Елена Левченко. Новый год по китайскому стилю
В результате подведение итогов, равно как и причитающееся ему в довесок интервью, опередило церемониал. Впрочем, это ничуть не помешало созвониться с центровой перед самым Новым годом и вновь душевно пообщаться. Поводов-то для разговора Ленина жизнь даже на коротком осенне-зимнем отрезке дала предостаточно. Ведь ее легионерское бытие в далеком Китае под знаменами клуба “Цзянсу” — самый настоящий параллельный мир, где из ряда вон выходящие события случаются чуть ли не каждые сутки.
— Дошли ли уже до баскетбольного Китая новости о том, что Елена Левченко стала лучшей баскетболисткой Беларуси?
— Скорее всего, нет. Здешние любители спорта (да и люди в целом) живут своей жизнью и происходящим за пределами страны интересуются мало — разумеется, если речь идет не о каких-то глобальных событиях или происшествиях. Китай позиционирует себя эдакой самодостаточной вселенной, поэтому сильно не волнуется на предмет каких-то изменений за рубежом. Если проецировать подобное отношение на спорт, то сразу бросится в глаза, что во главу угла китайцы ставят собственные лиги, местных героев и рекорды. Соответственно если новость обо мне где-то и проскользнула, то вряд ли попала на первые полосы газет или главные страницы интернет-порталов. К тому же отследить здесь что-либо через информационные источники сложно. СМИ исключительно на китайском, поэтому иностранцу погрузиться в местный новостной поток практически нереально.
— Принято ли в Поднебесной как-то отмечать индивидуальные достижения? Думаю, за твои периодические 20 очков + 20 подборов по итогам игры партнерши обязаны то и дело проставляться.
— За исключением Майи Мур, китайские команды на вакансию легионера приглашают центровых из женской НБА. Поэтому мне все время приходится играть микроматчи против топовых американок. Сегодня, например, билась с Бриттни Грайнер (чемпионка WNBA и чемпионка мира известна тем, что делала слэм-данки в официальных матчах как по ту, так и по эту сторону океана. — “ПБ”.), в которой 203 сантиметра росту. Против такой махины тяжело отработать и в защите, и в нападении: забросить, подобрать, не получить пять фолов. Перевести дух что по ходу “регулярки”, что в плей-офф получается редко — разве только когда играем против китайского аналога ЦСКА, местной армейской команды. Там нет легионеров, состав собран из представительниц национальной сборной. Они неплохи, но все-таки под кольцом напрягают не сильно.
Получается, что в таких условиях и с таким уровнем конкуренции результативность центровых считается чем-то само собой разумеющимся. Соответственно каких-то индивидуальных поощрений нет. Исключением назову, пожалуй, лишь выдвижение на “Матч звезд”. Девчонки из команды пару дней назад сказали, что меня номинировали для участия в местном “All Star” 24 января. Вроде как выбирают по две иностранки от каждой конференции, с Юга и с Севера. Но где надо голосовать, каковы условия — опять же нигде не найти. Так что просто буду ждать результатов. Получу приглашение — выступлю с удовольствием. Нет — тоже хорошо. Хоть чуточку отдохну, потому что график игр очень напряженный. Да, пока мы испытание выдерживаем и выглядим достойно: два раза обыграли “Шаньси”, который в прошлом и позапрошлом годах завоевывал золото, одолели звездный “Пекин”. Однако хочется большего — попасть в плей- офф, замахнуться на титул. Ведь, если сохраним нынешнюю форму, можем закончить розыгрыш очень высоко.
— Ладят ли для вас какие-то корпоративы в честь побед над знаковым соперником — тем же “Шаньси” — или для поощрения высоких текущих результатов?
— За каждой командой здесь закреплены спонсоры, которых в силу коммунистической традиции называют “лидерами”. Они, бывает, приглашают на ужин или что-то подобное. Но корпоративов как таковых нет. Да и некуда их в график впихнуть — очень много матчей. Почти месяц играли в ритме 3-2, когда за неделей с тремя кряду гостевыми встречами шла семидневка с парой домашних матчей. Учитывая переезды и нагрузки, даже высыпаться толком не успевали.
— Наверное, столько, сколько за время выступлений в Китае, ты не колесила по дорогам, даже когда защищала цвета УГМК. Там же такие маршруты, что по пути в один конец уже с ума сойти можно…
— С момента приезда у меня все сумки в прихожей стоят в состоянии боевой готовности — никуда их не прячу, не пакую. Жить в таком ритме, конечно, тяжело, но к постоянным “кочевкам” отношусь уже спокойно — привыкла. Единственное, чего не могу понять, — это местные географические причуды. Мы вот 27 декабря отыграли последний домашний поединок в Цзянсу — и дальше все матчи якобы на своей площадке будем проводить в большом городе под названием Наньцзин. Почему-то “лидер” захотел, чтобы вторую половину сезона мы играли только там.
Слава богу, такого, как в России или Польше, когда по семь-восемь часов пилили на автобусе, нет. Передвигаемся в основном на скоростных поездах — самая долгая поездка заняла шесть часов, и то потому, что ехали на север. К тому же тренер очень лояльно относится к игрокам — небо и земля по сравнению с наставником, который рулил “Ляонином” в мой первый опыт китайских выступлений. И вообще к девчонкам и ко мне в частности главный очень внимателен: не давит ментально, не убивает изнурительными тренировками, дозирует нагрузки сообразно игровому графику.
Если честно, месяц-два после приезда ожидала подвоха. Думала, сейчас что-то поменяется, что-то произойдет — и они, сбросив маски добряков, опять начнут меня терроризировать, как в “Ляонине”. Но нет, до сих пор все строится на взаимном доверии и уважении. Да, есть нюансы в плане питания. Но, с одной стороны, уже знаю сама, что мне нравится и что можно есть без опаски. С другой — сами китайцы помогают выбирать продукты, советуют, подсказывают. Плюс не ограничивают личную свободу. Хотя с ней надо быть осторожной — слышал, наверное, как осенью фанат пробрался в автобус “Пекина” и пытался ножом порезать Грайнер…
— Да. И как раз хотел спросить, после того инцидента были ли усилены меры безопасности в вопросах охраны спортсменок?
— Нет. Хотя порой здесь это не помешало бы. Помню, проводили сумасшедшую выездную игру против “Шаньси”. Мы победили, после чего фанаты начали очень агрессивно себя вести. Меня уводили с площадки охранники, окружив полицейскими щитами. Хорошо хоть никто не пострадал.
— В продолжение темы вспомню новость, которая недавно облетела весь мир. В женском чемпионате Китая произошла массовая драка, по итогам которой 23 баскетболистки получили дисквалификации. Это у вас там в порядке вещей?
— Подробностей того инцидента, к сожалению, не расскажу. Во-первых, это было во встрече команд, которые ниже нас — они не попали в топ-8 и сейчас борются в отдельном турнире аутсайдеров. Во-вторых, сама информацию найти не могу, поэтому обо всем расспрашиваю переводчицу или тренеров. Те же ограничились новостями, которые вы и так знаете.
Зато вот взамен история о нравах в китайской лиге и о том, как здесь все может быть сурово. “Хэйлунцзян”, за который выступала Изабель Якубу, играл недавно с “Байи”. Заканчивается матч, на последних секундах партнерши француженки совершают бросок, попадают, выигрывают поединок и начинают праздновать. Однако судьи взятие кольца отменяют, считая, что в остававшиеся 0,6 секунды до сирены победительницы со своей комбинацией не уложились. Назначается дополнительная пятиминутка, на которую “Хэйлунцзян” не выходит по решению тренера — тот начал психовать, что их засудили и вообще так быть не должно. В общем, в знак протеста команда осталась в раздевалке, получила 0:20, зато с гордо поднятой, по ее мнению, головой вернулась домой. В ответ совет лиги через пару дней просто… исключил “Хэйлунцзян” из чемпионата! И это при том, что рычагов давления хватало и мер наказания было предостаточно — от денежных штрафов до лишения очков. Тем не менее ассоциация пошла на крайние меры и показательно уничтожила бунтарей.
Вообще же в чемпионате Китая драку спровоцировать легко — грубости хватает. Во многом из-за низкой квалификации судей, которые даже в подметки не годятся европейским или американским. Китаянки всякий раз, как проигрывают физическую борьбу (а это происходит часто), начинают использовать грязные приемчики. Лояльность же арбитров к землячкам лишь усугубляет напряжение. Поэтому время от времени случаются эпизоды, когда взрываешься — и бросаешься на судей чуть ли не с кулаками. Тебя бьют исподтишка, дергают за майку, ногами топчут, а на это никто не реагирует. В такие моменты, да, думаешь: сейчас точно полезу в драку…
— Специально к Рождеству вам подготовили праздничную форму. Это разовая акция или часть чего-то более глобального?
— Ничего подобного прежде не было, но, судя по реакции игроков и болельщиков, всем понравилось. Майка, шорты, носки, обувь, брендированные под праздник, — это действительно круто, создает позитивную атмосферу.
Если же говорить о программах вне баскетбольных рамок, то в Китае пытаются перенять лучшее от заокеанской инициативы “NBA cares”. Время от времени мы ездим в детскую школу, посещаем мероприятия благотворительного толка. Так что постепенно влияние баскетбола здесь распространяется и на иные сферы жизни.
— Читал, что в мужской лиге Китая боготворят Стефона Марбери. Даже памятник ему при жизни отгрохали. А в женской лиге есть нечто подобное по отношению к звездам?
— Да, Майя Мур здесь чувствует себя богиней. Еще некоторых доморощенных баскетболисток болельщики носят на руках. Вот навскидку: со мной в “Цзянсу” играет баскетболистка из национальной сборной, которую впору называть любимицей публики. Даже сейчас, когда она перенесла операцию и на некоторое время выпала из обоймы, ей проходу не дают. У многих таких спортсменок в “вейбо” — это местный аналог сети “твиттер” — по 150-200 тысяч подписчиков.
— Лена, ты наверняка слышала о валютном кризисе, который разразился в Беларуси. Даже легионеры в спортивных командах, получая деньги рублями, при конвертации заработка в валюту платят налог. А в Китае вы как-то защищены в этом плане или также можете проснуться с мешком юаней и не знать, куда их девать?
— Здесь все очень просто: условия, которые прописаны в контракте, команда обязана выполнить, какие бы катаклизмы ни происходили. Здесь, как ты мог понять, всех обязывают следовать правилам. И сурово карают за их несоблюдение — особенно если договоренности международного образца. Так что в этом смысле я спокойна. Хотя, конечно, порой в детали тех или иных вопросов хотелось бы вникнуть. Но, увы, языковой барьер мешает. А моей переводчице — молодой девушке, зачастую не хватает словарного запаса объяснить происходящее. В таких случаях полагаюсь скорее на порядочность клуба.
— Раз уж заговорили о Беларуси, поинтересуюсь твоим мнением о возвращении к рулю сборной Анатолия Буяльского.
— Безусловно, рада, что Анатолий Сергеевич опять в строю. Когда с человеком отработал столько лет, знаешь его очень давно и доверяешь практически безгранично, многое в тренировочном и игровом процессах упрощается. Надеюсь, с ним во главе мы выиграем еще немало матчей и отберемся на Олимпиаду. Сегодня это задача номер один. Правда, пока с Буяльским не виделись и не созванивались. Но буду рада, если он даст о себе знать в скайпе.
— Как тебе группа, в которую угодили белоруски на чемпионате Европы?
— Нормальная. Поляки, правда, будут сильнее обычного. Они натурализовали американку, давний лидер Агнешка Бибжицка вернется в сборную на последний цикл — так что там ставка делается только на попадание в Рио. Так что от этой команды стоит ждать сюрпризов. Турция сильна традиционно — у нас с ней последние годы особо не клеится, но когда-то же этот барьер надо преодолеть, верно? Ну а Италии и Греции мы ни в чем уступать не должны.
— Как относишься к идее натурализации американки белорусской сборной?
— Почему бы и нет? После ухода из баскетбола Наташи Марченко у нас все время была проблема с первыми номерами. И травма Саши Тарасовой на старте чемпионата мира показала, сколь мы уязвимы в розыгрыше. На грядущем же Евро ставки будут велики — путевку на Олимпиаду хотят получить все. Поэтому, считаю, надо рисковать и идти на такую меру, как паспортизация, чтобы усилить состав. Тем более и тренер в этом заинтересован, и федерация поняла необходимость такого шага — соперники-то аналогичным инструментарием пользуются давно.
К тому же взгляни на смежные с нашим виды спорта. Вон в хоккее раздают паспорта постоянно — и не одному человеку, как у нас, а практически целым пятеркам. Поэтому в этом ничего зазорного не вижу. Давайте попробуем, оценим нюансы и посмотрим, что из этого выйдет.
— Планируешь ли после китайского первенства еще цеплять плей-офф в Европе или же возьмешь отпуск перед подготовкой к чемпионату Европы?
— Так далеко не загадываю — думаю лишь о сегодняшнем дне. Жива, здорова, выиграла матч, готовлюсь к следующему и дальше пока планов не строю. Придет время — тогда и обсудим.
— Давай озвучим слова, которые Елена Левченко передаст на родину в качестве лучшей баскетболистки Беларуси-2014…
— Во-первых, хочу поблагодарить всех, кто за меня голосовал в опросе, и всех болельщиков, кто поддерживал на протяжении года. А во-вторых, огромное спасибо скажу девчонкам из национальной команды, представителям тренерского штаба, без которых этой победы не было бы. Это не моя заслуга, а наша общая. Я как частичка мозаики, которая пыталась оказаться в нужном месте и помочь всей картине обрести цельность. Без них ничего бы не получилось. Здорово, что вы все есть.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь