Сергей Матвейчик. Неуютно быть в роли болельщика
После столь насыщенного сезона, подзарядив свой, кажется, бесконечный “аккумулятор” на южных морях, он готов и дальше “утюжить” бровки солигорского “Строителя” и других отечественных стадионов. Разумеется, в форме “Шахтера” — контракт с горняками он продлил загодя. Пока же, вернувшись из отпуска, Сергей откликнулся на телефонный звонок корреспондента “ПБ” и с удовольствием вспомнил прошлый сезон.
— Ты же сейчас в Гомеле, да?
— Ага. Я же тут полностью обосновался. Квартира здесь, но во время сезона с женой живем в Солигорске, а то неудобно мотаться между городами — добираться до Гомеля уж слишком сложно.
— Тебя в городе узнают?
— Когда здесь играл, периодически узнавали, подходили. Сейчас гораздо реже, хотя иногда случается. Вот был, например, на хоккее — так там ведь фактически те же люди, что ходят и на футбол. Есть в Гомеле просто определенное сообщество, которое интересуется спортом.
— В столицу не думал перебраться?
— Нет. Меня в Гомеле абсолютно все устраивает.
— Отпуск весело прошел?
— По-семейному. Слетали с женой и четой Старгородских в Египет. В Хургаду, через Киев, так что еще в украинской столице пару дней погуляли. А так, обычный пляжный отдых, ничего особенного. Разве что погода немного подвела — ветра иногда были сильные. Но ничего, отдыхать ведь — не работать. Сейчас решаю бытовые вопросы — оказывается, накопилась масса забот. С другими гомельскими футболистами тоже пересекался: принимал участие в традиционном турнире памяти Владимира Агеева — у него много воспитанников, в том числе моих знакомых.
— Ты успел поездить и во время сезона: Ирландия, Бельгия, Голландия, Испания. Где больше всего понравилось?
— С наибольшим интересом отправлялся в Эйндховен, потому что в Голландии до этого ни разу не был. Понравилось. Можно было еще Ливерпуль назвать, куда с “Гомелем” в 2012-м ездили — многим ребятам понравилось там: красные кирпичные здания, старинный английский стиль. Но мне вот что-то не очень. Однако это, конечно, не касается стадиона. “Энфилд” — это просто нечто! Космическая атмосфера, особенно когда все зрители затягивают “You»ll never walk alone”.
А так, Голландия оказалась больше по душе. Особенно велосипедисты поражают. Своим количеством прежде всего. Там парковки какие-то безразмерные, ума не приложу, как люди свои велосипеды находят. Пару раз с ребятами по неосторожности зашли на отведенные им красные дорожки. Но, слава богу, без происшествий. В Бельгии тоже велосипедисты есть, но гораздо меньше. Там тоже неплохо, правда, мы остановились в небольшом городке. Да я толком и не гулял нигде. Другие ребята любят всюду ходить, я же не такой. Меня даже жена спрашивала, когда вернулся: “Ну, что там видел?” — “Да ничего”. В карты с пацанами играли в основном.
— Когда будешь вспоминать 2014 год, что первое придет на ум?
— Главное впечатление — наверное, все-таки еврокубки. Хотя они у меня и не первые: и с “Гомелем” были славные матчи с сильными соперниками — тем же “Ливерпулем”, “Бурсаспором”, “Легией”. Но международные игры — всегда что-то особенное. Здорово, что удалось сразу несколько раундов пройти. Дальше, конечно, выигрыш Кубка. А вот медали, пусть и вырвали их только в последнем туре, не так сильно греют. Приятно, конечно, но бронза — далеко не то, на что рассчитывал “Шахтер” перед стартом сезона. Ах да, еще дебют в сборной в игре с Испанией, разумеется.
— Судя по минувшему сезону, кажется, что третье место прямо сейчас — “потолок” для “Шахтера”. Не согласен?
— У нас не должно быть “потолков”. Да, с “Динамо” и БАТЭ тяжело бороться, но могли замахнуться и на большее. В любом случае для команды третье место, после того как четыре года подряд она финишировала на втором, — шаг назад. Где-то удача меньше улыбалась, но и сами, конечно, виноваты. Были провалы, которые сложно объяснить. Сами отдавали сопернику очки, как в тех же домашних встречах против “Белшины” или брестского “Динамо”, где вели, но в итоге уступали. Так играть нельзя.
— Зато еврокубковое “проклятие” наконец прервали.
— Да какое проклятие… Не знаю, конечно, что творилось с “Шахтером” в Лиге Европы в предыдущие годы. Да и в 2013-м, уже при мне, проигрыш “Милсами” сложно объяснить. Но причины нужно искать в себе. А в этом розыгрыше заслуженно прошли два раунда.
— Когда дома пропустили от “Дерри Сити”, не возникло плохого предчувствия?
— Нет. Хотя, когда я вдогонку чуть не “привез” еще один гол, пришлось немного понервничать. Слава богу, быстро забили ответный, потом второй — и понеслось. Вопросы сняли, что и должны были делать.
— Правда, что в следующем раунде футболисты “Зюлте-Варегема” чуть ли не пренебрежительно к вам относились?
— Ну да, выходили на игру с ухмылками. Вальяжно все так, свысока смотрели — кто это приехал? А получили в итоге пять дома. От бельгийцев, вообще, ожидал большего. Стадион симпатичный, но маленький. Атмосфера неплохая, но с тем же “Филипсом” несравнимая. А на ответный матч они прилетели уже, видимо, без особой надежды, с обреченными лицами. Впрочем, это их проблемы.
— Твой гол бельгийцам — лучший в карьере?
— Да ведь у меня их вообще было немного — в чемпионате три, по-моему, только. Ну и по красоте неплохо получилось.
— В играх с ПСВ тебе приходилось действовать против Мемфиса Депая — одной из новейших европейских звезд. Как он тебе?
— Талантливый парнишка. Юркий, быстрый, работа с мячом просто феноменальная. Мне на фланге помогал Леша Риос, вдвоем еще хоть как-то справлялись. В одиночку же противостоять Депаю практически нереально. Отличный игрок! Не зря на него уже по полной программе рассчитывают в сборной Голландии. И на чемпионате мира себя хорошо показал.
— Кстати, Риос перешел в БАТЭ. Мы удивлены, а ты?
— Нет. Могу его только поздравить, Леша всю жизнь терпел, ждал этого шанса. А БАТЭ, конечно, — отличный вариант. Желаю ему удачи.
— Говорят, команда знатно погуляла на его свадьбе.
— Погуляли, да. Второй день как раз на Купалье пришелся — поехали на природу. Шашлыки пожарили, через костры попрыгали. Было весело.
— Что еще? Ты наверняка знаешь много историй. Расскажешь?
— Истории?.. Ну, разве что потом, когда закончу карьеру. Не сейчас. А вообще, не думаю, что многие из них стоит выносить на публику. Есть смешные, веселые, но они могут обидеть людей.
— Мне просто казалось, что ты — этакий весельчак, многое можешь рассказать.
— Просто разговорчивый, люблю общаться. Впрочем, в “Шахтере” я не один такой.
— Что самое сложное в общении с Юрием Вергейчиком?
— Ну-у, ты такие вопросы задаешь… Мне же с ним еще работать. Юрий Васильевич, конечно, непростой человек. Но, главное, всей душой переживает за клуб.
— А с главным тренером? По слухам, некоторые футболисты засыпали на теоретических занятиях Сергея Боровского…
— Ну, чтобы засыпать — об этом я не слышал. Конечно, установки бывают продолжительными, и когда подолгу сидишь в темном помещении и воспринимаешь теорию, выходишь оттуда отнюдь не бодрым. Но ведь это часть нашей работы и в итоге приносит пользу. Боровский такой тренер — спокойный, рассудительный, основательный. Кроме того, Сергей Владимирович зачастую общается с игроками персонально. Или по парам. Например, со мной и кем-то из центральных защитников. Это если нужно лично указать на ошибки или акцентировать на чем-то или на ком-то внимание: куда бежать, кого держать. Но такие беседы быстротечны — коротко и по существу.
— Когда в Солигорске улучшится посещаемость — когда Лигу чемпионов выиграете?
— Согласен, что во многом количество зрителей на трибунах напрямую зависит от наших результатов. К примеру, в группе Лиги чемпионов на БАТЭ народ ходил. Думаю, если бы минское “Динамо” игры Лиги Европы проводило в столице, можно было тоже рассчитывать примерно на десять тысяч зрителей. Но не только в этом дело. Согласен с Колей Янушем, который в недавнем интервью привел в пример “Минск-Арену”, где созданы все условия для комфорта зрителей. Так почему не улучшить футбольные арены?
Я ведь тоже на стадионы хожу, причем, когда приезжаю в Гомель — как обычный болельщик. Ну что я буду бесплатно проситься? Купил билет — и пошел. И тоже прохожу через эти турникеты, вижу отношение к людям. И также, как они, порой негодую по поводу действий правоохранительных органов. Неуютно быть в роли болельщика, когда столько милиции на футболе. А им же ничего не объяснить. В Гомеле, как и в Солигорске, не слишком удобно сделано — проход на некоторые сектора возможен только вдоль поля, около ограждений. И иногда случаются конфликтные ситуации.
Не понимаю, зачем столько людей в погонах на стадионе. Я бы установил минимальные ограничения — понятно, допустим, не пускать пьяных и не проносить ничего опасного. Так у нас ничего нельзя. Думают, что с трибун будут бросать. Да не будут. А если кто вздумает — штраф, и не 500 тысяч, а гораздо больше. И чтобы он не двадцать процентов оплачивал, а сто. Человек сразу забудет, что это такое. Посмотрите на европейские стадионы — болельщикам комфортно на трибунах, и никто ничего на поле не бросает.
Стюарды? Какая разница, в какой униформе человек, если ведет себя одинаково и отношение к людям одно и то же.
— Короче, Беларусь — нефутбольная страна?
— У нас просто совершенно другая культура. Если вообще можно о ней говорить. Интерес к футболу падает. Раньше стадионы заполнялись. Не все были чемпионами, и далеко не все всегда побеждали, но практически на каждом матче во многих городах был аншлаг. А в Гомеле еще относительно недавно и в первой лиге народ неплохо заполнял стадион.
— В Гомеле сейчас беда не только с посещаемостью, но и с самим клубом.
— Да и не только там. Но я бы не хотел комментировать обстановку в другом клубе — пусть это будет его внутренними вопросами.
— Еще одно знаменательное для тебя событие — дебют в сборной. Как эмоции?
— О том, что меня хотят пригласить, узнал, конечно, раньше, чем был сформирован список. Но лишь тогда все решилось окончательно. Даже тренировки в стане национальной сборной вызывали особые эмоции. Что уж говорить об игре, тем более против испанцев. На молодежном чемпионате Европы против них не удалось сыграть из-за дисквалификации, зато в составе национальной команды получилось.
— Однако у сборной уже сменился главный тренер. Нет опасения, что Александр Хацкевич будет обходить стороной?
— Без понятия. С Александром Николаевичем вообще не знаком. Чего гадать, поживем — увидим. Я буду стараться, чтобы меня заметили.
— Сколько раз за карьеру ты мог уехать за границу?
— Ничего конкретного не было. Агенты когда-то что-то предлагали, но дальше разговоров дело не пошло.
— Еще летом директор гомельского клуба Евгений Поболовец говорил, что будет рад видеть тебя снова в команде. Не думал об этом?
— Раньше разговоры об этом ходили, но в последнее время ничего, мыслей об этом не было. Конечно, мне такое внимание со стороны бывшего клуба льстит, но сейчас все устраивает в “Шахтере”. Условия здесь, конечно, не в пример лучше. Есть своя база, тренировочные поля. Не надо ни у кого спрашивать разрешения. К тому же солигорцы участвуют в еврокубках.
— То есть ты недолго думал, прежде чем продлить контракт с “Шахтером”?
— Да не особенно. Чего искать от добра добра.
— Мне кажется, если бы в белорусском чемпионате, как в Лиге чемпионов, велась статистика, кто сколько набегал, ты был бы в лидерах. Так?
— Ой, не знаю. Мне бы интересно было такую статистику посмотреть — этим вопросом тоже задавался.
— В чемпионате ты пропустил только один матч из-за дисквалификации. Утомился?
— В принципе не очень. А если и есть усталость, то еще вагон времени, чтобы отдохнуть и набраться сил перед новым сезоном. Откуда здоровье? Не скажу, что я самый выносливый в команде. Показатели по результатам тестов особенно не выделяются.
— С родным Жлобином тебя нынче что-нибудь связывает?
— Там живут родители. Стараюсь по мере возможности заезжать к ним по дороге из Солигорска в Гомель, но это опять же не слишком удобно. А в своей футбольной школе уже очень давно не был. Хотя обещал первому тренеру Владимиру Мамаеву, что приеду. Кстати, если он вдруг прочитает это интервью, хочу через “Прессбол” извиниться, что до сих пор так и не добрался. Но до конца отпуска обязательно его навещу.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь