Футбол и милиция. Техника безопасности, или Пиротехника опасности
Задавшись этим вопросом, корреспондент “ПБ” обратился в пресс-службу Министерства внутренних дел — так родилось интервью с Иваном КУБРАКОВЫМ. Начальником Управления охраны правопорядка МВД.
— Одно из основных болельщицких нареканий на ваших сотрудников — пресловутые очереди при входе на трибуны…
— Наша главная задача — обеспечить безопасность зрителей. Конечно, не забывая и об их комфорте. Мы делаем для этого все необходимое. Больше зачастую просто не позволяют технические возможности стадионов. Перед началом сезона всегда проводим обследование арен. Учитывая их вместимость, определяем пропускную способность. Уточняем у администрации, хватает ли контрольно-пропускных пунктов, как они оборудованы, установлены ли системы видеонаблюдения. Сегодня, наверное, только на “Борисов-Арене” с техническим оснащением все нормально. Там стационарные рамки плюс наши сотрудники работают с ручными металлодетекторами. А это скорость, оперативность. Есть еще одна, не менее важная, причина возникновения очередей. Все знают, что болельщиков просят приходить на футбол заранее. К сожалению, такие призывы остаются без внимания. Вот, к примеру, та же “Борисов- Арена”. Шикарный стадион: работают точки общепита, звучит фоновая музыка. Пожалуйста, придите пораньше, пообщайтесь с друзьями, отдохните. Но нет: почти все начинают подтягиваться за полчаса до начала. А вместимость там — тринадцать тысяч. Столько одновременно пройти на трибуны не может! Взять хотя бы электронную систему считывания данных с билетов — это тоже требует времени. Так что здесь злиться нужно только на самих себя.
— Но вы ведь не станете отрицать, что болельщиков стопорят и милицейские досмотры?
— Еще раз: мы отвечаем за безопасность людей. И для ее обеспечения вправе использовать все способы, предусмотренные законодательством. Личные досмотры — мировая практика, применяемая еще и по требованию федерации футбола, УЕФА и ФИФА. Вспомните трагедию в Минске в День независимости в 2008-м. Все шли просто отдыхать. Все, кроме одного. Где гарантия, что такое не произойдет снова? Горькие примеры есть и у нас, и за рубежом.
— И все же нельзя ли как-то упростить процедуру? Некоторые жалуются, что ваши сотрудники порой раздевают болельщиков чуть ли не до нижнего белья…
— Нельзя. Иногда нам поступает информация от клубов и федерации о намерениях фанатов пронести на стадион запрещенные предметы. В таких случаях можем предложить болельщикам пройти в специально оборудованные места, снять верхнюю одежду. Разумеется, чаще это происходит весной и осенью, когда холодно. Но чтобы до нижнего белья, такого не было.
Свежий пример — матч 30 ноября между минским “Динамо” и “Гомелем” на искусственном поле футбольного клуба “Минск”. Администрации команд заверили, что с болельщиками проведена работа. Дескать, никаких файеров, никакого негатива не предвидится. Мы тоже собрали болельщиков, предупредили: ребята, стадион маленький, народа много, давайте уважать окружающих. И что вы думаете? Пиротехника на трибуне все равно использовалась. Кстати, правонарушитель признался: пронес ее в нижнем белье.
— Болельщики часто устраивают файер-шоу в последних матчах сезона. И если без последствий, то почему бы и нет?
— Поймите, нелегальная пиротехника запрещена везде. Да, есть цивилизованные варианты, они используются и у нас. Это прописано в регламенте. По согласованию с местными властями некоторые клубы организовывают файер-шоу. МЧС подтягивает свои наряды, определяется место, принимаются меры безопасности. Пожалуйста…
— Вернемся к ситуации с досмотрами. Выходом видятся радиоволновые сканеры — оборудование, позволяющее работать со зрителями быстро и, что называется, без рук. Почему они не используются во время проведения матчей?
— Такие сканеры действительно позволяют осуществить досмотр бесконтактно. К сожалению, они есть только на “Минск-Арене” и “Чижовка-Арене”. Вообще это не наша компетенция. За инфра- структуру стадиона отвечают его владельцы и организаторы матча. Поэтому вопрос о приобретении такого оборудования нужно задавать им.
— Фанаты, как правило, используют баннеры, флаги. И иногда жалуются, что сотрудники милиции не пропускают их на трибуны — видят крамолу в незнакомых надписях, в том числе на английском языке…
— Во-первых, здесь схема отработана. Согласно регламенту чемпионата Беларуси, фанаты готовят соответствующий реестр атрибутики, утверждают его в администрации клуба и согласовывают с органами внутренних дел. После этого проблем нет. А что касается якобы безобидных иностранных аббревиатур или комбинаций цифр, то под ними зачастую шифруются выражения и лозунги расистского, националистического, экстремистского содержания. Давайте не будем лукавить: это известно и “просвещенным” болельщикам, и нам.
— Но вы согласны, что на футболе у нас слишком много милиции?
— Парадокс: все говорят об этом и равно о необходимости создания института стюардов, а конкретные предложения и законодательные инициативы исходят только от самой милиции. Мы предлагали охрану общественного порядка на аренах отдать на откуп их администрации, организаторам игр. С появлением института стюардов и нам стало бы проще. Представьте: на трибунах — несколько наших сотрудников, остальные — добровольцы-помощники. Однако пока дальше самой инициативы дело не продвинулось. По решению местных властей могут регистрироваться добровольные дружины. Любой клуб вправе создать свою, в том числе — из болельщиков. Ее члены наделяются полномочиями и правами, им выдаются удостоверения, оформляются страховки… По-своему стали решать проблему в БАТЭ и минском “Динамо”. Там заключают договоры с гражданами на выполнение административных функций: регулирование потоков болельщиков, их рассадка, информационно-разъяснительная работа. И сейчас если мы знаем, что матч не проблемный, а взаимоотношения болельщиков нейтральные, то на “Борисов-Арене” милиции почти нет. Ведь многим чересчур эмоциональным зрителям достаточно замечания от человека в спецжилетке.
— То есть пока милиции на стадионах меньше не станет?
— Сегодня за охрану общественного порядка на матчах отвечает МВД. Поэтому именно мы решаем, как организовать эту работу, исходя из количества болельщиков, их взаимоотношений, статуса игр. Если знаем, что будет спровоцирована драка фанатов, что они попытаются пронести на матч пиротехнику или другие запрещенные предметы, принимаем контрмеры.
Взять ту же игру “Динамо” и “Гомеля”. Известно, что некоторые их болельщики настроены по отношению друг к другу недружелюбно. Знаем, что на протяжении сезона не раз происходили их стычки. Но особенности стадиона, где проводилась встреча, не позволяли зрителям пройти на трибуны через разные входы. Поэтому одних немного придержали, других пропустили вперед. И надо было прочувствовать царившую атмосферу, слышать и видеть, какими словами и жестами стороны “награждали” друг друга. И все же в целом негативных последствий избежали. А теперь представим, что события разворачиваются без милиции, как предлагают отдельные демагоги в интернете. Уверен: несколько человек могли оказаться на больничной койке. Не одно уголовное дело заведено после драк болельщиков. В интернете можно найти завуалированные призывы к другой стороне “встретиться”. Мы понимаем, к чему ведут предложения вроде “давайте соберемся возле такой-то станции метро”. Знаем и последствия таких встреч: ребята получают увечья, страдают сторонние люди. В конце лета в подземном переходе на станции метро “Грушевская” пятеро фанатов избили двоих парней. А на столичной улице Ангарской около двадцати человек напали в троллейбусе на шестерых, распылили там слезоточивый газ. Как следствие — возбуждение уголовных дел. В первом случае — по статье “Умышленное причинение тяжкого телесного повреждения”, во втором — “Хулиганство”. Есть и другие примеры.
— В Беларуси много агрессивно настроенных фанатов?
— В том-то и дело, что подавляющее большинство — адекватные и добропорядочные граждане. У них горят глаза, они действительно болеют, выплескивают эмоции. У некоторых в запале крепкое словцо вылетит. Но никто ведь не пробирается сквозь ряды делать замечание человеку, у которого после забитого гола вырвалось! Мы к этому адекватно относимся. Другое дело, когда мат звучит в адрес болельщиков команды соперника, футболистов. Особенно если оскорбляются легионеры, игроки с другим цветом кожи. Это, разумеется, пресекаем. Кстати, недавно в МВД поступил запрос из федерации о зачинщиках лозунгов оскорбительного характера во время матча сборных Беларуси и Украины. Бездумные выходки нескольких человек стоили федерации восемнадцати тысяч евро. Таковы штрафные санкции УЕФА за ненадлежащее поведение болельщиков.
Агрессивных фанатов — единицы. Они прекрасно знают, что нельзя проносить на стадион, какие деяния наказуемы, но умышленно идут на нарушения. Как вы думаете, зачем фанаты “Витебска” и “Витэна” в апреле собрались в лесополосе в районе витебской улицы Чапаева? Зачем они взяли с собой эластичные бинты, перчатки для бокса и рукопашного боя? В целях предупреждения драки были задержаны двадцать четыре человека, составлены протоколы. Мое мнение: именно такие люди пытаются взбудоражить общественность, пустить пыль в глаза. Рассказывают, что их наказали. Правда, почему-то не уточняют, за что.
— А часто в МВД поступают жалобы на ваших подчиненных, которые грубо вели себя с болельщиками, перегнули палку при досмотре? В интернете претензий много…
— Каждый год перед началом сезона проходит семинар с участием представителей БФФ, органов внутренних дел, болельщиков. Обмениваемся телефонами, мнениями, высказываем претензии. На одном из таких совещаний болельщики — по-моему, из Бреста — задали вопрос: “Почему нас не пропускают с баннерами и ваши сотрудники хамят?” Спрашиваем, к кому вы обращались с претензией и кто на нее не отреагировал. Назовите фамилию этого должностного лица. Молчат.
На каждом матче чемпионата есть представители управления внутренних дел. И все вопросы, связанные с действиями их сотрудников, жестко контролируются. Ни от одного клуба за последние годы в МВД таких жалоб не поступало. Однако мы не собираемся себя обелять. По собственной инициативе “мониторим” интернет. Если видим критику, то разбираемся, уточняем, виноваты ли. Если да — привлекаем сотрудников к дисциплинарной ответственности. Причем основная цель таких проверок не наказать, а выяснить причины произошедшего и не допустить подобного впредь. К сожалению, в интернете много мусора, и иногда попадаются претензии по ситуациям, которых быть просто не могло.
— Конкретных обращений нет?
— Официальных не было. Однако нас, мягко говоря, удивили слова председателя минского “Торпедо” Андрея Салангина в недавнем интервью на сайте “Прессбола”. А именно фраза: самая большая проблема белорусского футбола — милиция. Но ведь ответственность за безопасность при проведении матчей несут как наши сотрудники, так и руководство клубов. В их уставах прописана необходимость работы с болельщиками. Увы, в “Торпедо” она, по большому счету, не проводится. Мы открыты к диалогу. Считаете, что действуем не так, — пожалуйста, давайте разговаривать. Такие встречи проходили не раз. Приглашали на них и руководство “Торпедо”, только наши обращения почему-то игнорировались. И сейчас, когда огулом, без конкретики, обвиняется милиция, снова вышли с предложением обсудить проблемные вопросы. Три недели прошло, а воз и ныне там. Господин Салангин на связь не вышел. На мой взгляд, руководитель в спортивной сфере должен быть сам чист перед законом. Иначе куда такие “управленцы” могут завести молодежь?
Болельщики со стажем благодарят нас за работу на стадионах, накануне каждого сезона федерация просит обеспечивать безопасность на матчах. Так, может, милиция на играх все-таки нужна?.. А вообще главная проблема белорусского футбола — белорусский футбол.
— Что произошло в Новополоцке во время игры “Нафтана” и минского “Динамо” 22 ноября?
— Делать выводы рано. Проводится разбирательство, вопрос на контроле в МВД. Итогом станет правовая оценка действий всех участников инцидента. Пока могу лишь сказать, что стадиону нанесен ущерб на сумму примерно десять миллионов рублей. И что потерпевший в своем объяснении уточнил: травму получил по собственной неосторожности.
— Совсем недавнее происшествие с участием белорусских фанатов — задержание болельщиков минского “Динамо” во Флоренции. Есть на этот счет официальная информация?
— Есть. Она поступила к нам из белорусского посольства в Италии. Согласно ей, динамовские фанаты устроили драку и разгромили местный бар еще до начала матча с “Фиорентиной”. Сложно представить, что могло бы случиться на трибунах, если бы эти ребята все-таки попали на стадион. Пример показателен: молодые люди приехали в другую страну, чтобы посмотреть игру любимой команды, а вместо этого нарушили общественный порядок. Нам известны личности всех задержанных, их возраст от 18 до 33 лет. В отношении указанных граждан будут приняты меры профилактического воздействия. В том числе со стороны “Динамо”.
— И все-таки как снизить напряженность между болельщиками и милицией?
— Считаю, никакой напряженности нет. Есть небольшие группы радикально настроенных фанатов и безответственные “комментаторы”-провокаторы, которые умышленно идут на нарушение общественного порядка. Наверное, считают, что поступают круто, бравируют этим, завоевывают мнимый авторитет в своей среде. Они знают про существующие запреты, но все равно несут файеры, используют кричалки с нецензурщиной, у них “чешутся” руки. В ответ нам приходится принимать дополнительные меры предосторожности. В том числе на уровне досмотровых мероприятий. Идет цепная реакция. А потом появляются жалобы в интернете, причем мнений обычных болельщиков там нет. Ведь те на праздник спорта приходят отдохнуть, иногда вместе с семьями, детьми. Понравится ли им находиться возле агрессивных молодчиков с непредсказуемым поведением? Глупо ожидать, что мы станем закрывать глаза на нарушения, особенно умышленные. Потакать не будем, но для взаимовыгодного диалога открыты всегда.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь