Настоящий капитан. Оттопчите мне пятки!
Особенно если мечта побывать-таки на топ-турнире после шестилетнего перерыва накрылась медным тазом. Может, когда-нибудь — в качестве тренера?
— Матч чемпионата страны в среду ты просидела на скамейке. Проблемы со здоровьем? Или принцип “дорогу молодым” в действии?
— Второе. Пора активно подтягивать дублеров к основе. Уровень соперника позволяет — так чего мариновать их в резерве? Пусть проявляют себя, набираются опыта и оттачивают навыки.
— В нынешнем “политехе” ты, по сути, пребываешь в ипостаси играющего тренера вратарей…
— Пожалуй. Уже рассматриваю девчат как учениц, хотя еще хотела бы видеть в них прежде всего конкуренток. Случаются матчи, в которых они выглядят достойно, здорово выручают. Однако сегодня в БНТУ, как и в других наших клубах, наставники больше доверяют опытным игрокам. В продвинутой в гандбольном смысле Европе, мне кажется, по-другому. Там стараются ускорить процесс взросления, насыщают конкурентную среду, реально предоставляют молодежи возможности выстрелить. У нас же, как только серьезный бой, приходится слышать: ты сможешь, ты должна. А хочется, чтобы эти посылы звучали в адрес всех голкиперов: вы сможете, вы должны.
— Как вообще оцениваешь перспективы юных сменщиц — Оли Никитиной и Юли Шут?
— Очень способные. С хорошим будущим. Но абсолютно разные по темпераменту, стилю, восприятию информации. Оля — огонь, темповичка. Она более эмоциональная, реактивная. А Юле нужно делать ставку на грамотный выбор позиции. Это ей дано. Однако необходимо раскрепоститься, почувствовать уверенность. Ищем к ней ключики, чтобы осознала свои сильные качества и эффективно их использовала. А в целом и Никитина, и Шут — гандболистки с задатками и потенциалом сборниц. Ольга уже привлекается в национальную дружину. Томаж Чатер весьма лестно отзывается о ее таланте. И заслуженно: в плане трудолюбия, восприимчивости к указаниям к ней нет претензий. Осталось накопить технический, практический багаж.
— Ольга и Юлия как-то напоминают тебе двадцатилетнюю Алесю Сафонову?
— Сравнение не будет корректным. Мое становление происходило в жесткой конкуренции. За право состояться в спорте боролось множество вратарей. Настолько даровитых, что даже добротные, но средние попросту отваливались, уходили из спорта. Законы террариума! Это в принципе полезно для профессионала. Выживавшие в естественном отборе получали отменную базу. Мне повезло. Теперешней молодежи не хватает этой толкотни локтями, дыхания в спину. Да и бывалым игрокам тоже. Доставьте мне это удовольствие — в хорошем смысле выпятить свое “я”! Это же драйв! Когда наступают на пятки, испытываешь совершенно иные ощущения, держишься в тонусе, быстрее прогрессируешь. Сейчас не так. С другой стороны, те же Оля и Юля — близкие подруги. И на площадке поддерживают одна другую, подсказывают. Такие отношения мне нравятся. Повидала ведь всякое: и неприкрытую вражду, и пожелания удачи с фигой в кармане. Искренняя дружба непосредственных конкурентов — вариант все-таки плюсовой. Если есть взаимовыручка, искренность. Но это, как говорится, другая история.
— Бытует мнение, что в белорусском гандболе острый дефицит надежных стражей ворот.
— Соглашусь. По крайней мере в женском — многолетние кадровые провалы. Где вратари калибра Люды Денис, Наташи Петраковой, Маши Братенковой, Лены Абрамович? Появление хотя бы пары таких умелиц в пятилетку должно быть нормой. В Беларуси их нет. Да и откуда им взяться, если пропадают целые поколения, если не ведется целенаправленная подготовка голкиперов? Допустим, мне тоже охота больше заниматься со сменщицами. Но я ведь еще в строю и могу учить в основном на личном примере. И вообще понятие “тренер вратарей” у нас размыто, эта специализация в лучшем случае в зачаточном состоянии. Мне же на заре карьеры повезло не только с конкурентным окружением, но еще и с наставником. К Леониду Гуско попала девчонкой. Он был отличным разыгрывающим, тонким тактиком. Но и во вратарских премудростях не дилетант. Скажем, именно Леонид Николаевич научил меня пасовать в отрыв. Втемяшивал: твоя задача при контратаке сделать передачу угловому, а уж он пусть добегает, выцарапывает мяч и забрасывает. С тех пор не боюсь длинного паса. Равно как выходить на перехват. Вратари — полноценные участники всех фаз игры. К сожалению, у нас мало кто предметно учит их играть в поле.
— Недавно наблюдали вашу неудачу в квалификации чемпионата мира. Назовешь причины, помешавшие в Цюрихе добыть путевку в нокаут-раунд?
— Знала, что будет этот вопрос. Что ответить? Считаю, в подготовке просчетов не допустили. Все было хорошо. Очень довольна Томажем Чатером. Он тренер-фанат, прекрасный мотиватор. Пашет, заводится сам и заряжает энергией команду. А главное — умеет не только говорить, но и слушать. Мы ведь и соперниц, и собственные сильные-слабые стороны, казалось, разложили по полочкам. Может, крепко засели у нас в головах предыдущие несколько лет? Дурацкий период, когда мы никого толком не слушали и разучились адекватно воспринимать и претворять в жизнь информацию. Если бы все установки Томажа выполнили — пробились бы в плей-офф. А так каждая игра была тяжким боем. Хотя смотрели видео, понимали, о чем Чатер говорил. Но почему-то в самый важный момент не воспроизвели то, чего хотел тренер. Вдруг забыли все, что разжевали, о чем условились. И вот еще парадокс: со сборными Греции и Швейцарии сыграли на эмоциях, сбились на индивидуализм — и все-таки победили. А в ключевой битве со словенками старались действовать по отработанным схемам — и получили “баранку”.
— Себя коришь?
— Да. Не вышла на пик формы. Не такая уж у меня была тяжелая травма, чтобы вовремя не восстановиться. Это и Чатер видел, потому и доверял место в “старте”. А ведь с ним не расслабишься: почует неладное — можно весь матч просидеть на скамейке. Концовка поединка со швейцарками? Ну да, выручила несколько раз. Помню, была настолько уставшая и выхолощенная, что буквально отключился мозг. Остались только я и мяч. Отбивала рефлекторно. Благо подсознание не подвело, командовало отработанные движения. А вот со словенками не сложилось… Очень обидно, что не смогла там помочь. Думаю, для девчат постарше это был последний шанс вернуться на топ-турнир. Для меня — почти точно.
— Чатер нашел контакт с коллективом?
— Безусловно. За долгое время мы едва ли не впервые понимаем, чего от нас хотят и ждут. Тренер с европейским менталитетом. Год притирались. Томаж — поборник организованности и дисциплины. Как сказал — только так и делать. Это его право. Поначалу такая жесткость была нам в диковинку. Одеваться так-то, идти туда-то, телефоны отключать там-то… Все строго. Словно не национальная команда, а “молодежка”. Но привыкли к новым порядкам, сплотились. Атмосфера идеальная.
— Карьерные вехи сводили тебя со многими наставниками. Кого особо выделишь?
— Главный и безоговорочный авторитет — Гуско. Само спокойствие. Подкупали его уважение к игрокам и незашоренность. Леонид Николаевич никогда не ставил между собой и гандболистками нерушимых границ. Он тонко наводил на верные мысли и игровые решения. Может, так это воспринимала в силу молодости. Но общаемся с подругами по старому “политеху” и сходимся во мнении: такого тренера в Беларуси позже не было. Один взгляд, с новой интонацией произнесенное имя — и ты улавливаешь ошибку, пытаешься ее исправить. Потому что хочешь увидеть довольный прищур в его умных глазах, заслужить похвалу.
С Константином Григорьевичем Шароваровым в упряжке давно. В БНТУ он пришел довольно молодым и учился вместе с нами. Теперь это уже матерый главком, но сохранил лояльность, широту души. Для него очень важны человеческие отношения. Это здорово объединяет коллектив.
О Томаже уже сказала. Приятно с ним было работать. Было… Как же летят годы! А так хочется, чтобы желания и возможности по-прежнему совпадали. Ведь до сих пор испытываю сумасшедший драйв от гандбола, даже в рядовых матчах первенства Беларуси. Кондиции вроде позволяют еще попылить. Хотя морально готова и повесить кроссовки, ступить на тренерскую стезю. Что удерживает? Помимо огромной любви к игре — отсутствие тех, кто реально способен обойти на повороте, оттоптать пятки. Только это. Мне повезло повстречать в спорте людей, которые давали дельные советы, подсказывали тончайшие хитрости, закаляли морально. В том числе и в пору моих выступлений за границей: в Греции, в волгоградском “Динамо” — у блистательного Левона Оганесовича Акопяна, в шумевшем в Лиге чемпионов македонском “Кометале”. Нашим молодым повторяю: запоминайте, что говорю. У них есть возможность сэкономить самое ценное — время, научиться не совершать лишних движений, согласовывать действия с защитницами. Хочу все это донести до девочек. На их пути, дай бог, попадется много классных профессионалов. Но пусть игроки придут к ним уже с полезным багажом.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь