Дмитрий Чистобаев: реальный “медведь”
23 декабря у Димы был двадцать восьмой день рождения. Отметил его он уже привычно: в расположении национальной команды, которая готовится к стартующему через две недели в Катаре чемпионату мира. Так из множества поводов и вызрела масштабная беседа с легионером, защищающим цвета российских “Пермских Медведей”.
— Личный праздник традиционно отметил без помпы?
— Так уж получается. Дни рождения едва ли не ежегодно выпадают на горячее время, когда задействован либо в клубе, либо в сборной. Привык. Найдется час и для потехи. А пока время — делу.
— Причем большому и волнительному. Как прошел первый этап непосредственной подготовки к “миру”?
— В ударной пахоте. Был режим разноплановых трехразовых тренировок. Нагрузки такие, словно в предсезонку вернулись. Но это не страшно. Знаем, ради чего терпим.
— Ты на сборе с самого начала?
— Да. Здоровье, тьфу-тьфу-тьфу, в норме. И из клуба отпустили без вопросов.
— Могилевский спорткомплекс “Олимпиец” — место для занятий комфортное?
— Абсолютно. Игровой зал, легкоатлетический манеж, тренажерка, помещения для восстановления — все ухожено и размещено компактно. Плюс отдаление от столицы, так спокойнее.
— Может, удалось выбраться на побывку в родной Бобруйск?
— Между тренировками — разумеется, нет. А вот в паузе обязательно съезжу домой, повидаюсь с родными. Нам ведь после такого напряженного тренировочного графика предоставили три дня на отдых. Так что можно чуток перевести дух, пообщаться с близкими.
— Воскресный фестиваль гандбола в Жлобине венчал “товарняк” со сборной белорусских клубов. Не расслабляющее ли это для вас мероприятие?
— Ну почему же? Мы же туда не развлекаться ездили. Спарринг есть спарринг. Любой контрольный поединок в нашей ситуации — важный пункт в подготовительном процессе.
— Следующим станет турнир в Швейцарии.
— Это ключевой этап подготовки. В Винтертуре уже в боевой обстановке займемся обкаткой наработок, комбинаций, отладкой связей. Подбор оппонентов радует: швейцарцы, словаки, тунисцы. Это серьезные конкуренты. И, что немаловажно, по манере игры напоминают некоторых соперников по нашей предварительной группе в чемпионате.
— Логично предположить, винтертурский “Йеллоу Кап” назовет окончательный вариант белорусской обоймы, которой дерзать в Катаре?
— Думаю, да. Тренерский штаб наверняка уже определится процентов на девяносто. Однако и по горячим следам никаких конкретных выводов по итоговой заявке нам не озвучат. Зачем лишать кого-то из игроков стимула и надежды? Уверен, что до последней тренировки шансы попасть в заветный список остатутся у каждого из ребят.
— Как оцениваешь свои?
— Отвечу дежурно: решать тренерам. Как и все партнеры, надеюсь на лучшее. Стараюсь показывать все, на что способен. А предположения — какой смысл ими терзаться?
— От прогнозов касательно участи белорусов на чемпионате тоже воздержишься?
— Большинство спортсменов не любят предсказаний накануне старта. Я не исключение. Скажу так: в плане тонуса и желания мы, считаю, готовы на сто процентов. У нас довольно опытная команда. Пробились на топ-турнир третий раз подряд. И вряд ли кто-то видит в этом случайность. С другой стороны, и в качестве фаворита сборную Беларуси не рассматривают. Но это не задевает. Будем решать задачи по- этапно. Первая — выйти в одну восьмую финала. Желательно еще и занять в группе позицию как можно выше. А дальше скорректируем цели.
— Место проведения планетарного форума — экзотика?
— Для меня — да. Хотя не скажу, что гандбол в Катаре совсем уж в зачаточном состоянии. Просто никогда ни играл в столь отдаленных и незнакомых регионах. Но думаю, издержки акклиматизации будут минимальны и мы их быстро преодолеем.
— Обратимся к твоему легионерскому житью-бытью. За пределами родины выступаешь…
— …третий год. Уехал на заграничные хлеба в уже зрелом возрасте — в двадцать пять лет.
— И сразу — в Испанию.
— Вариант возник неожиданно. На ту пору уже всерьез намеревался попробовать силы за рубежом. Однако звонок именно из Испании стал сюрпризом. Помню, был в отпуске и на связь со мной вышел русскоговорящий абонент из клуба “Кангас” с конкретным предложением о сотрудничестве. Колебался я недолго. СКА тоже не препятствовал. Так что переговоры прошли без проблем.
— Перспектива играть во втором дивизионе не смущала?
— Нисколько. И я не прогадал. Высокий соревновательный уровень, классные арены, много болельщиков. Перед “Кангасом” стояла задача выхода в элиту. И мы ее выполнили. Большой успех!
— В какой степени к нему был причастен ты?
— В полной. Удачный с точки зрения практики и показателей сезон. Отыграл от звонка до звонка практически все матчи. И тренеры были мной довольны.
— Испанский уклад жизни, город впечатлили?
— Не то слово! Быт, обычаи, кухня — все очень понравилось. И, конечно, окружающие красоты. Прибрежная зона. В нескольких километрах от Кангаса — нетронутая природа и море.
— Райские кущи, путевка в культовую лигу — и ты от всего этого отказался…
— Пережил замечательный карьерный период и, признаюсь, очень не хотел уезжать. Но вмешались всем известные обстоятельства. Испанию охватил экономический кризис, он захлестнул и спорт. Если волна неурядиц накрыла даже благополучные дружины, что говорить о дебютанте лиги “Кангасе”? В первую очередь пострадали легионеры. Их содержание влетало в копеечку. Меня никто не выгонял. Только предложили пересмотреть условия контракта в сторону существенного понижения зарплаты и бонусов. За эти деньги оставаться в Испании было бесперспективно.
— Так в твоей биографии нарисовалась пермская обитель. Хлебное место?
— Во всяком случае, оно удовлетворило мои запросы. Пермяки ведь проявляли ко мне предметный интерес еще до отъезда в Кангас. Оставалось только наладить старые связи и запустить переговорный процесс. Все срослось.
— Чемпионат России не разочаровал?
— В мой первый пермский год в российском первенстве еще тотально доминировали “Чеховские Медведи”. Они — и остальные. В Чехове была мощная, отлично укомплектованная команда, фактически сборная страны. Дать бой “чехам” было можно, однако объективно шансов на победу — ноль. Достаточно сказать, что подмосковный клуб не проигрывал на внутреннем фронте шесть или семь лет кряду! А потом там начались финансовые трудности. Чехов покинула внушительная группа опытных гандболистов. Талантливый молодняк марку держит, но теперь претендентов на чемпионство несколько.
— Если “Пермские Медведи” в их числе, пора настигать лидеров.
— Изначально ориентирами были Кубок и как минимум серебро, дающее пропуск в Лигу чемпионов. Пока идем третьими. Но тому есть объективная причина: ужасная череда травм. Был отрезок, когда на трибунах куковали по семь-восемь поломанных ребят! Впрочем, сейчас дела пошли в гору. Вернулись в строй застрельщики, и в предыдущих турах мы победили питерскую “Неву”, волгоградский “Каустик” и “Чеховских Медведей” — всех основных конкурентов! Немудрено, что теперь нацеливаемся и на золото.
— В твоем текущем статистическом багаже ни одного заброшенного мяча…
— С игровой практикой полный порядок, на площадку выхожу регулярно. Просто второй год исполняю в команде исключительно оборонительные функции. Основной центральный защитник.
— А между тем в бытность игроком СКА ты хаживал в передовиках чемпионата Беларуси по результативности. Не угнетает радикальная смена ипостаси?
— Играю в профессиональном клубе, где все подчинены тренерским указаниям. Меня наставники видят сегодня осевым бойцом тыла. В сборной, кстати, тоже. Мое дело — следовать установкам. Главное — надежность, стабильность и место в составе. Удовольствие можно получать и от квалифицированных защитных действий.
— С белорусской гандбольной диаспорой в России держишь связь?
— Общаемся и пересекаемся на играх с Лешей Кишовым и Глебом Гарбузом из “Невы”. Само собой, и с Женей Семеновым. С ним давние друзья, много лет играли бок о бок. Жаль, Женька перебрался из “Пермских Медведей” в “Динамо”. Глубинных причин его решения не знаю. У Сени закончился срок контракта с пермяками, и он посчитал нужным сменить прописку.
— А как поживает наш славный земляк Александр Тучкин?
— Деятельно и насыщенно. Активно участвует в жизни Пермского края, имеет представительство в гандбольной федерации России. Лицо нашего клуба! Имя и авторитет олимпийского чемпиона играют огромную роль в развитии “Пермских Медведей”.
— У белорусов Пермь с недавних пор прочно ассоциируется с рейтинговым телесериалом “Реальные пацаны”…
— Там он, понятно, тоже дико популярен. И ведь правдив! Честное слово, когда только перебрался в Пермь, не покидало ощущение, что попал в сериал: антураж, манера общения, названия районов, сленговые словечки вроде “так-то”, “ушатать” — все было узнаваемо.
— Нравится ли город?
— Смотря с чем сравнивать. Но вообще он крупный, развитый. За недалекими пределами — ареал Уральских гор, природа красивая. Есть что посмотреть.
— На гандбол народ ходит?
— Откровенно говоря, не так массово, как на другие игры. Но после выигранного Кубка России, бронзы чемпионата поклонников прибавилось. Даже фан-группа зародилась.
— Семья с тобой?
— А как же? Женаты уже пять лет, сыну в октябре год исполнился. Стараемся не расставаться. Без родных было бы очень тяжело. Семья — моя главная любовь и отдушина.
— Рассматриваешь варианты будущего возвращения в Беларусь?
— Не хочу загадывать. Есть диплом тренера, полученный еще в РУОРе. Кроме того, закончил пединститут по специальности “менеджмент в спорте и туризме”. Пригодятся ли эти корочки, пока не знаю. Сегодня я игрок. Задал себе планку: качественно выполнять работу, приносить реальную пользу там, где востребован. Плюс, не скрою, значим и материальный фактор. Век спортсмена короток, надо успеть что-то и заработать…
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь