутренняя кухня, какие-то закрытые вещи. Сборная, конечно, постоянно под пристальным вниманием. Если она играет хорошо — нужно хвалить, если плохо — критиковать. Но делать это обоснованно и объективно.

— А если говорить об отношениях внутри коллектива?
— Для себя уже прояснил этот момент, но оставим его до первой встречи с ребятами. Они вам сами потом все расскажут.

— Вы переезжаете из Киева в Минск?
— Это тоже один из пунктов контракта, пока и о нем умолчу. Скажу лишь, что практически все время буду проводить на территории Беларуси. Хотя семья останется в Киеве.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?