Александр Кульчий. Хотел попасть в телевизор
Но куда бы жизнь ни отправляла Кульчия, он был незаменимым опорником национальной сборной, футболку которой надевал с 1996-го по 2012-й. За шестнадцать с половиной лет успел наиграть столько, что стал первым и пока единственным белорусом, покорившим рубеж в сотню матчей за главную команду страны. Александр никогда не любил шумихи вокруг своей персоны, но, по собственному признанию, был тронут оказанным по случаю юбилея вниманием. Позже Кульчий еще дважды сыграл за сборную Кондратьева и остановился на отметке 102. В семи встречах выводил партнеров на поле с капитанской повязкой, в том числе один раз — на газон легендарного “Уэмбли”. Этот день Кульчий и вспомнил перво-наперво, когда услышал просьбу рассказать о матче его жизни. Лучший футболист Беларуси-2009 вещал из Москвы, где давно базируется. И где, как недавно признался, получает удовольствие от жизни после того, как минувшей весной на пятом десятке лет решил окончательно завершить карьеру футболиста…
ТАБЛО
ЧЕМПИОНАТ МИРА-2010. ОТБОРОЧНЫЙ ТУРНИР
Группа 6. 10-й тур
АНГЛИЯ — БЕЛАРУСЬ — 3:0
ЛОНДОН. 14 октября 2009 года. Стадион “Уэмбли”. 76897 зрителей.
СУДЬИ: Л.Кортеш Батишта, Ж.Ф.Душ Сантуш, М.Рапозу Батишта (все — Португалия).
АНГЛИЯ: Фостер — Г.Джонсон, Р.Фердинанд, Терри (к), Бридж (Милнер, 78) — А.Леннон (Бекхэм, 58), Барри, Лампард, Ш.Райт-Филлипс — Крауч, Агбонлахор (К.Коул, 66).
БЕЛАРУСЬ: Жевнов — Шитов, Верховцов, Сосновский, Юревич — КУЛЬЧИЙ (к), Омельянчук — Калачев, Кутузов (Родионов, 46), Бордачев (Кашевский, 84) — Корниленко (Ковель, 76).
ГОЛЫ: 1:0 — Крауч (4, пас — Агбонлахор). 2:0 — Ш.Райт-Филлипс (60, пас — Бекхэм, с углового). 3:0 — Крауч (75, пас — К.Коул).
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: Корниленко (53, за грубую игру).
— Отборочный турнир чемпионата мира-2010 у нас не получился. Команда провалила ключевые матчи с Хорватией и финишировала только четвертой. Многие ребята пропускали важные поединки то из-за перебора карточек, то из-за травм. Не я один говорю, что сборной Беларуси постоянно не хватало стабильности состава. Редко случалось, чтобы в решающих встречах все лидеры были в строю. По этой же причине провалили не только цикл-2008/09, но и другие. Хотя по потенциалу могли рассчитывать, по крайней мере, на стыковые матчи.
В предпоследнем туре разгромили в Бресте Казахстан — 4:0. Потом с хорошим настроением отправились в Англию, которая давно обеспечила себе первое место в группе. За второе боролись Украина и Хорватия. А для белорусов это был заключительный поединок, который ничего не решал. Однако матч проходил на родине футбола, в самой его Мекке — на “Уэмбли”. Мне кажется, каждый спортсмен мечтает сыграть на таком прекрасном стадионе, где восемьдесят тысяч зрителей девяносто минут поют песни. Так что ехали с удовольствием. Ждали этой встречи, хотели увидеть обновленную арену. “Уэмбли” ведь двумя годами ранее открыли после масштабной реконструкции. И, конечно, хотели по возможности взять реванш за поражение в первом поединке в Минске — 1:3. Тогда, считаю, неплохо выглядели. До сих пор помню гол Паши Ситко в ворота Дэвида Джеймса, когда сравняли счет. Сделали, если не ошибаюсь, двадцать четыре точные передачи подряд — прекрасная комбинация. Наверное, и для самого Паши это событие — на всю жизнь. Он молодец, был в хорошей форме. Забить такой команде — дорогого стоит.
Сборную Англии тогда тренировал Фабио Капелло. Итальянец прививал подопечным осторожный стиль, играли от обороны. Зато на контратаках они ловили будь здоров. И караулили чужие ошибки. Так что в Минске счет мог быть и крупнее. Достаточно вспомнить выход Джеррарда один на один и попадание в штангу. Англия вообще обыгрывала всех. Британцы одержали восемь побед подряд и только в предпоследнем туре оступились на Украине. Очень мощно прошли тот турнир. Мы же одолели тех, кто ниже в рейтинге, и уступили тем, кто выше. Эдакая особенность той сборной. Возможно, помимо стабильности состава, не хватало какой-то тактической изюминки. Однако вы прекрасно знаете, кто тренировал команду. У Бернда Штанге в этом плане имелись пробелы. Были бы грамотнее тактически, может, выступали бы лучше. Тем не менее получали удовольствие от футбола. Да, порой уступали фаворитам, но народ ходил. Когда гранды приезжали — стадион непременно заполнялся. Белорусы никогда от обороны не действовали — это еще с советских времен повелось. Всегда наш футбол славился атакой. И при нашем поколении не выходили на поле с пятью защитниками. Старались все время идти вперед, пробиваться. Сейчас, увы, ни игры, ни болельщиков.
Победа Украины над Англией четырьмя днями ранее особо не стимулировала белорусов. Даже не думали о ней. Как бы то ни было — с любым соперником можно бороться, и бороться успешно. Одолели ведь в следующем цикле французов. Главное подойти к конкретной дате в лучшей форме и лучше подготовленными. У украинцев так и получилось. Однако они перед победой над британцами сыграли в Минске вничью с нами.
Накануне встречи с Англией сказал в прессе, мол, матч, скорее всего, станет последним в сборной. Действительно планировал с завершением цикла закончить карьеру в национальной команде. Мыслил, что по возрасту уже пора. Дальше новый отбор, новые задачи. Думал: надо другим дать возможность. Но и Штанге, и Невыглас попросили не торопиться, может, до ста матчей дойти. А когда и тренер, и глава федерации просят — нельзя отказываться. Ответил: “Если нужно — готов приезжать”. Тем более и сил, и здоровья хватало. Так и доиграл до ста.
Хотя Штанге поначалу не баловал вниманием. Вышло, что я не явился на первый спарринг под руководством немца. Сам попросил, поскольку в календаре стоял важный поединок клуба. В итоге Бернд обиделся, Вергеенко обиделся, все обиделись — и вызовы прекратились. А когда “влетели” Люксембургу и в “товарняке” — Израилю, тогда снова получил приглашение.
Несмотря на то что шансы на выход были утеряны задолго до поездки в Англию, матч с таким соперником — это еще и колоссальный опыт. Тем более, играя за сборную, нельзя отбывать номер. Ехали с амбициями. Поселились в пригороде Лондона. Однажды выбрались на экскурсию: Тауэр, Пикадилли, Букингемский дворец… Правда, все бегло. Пока добрались, осталось от силы час-полтора времени. Прогулялись немного — и обратно в автобус. Но столица впечатлила — один из красивейших городов мира. А вот что из себя представляют англичане, так и не понял, ибо толком с ними не общался.
Там же, в пригороде Лондона, провели одну тренировку на каком-то поле неподалеку от отеля. Если не ошибаюсь, футбольный центр “Уотфорда”. А предыгровое занятие значилось уже на “Уэмбли”. Вышли, огляделись — и поняли, насколько величественное сооружение. Стадион действительно впечатлял. Харальд Ирмшер сразу начал агитировать всех фотографироваться. Много снимков сделали на этой тренировке. Ну и почувствовали поле, которое было в прекрасном состоянии. Закончили работать — и тридцать-сорок человек вышли с инструментами приводить газон в порядок. К покрытию там тщательнейший подход. Еще раздевалки впечатлили — очень большие по площади. В душевой много разных ванн. Можно после нагрузок привести себя в порядок.
На установке Штанге ничего особенного не говорил. Камней, как это было перед Францией на “Стад де Франс”, не приносил. Хотя традиционно перед матчами с именитыми сборными напоминал, что за нами следят агенты — и это шанс для многих засветиться и попасть на карандаш сильным клубам. А по тактике, как уже говорил, с Берндом почти не работали. Конкретных занятий по схемам и взаимодействиям не проводилось. Так только — какие-то собрания. Нарезки соперника посмотрели — и все. Зато Штанге улыбался, шутил, подкалывал — всегда на позитиве. Словом, создавал атмосферу. Не секрет, это больше тренер-мотиватор. А нам-то чего рассказывать про тактику? Выходили и играли, как умели. Кутузов ведь вспоминал, как перед встречей с Францией рисовал для команды модель игры. Я считаю, тот поединок действительно выиграл Кутузов: собрал всех, пояснил, как действовать. Потому что Штанге на установке вообще начертил схему без нападающего. А как побеждать без нападающего? Поэтому и пошли к Бернду со своим видением. И просили, чтобы Корниленко вперед поставил. Немец вроде согласился, но все равно в “старт” определил Родионова. Хотя Корнила потом таки вышел, обыграл на фланге Мексеса — и начал голевую атаку. Однако это был единственный такой эпизод, когда футболисты сами настояли на том, как играть. Перед Англией ничего подобного не происходило.
В день матча приехали на “Уэмбли” в сопровождении полиции. А там уже трибуны почти заполнены. Выходили с предельной концентрацией. Мандраж к тому времени меня уже не мучил. Это удел тех, кто помоложе — 20-23 года, когда нет опыта выступлений на высоком уровне. А если футболисту почти 36, он уже всякое повидал. Волновался только во время первых матчей за сборную. Хорошо запомнил дебют в 1996-м в Измире в спарринге с Турцией. Там ведь тоже стадионы всегда под завязку. Коленки немного тряслись. Еще матчи в Уэльсе, в Шотландии — всегда большое событие. Но даже если мандраж и охватит, отдашь одну-две точные передачи, почувствуешь уверенность, и все пройдет. А вот если в начале ошибешься несколько раз — можешь поплыть…
Мои функции во встрече с англичанами были традиционными. Персонально ни с кем не играл — в современном футболе такого уже нет. Тогда в опорной зоне орудовали на пару с Омельянчуком. Многие отмечали: когда нас стали использовать в связке, команда преобразилась. Не знаю — со стороны виднее. Но могу сказать, что с Серегой очень приятно игралось. Следили друг за другом: я пошел вперед — он подстраховал, он пошел — я подстраховал. Понимали без слов. Поэтому чувствовали себя комфортно. Помню момент, когда получил пас от Родионова, сбросил Сереге, и тот пробил в угол. Как голкипер потащил — удивительно. Шел второй тайм, могли сократить отставание в счете. А до этого, минуте на 40-й, тоже отдал Омельянчуку, причем пяткой. Но тогда он пробил не сильно и по центру. Так что, как видите, взаимодействовали прекрасно.
А вообще команда начала не очень удачно. Обидно пропустили на старте, когда Крауч своими шпалами в подкате замкнул прострел и немного спутал планы. Хотя в целом играли, считаю, хорошо. Да, уступили, однако счет мог быть привлекательнее. Наверное, тот день не назовешь лучшим для Юры Жевнова. Мячи залетели необязательные.
Разумеется, среди событий нельзя не упомянуть выход на замену Бекхэма: подал два угловых, заработал ассистентский балл, попал в штангу — получил “Man of the match”. Все гениальное просто. Как болельщики встречали Бекхэма — словами не передать. Даже играя за сборную эпизодически, он оставался обожаем. Хотя когда противостоишь на поле Лампарду, Джеррарду — ничего выдающегося, такие же земные ребята. Не сказал бы, что намного сильнее нас. Может, встречи с белорусами не вызывают у них желания действовать на пределе, ведь в других матчах видно, что это классные исполнители. Стиль Фрэнка и Стивена мне импонировал, тем более что оба выполняли на поле схожие функции. Всегда хотелось сойтись тет-а-тет. Кстати, поменялся майками. С Джеррардом — в Минске, с Лампардом — в Лондоне. Хотя никогда целенаправленно коллекционированием не занимался. Если не удалось поменяться — ничего страшного. Своя футболка порой тоже дорога. А вообще среди футболистов той сборной Англии больше всего впечатлил Руни. Перед поединком на “Уэмбли” нападающий травмировался и в заявку не попал. Но в Минске доставил много хлопот — здорово смотрелся. Противостоять Уэйну даже сложнее, чем двухметровому Краучу.
Несмотря на поражение 0:3, сильного расстройства не испытали. Штанге поздравил с окончанием цикла. Но сезон еще не финишировал — шел октябрь. Поэтому все разъехались по клубам без каких-либо торжеств. Некоторые прямо из Лондона. А вообще коллектив был супер. И настроение — супер. С огромным удовольствием прилетали в сборную и, считаю, хорошо играли. Пытались получать от футбола удовольствие. Однозначно при Штанге была лучшая атмосфера в команде. Хотя после того отборочного цикла очень активно муссировали тему отставки Бернда. Думаю, многие футболисты желали, чтобы он остался. Однако мы точно так же хотели, чтобы остался Байдачный — только у игроков никто не спрашивал. Если бы Анатолию Николаевичу дали еще цикл — имели бы очень хорошие шансы на выход из группы. Обидно, что ни на один топ-турнир так и не попали. Хотя это выглядело вполне осуществимым при том подборе футболистов.
А встреча с Англией стала для меня 81-й за сборную и вывела в единоличные лидеры. До этого сыграл с Казахстаном 80-ю и сравнялся с Серегой Гуренко. Но никогда не ставил цель обойти Гуренко или кого-то еще. Просто приезжал, поскольку чувствовал, что нужен. И до ста не планировал во что бы то ни стало дотягивать. Но раз так получилось — хорошо. Приятно было стать первым, кто достиг в Беларуси этой отметки, и получить памятную кепку и медаль. И церемония награждения вышла трогательной — зрители скандировали фамилию. Неважно, что это был товарищеский матч с Литвой. И так все сложилось замечательно — я благодарен. Было бы хуже, если бы сотый поединок выпал на какой-нибудь “товарняк” в Турции в феврале. А так в Минске, на родном стадионе, при своих болельщиках. Здорово! На клубном уровне мало участвовал в еврокубках, так хоть за сборную посчастливилось нормально поиграть. В детстве вообще мечтал просто о том, чтобы меня по телевизору показывали. Смотрел встречи минского и киевского “Динамо”, видел полную чашу стадиона и хотел оказаться на месте этих футболистов. Чтобы родители так же смотрели и видели меня в этой чаше. А сто матчей — о таком не думаешь…
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь