Федор Черных. Шуканов сказал, для “Динамо” я слабоват

21:48, 18 декабря 2014
svg image
3815
svg image
0
image
Хави идет в печали

— Что со здоровьем?
— Последние полтора месяца мучился с плюсневой костью. Играл на обезболивающих. Делал снимки. Одни врачи говорили, что есть перелом, другие — что нет. Непонятная какая-то ситуация. Буквально вчера опять на рентген отправился. Здесь уж доктора сошлись во мнении, что с костью все нормально и операцию делать не стоит. Надо только на месяц прекратить нагрузки. Хорошо, что в чемпионате Польши сейчас перерыв.

— Как зимние каникулы собираешься провести?
— Думаю съездить погреться куда-нибудь. В Минск, кстати, тоже хочу заскочить. Позвали на “Турнир друзей” в манеж. Футболисты собирают своих товарищей, устраивают междусобойчик. Там много команд. И игроков известных хватает… Хочется приехать, повидаться с друзьями.

— Мог предположить, что дела в Польше пойдут так хорошо?
— Если честно, вообще не думал, как сложится. Главное было пробиться в основной состав. В принципе в Беларуси я много не забивал. Исполнял функции крайнего хава. Здесь же больше в нападении выхожу. Тренер попробовал, что-то получается. Команда играет на меня. Появляется больше моментов. Хотя и в “Гурнике” часто меняю позиции. Первый тайм могу впереди отбегать, во втором — на фланге.

— Уже узнавал, что полагается лучшему бомбардиру “экстра- клясы”?
— Ну, там ребята и больше назабивали. Спокойно к этому отношусь. Как будет, так будет. Идем пока одиннадцатыми. Но до деления команд на восьмерки еще больше десяти туров. А у нас четыре очка до шестого места. Так что еще все возможно.

— Как вообще тебе эта схема?
— Да как-то… Здесь еще непонятнее, чем у нас. Вдобавок к делению на восьмерки отнимается половина очков. Получается так, что первые два круга ни на что сильно не влияют.

— Какие впечатления оставило знакомство с “Гурником”?
— Там целая история была. Как только узнал об интересе из Ленчны, зашел в интернет. А как оказалось, в Польше есть деревушка с похожим названием — на границе с Германией. Я, естественно, наткнулся именно на страницу об этом местечке. Население всего пару тысяч человек. В радиусе ста километров нет ничего. То есть вообще ничего. Этакая база могилевского “Днепра”. Сначала даже расстроился. Потом вижу, везут в другое место. Вычислил по GPS в телефоне. Еще раз порылся в интернете, посмотрел, что это другая Ленчна. Возле Люблина. Облегченно вздохнул.

— Ты рассказывал, что болельщики “Гурника” могут запросто послать куда подальше…
— Так это не только в “Гурнике”. Эти еще спокойные. А вот фанаты ведущих клубов… С нашего домашнего матча болельщики “Легии” стали уходить уже на шестидесятой минуте. Выказали свое недовольство. Хотя еще пару дней назад команда заняла первое место в группе Лиги Европы. Кстати, классный перформанс наши фанаты устроили. Пришел полный стадион. Больше семи тысяч зрителей. Так они всякое вытворяли… Баннеры, фейерверки, все, что угодно. Можно в интернете посмотреть. Дзенькую бардзо! Ой, извините… Это я не вам.

— Хорошо польский освоил?
— Не скажу, что он стал родным. Но разговариваю неплохо. В Вильнюсе, в моем дворе жило много поляков. Играли вместе в футбол. Они между собой разговаривали на польском, я что-то запоминал. Сейчас вот достаю те слова из памяти. Хотя ребята иногда смеются. Забавное произношение.

— Есть мнение, что польский чемпионат по силе равен белорусскому, только упакован в яркую обертку.
— Для меня все настолько по-разному… Хотя если бы в Беларуси была такая поддержка, такое освещение, может, и чемпионат смотрелся бы. Когда тебя гонят вперед болельщики, хочется играть. Эмоций больше. Может, и соглашусь с этой мыслью.

— Еще говорят, в Польше силовой чемпионат. Так и есть?
— Ну да. На тренировках много времени уделяется силовым упражнениям, занятиям в тренажерке. Атлетичный футбол. Есть такие здоровенькие команды. Поначалу было очень сложно бороться. Да и сейчас, если попадешь под отдельных защитников, выносят мама не горюй! Но по ногам бьют не чаще, чем у нас. Ой, какое у нас — что это я говорю? В Беларуси в смысле.

— Оговорка по Фрейду.
— Видимо, тянет меня туда. Значит, когда-нибудь заделаюсь белорусом!

— В “Гурнике” ты единственный сборник?
— Есть еще один парень. Шпетим Хасани. Играет в сборной Косова. Но у этой команды пока нет официального календаря. Выезжает на спарринги, и то не всегда. Он в Косове и не жил особо. Переехал в Турцию маленьким, когда началась война. Потом во Францию. Человек мира, как и я. Там беженцы в основном и играют.

— Самый необычный игрок “Гурника”?
— Есть такой Гжегож Бонин. Перед тем как подписать контракт, я приезжал на товарищескую игру “Гурника”. Посмотреть, что за команда. Сказали: внимательно наблюдай за краями, за теми, с кем придется соперничать. Взглянул на поле, а там фланговый хав — парень под два метра. Думал, может, надо мной издеваются. С кем, мол, там конкурировать? Минут десять его не было видно вообще. Сразу подумал, что местечко будет на поле. Но потом он как начал валить! И бежит, и отдает, и техничный! Никогда не думал, что такие высокие футболисты могут так играть. Половину голов “Гурника” в этом сезоне придумал Гжегож. Оставалось только забивать. Очень хороший игрок. Был приятно удивлен.

— Кто еще интересный персонаж?
— Капитан наш. Серб Велько Никитович. Такой яркий человек, постоянно на позитиве… Вечно что-то устраивает. Никто в команде не грустит. Велько всех веселит. Приколы постоянные. Сейчас в команде пошла мода — присылать друг другу что-нибудь по почте. Обычно документы приходят. А здесь — и снимки отфотошопленные, и морковки, и перчатки. Вратарь наш однажды между ног пустил. Так ему сетку прислали. Чтобы он привязал к штанам и больше так не пропускал.

— В Ленчне ты местная звезда?
— Живу-то я в Люблине. Там, кстати, есть своя футбольная команда. Играет в третьем дивизионе. Недавно стадион открылся новый. Так он заполняется на пять-семь тысяч! Представьте, в третьем дивизионе! Может, это только поначалу так много людей собирается. Не знаю, как будет потом. Но факт есть факт. Больше чем на нас в высшей лиге приходили смотреть. А что до моей популярности, то однажды таксист узнал в Люблине. Перед игрой с “Легией”. Ехали, ехали, а как только мне выходить, он и говорит: пообещай, что забьешь. Я пообещал в шутку. В итоге забил два. Живу в Люблине потому, что Ленчна — маленький городок. Негде особо снять квартиру. Можно сравнить с Новополоцком.

— Ну, раздевалки там, надо полагать, не новополоцкие…
— С этим порядок. Стадион старенький, но уютный. В Польше почти у всех команд “экстраклясы” новые стадионы. Они остались от EURO. После того чемпионата, кстати, зарплаты в польском футболе уменьшились в два раза. Ребята рассказывали. Спал ажиотаж, а может, деньги закончились.

— Ты в деньгах выиграл?
— Не скажу, что много, но выиграл. Не в деньгах счастье. Хотелось попробовать себя в другом чемпионате. Внимание на меня обратили после матча сборных Польши и Литвы. Неплохой матч провел, голевую отдал. Понравился, предложили контракт. Я и поехал.

— Тренер “Гурника” — украинец Юрий Шаталов. Сразу взял тебя под свою опеку?
— Он не выделяет меня среди остальных. Больше со стариками общается. Может и напихать. Был матч с “Лехией”, так он меня на шестидесятой минуте поменял. Из-за того, что я один на один чужого нападающего вывел. Да еще так, что даже если захочешь, не сможешь повторить. Отдавал вратарю, получилось — форварду. Он, правда, не забил. Но через минуту я уже сидел на скамейке.

— Прозвищем обзавелся?
— Для поляков уже одно имя мое необычно, и прозвища не надо. Федор, Федя, кто-то Феликсом зовет. У партнеров вот есть веселые клички. Третий вратарь в тренажерке постоянно качается. Он у нас Физрук. Косовара нашего Стефаном называют. Тренер все никак не мог выговорить его имя и нарек Стефаном. Выходим на первую игру, а Шаталов в протоколе его так и записал — Стефан. И комментаторы подхватили. Шпетим Стефан Хасани. Еще есть парень по фамилии Мразь. Первое время смешно было. Даже сестра писала: что там у вас за “мразь” играет? А-а, вспомнил, еще Астерикс есть. Очень похож на киногероя. Маленький, прыткий… Усы только приделать — вылитый будет.

— У Савицкого в Польше должно получиться?
— Почему нет? Паша и в Беларуси побольше меня забивал. Хороший, футболист. Молодой, что в Польше очень ценится. Свои шансы он получит и, думаю, спокойно реализует. “Экстракляса” — силовой чемпионат, Паша игрок техничный, должен приспособиться. Он быстрый футболист, будет убегать от защитников.

— Кривца в Польше помнят?
— Да. Недавно, кстати, спрашивали про него. И про Сивакова тоже. Товарищи по команде. Интерес к футболу очень большой. Они смотрят почти все матчи, а на следующий день разбирают чуть ли не каждого игрока. Кто хорошо сыграл, кто плохо.

— В Польше все помешаны на Левандовском?
— Сейчас у поляков новая звезда — Милик. Больше уже перед ним преклоняются. Молодой, играет в “Аяксе”, забивает и за сборную, и за клуб. На какой сайт ни зайдешь — везде он. Он и Левандовски. Да все игроки сборной популярны. Особенно после недавних побед.

— Карьерный путь Левандовского реально повторить?
— Много везения надо. И продолжать забивать на постоянной основе. В жизни нет ничего невозможного.

— Кого-нибудь из белорусских игроков в Польшу сватаешь?
— Звонили, спрашивали о некоторых. Агенты, директора клубов. Человек пять выходили на связь. Давал хорошие характеристики.

— Летом ты мог перейти в БАТЭ. Что помешало?
— Не договорились. Я был двумя руками “за”. Была встреча, на которой присутствовали я, агент и Кирилл Альшевский, работавший спортивным директором. Все шло к заключению контракта. Но в итоге не сошлись в условиях… Хотя ни о чем не жалею. Значит, так и должно было быть. В Польше, кстати, играю за такие же деньги, что предлагали в Борисове.

— БАТЭ хотел заполучить тебя и раньше…
— Что-то с Борисовом никак не складывалось. Может, не сильно в меня и верили. Если бы очень хотели, то забрали бы без вопросов. Как других.

— Еще минское “Динамо” тобой интересовалось…
— В первый раз меня хотел забрать еще Валерий Иванович Стрельцов. Но доктора сказали, что я инвалид, что у меня большие проблемы с сердцем. Хотя проверялся в Литве, и там заявили, что полсборной с таким диагнозом. В Европе смотрели — тоже все нормально. Куда бы ни отдавал заключения, везде говорили, что играть можно. Только необходимо следить за сердцем. А второй раз агент предлагал меня клубу этим летом. Но спортивный директор Юрий Шуканов сказал ему, что Черных средний футболист и для “Динамо” слабоват. Может, оно так и есть. У каждого свое мнение.

— Если выбирать чисто умозрительно — “Динамо” или БАТЭ, к чему душа больше лежит?
— К БАТЭ. Мне кажется, там было бы приятнее играть. Всегда так думал.

— Предположим, звонит тебе завтра Капский и предлагает контракт. Твоя реакция?
— Скажу, что надо разговаривать с агентом, с клубом. Честно говоря, сейчас так хорошо чувствую себя в Польше, что ни о каких переходах не думаю. Нужно проявлять себя дальше, а в конце сезона уже думать, что да как.

— В какой-нибудь из наших сборных тебя не хотели заиграть?
— Когда выступал в Новополоцке, ходили слухи, что Кондратьев хотел привлечь меня к “молодежке”. Но это больше шуточные разговоры. Ковалевич все подтрунивал — он тогда вторым тренером той сборной был. Да я бы и не поменял гражданство. Если уж вырос в Литве, играл за сборные младших возрастов… Там ведь меня все с детства знают, рассчитывают. Тем более в конце того года вызвали в национальную сборную.

— Больная тема: “Днепр” вылетел из высшей лиги…
— Плакать прямо сейчас начинать? Обидно, конечно, что так получилось… Переживал, смотрел, писал ребятам. Не понял только, что это было летом. Повыгоняли половину ребят. А они очень сильно помогли бы. В конце года не было кому играть. Ой, не хочется мне туда лезть… Обидно за ребят, за болельщиков.

— Если бы ты остался, возможно, не вылетели бы…
— А кто знает, как было бы? Может, наоборот, я ушел, и команде легче стало. А может, что-то и вышло бы..

— В сборной Литвы ты играешь вместе с Миколюнасом из солигорского “Шахтера”…
— Он мне как старший брат. Когда я впервые приехал в сборную, сразу взял надо мной шефство. Очень хороший футболист и человек. Веселый парень. “Зажигалка” наша. Живот разрывается от смеха, когда рядом с ним находишься. Сейчас в сборной играем в карты на желание. Пару партеек сделали и перед недавним матчем с эстонцами. Жили в солидной гостинице, одной из лучших в Литве. Так проигравший должен был прийти на завтрак в халате, тапочках, в очках и с газетой. Такой банный вариант. И если кто-то к тебе обращается, даже тренер, ты не имеешь права отвечать. Должен посмотреть на человека из-под очков, как Нагиев в сериале “Физрук”. Естественно, тренер Игорь Панкратьев спросил что-то у этого игрока. Тот только взгляд бросил на него — и ни слова. Тренер опять задает вопрос. И снова ноль реакции. Тут-то он все и понял. Привык уже к нашим розыгрышам. Если бы проиграли эстонцам, это было бы убийство для того игрока. Хорошо, что победили. А что Миколюнас? Миколюнас, как правило, и придумывает все эти наказания.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?