Юрий Пунтус. Возвращение в элиту. Шанс получат все
— Юрий Иосифович, почему выбрали именно Томашовку?
— Вообще-то я предпочитаю первый фундаментальный сбор проводить в домашних условиях. Если они, конечно, имеются. К сожалению, в Мозыре с этим проблемы. Что такое сбор? Это двух-, а то и трехразовые тренировки. Надо, чтобы футболисты отдыхали в теплых условиях, имели качественное трехразовое питание. У нас в одном месте этого не организуешь. Придется колесить по городу, в итоге все окажется на порядок дороже, чем в Томашовке. Я работал там не раз: и со “Смолевичами”, и со “Славией”. Условия — достойные. Из минусов — удаленность и сложность организовать спарринги. Но на первом сборе мы не собираемся играть. Разве что проведем несколько двусторонок.
— Где будете работать дальше?
— У нас запланирован единственный зарубежный сбор — есть желание вылететь в Турцию. На двенадцать дней — приходится экономить. Надеюсь, руководство поддержит, а люди, которые берутся организовать сбор, сделают уступки в плане оплаты. Все-таки в стране сложилась непростая финансовая ситуация, и она не может не коснуться нашего клуба.
— Годовой бюджет утвержден?
— Да, но появились нюансы. Я посчитал, что ребятам, которые завоевали путевку в высшую лигу, необходимо дать шанс про- явить себя в подготовительный период. Даже тем, кто, на мой взгляд, может не потянуть на таком уровне. Наверняка с кем-то придется распрощаться в процессе подготовки, но я буду честен перед ними. Оговорили примерные суммы контрактов и на основе этого сверстали бюджет — на девятнадцать с половиной миллиардов рублей. Не предполагаемый, а реальный, ибо имели твердые гарантии от предприятий, которые взялись нам помогать. Пользуясь случаем, хочу их поблагодарить. Уходили в отпуск с хорошим настроением, а вот после 20 декабря пришлось призадуматься. Доллар подрос, и еще не известно, как поведет себя дальше. Если подстраиваться под ситуацию, то надо и зарплаты немного увеличивать, и бюджет. Получится ли — не знаю.
— В связи с повышением статуса “Славия” наверняка попытается усилиться…
— Звучных фамилий среди новичков не будет. О покупке известных футболистов, претендующих на высокие финансовые условия, речь не идет. У нас в статье “приобретения” максимум “забито” миллионов 200-300. На случай, если придется расплачиваться со школой за их воспитанника. Сделаем ставку на молодых амбициозных ребят, которые вопрос о зарплате ставят едва ли не в последнюю очередь. На тех, кто будет гордиться приглашением в клуб высшей лиги. Конечно, это должны быть обученные парни, перспективные. Считаю, в Беларуси мы должны строить футбольное хозяйство как раз через воспитание молодых игроков, предоставлять им возможность расти и прогрессировать. У нас есть только три клуба, которые способны пригласить сильных легионеров. Остальным не до того.
— Судя по всему, цели “Славии” на сезон выглядят приземленными.
— Думаю, руководство не имеет морального права ставить перед командой задачу занять высокое место. Учитывая, что у нас в составе необстрелянная молодежь, не развита инфраструктура. Ее надо подтягивать. Стадиону больше двадцати лет, кое-где трибуны в аварийном состоянии. Табло нет. Только в прошлом году вернули качество газона на “Юности” в нормальное состояние, чтобы ребята играли в футбол, а не мучились. Хотя он, без- условно, далеко не такой идеальный, каким был в золотую пору “Славии” и МПКЦ. Есть уютное место для тренировок, но нужно привести тренировочное поле в порядок. Ни в коем случае не жалуюсь, просто констатирую факты. Понимаем, что все это надо обязательно сделать, чтобы потихонечку двигать вперед мозырский футбол, развиваться. А цель — в каждом матче биться за победу, стремясь показать свое лицо, свой рисунок игры. Самое плохое, что может случиться, — это снова упасть в первую лигу. Но даже мысли такой не допускаю.
— Любопытно, что тренером вратарей “Славии” является действующий голкипер. Статус Гаева не изменится?
— Это моя формулировка. Вижу, что Гаев готов полноценно трудиться в этой должности. Но Володя намерен еще играть и доказывать, что именно он — вратарь номер один. Замечательно!
— Однако с приходом в команду опытного Романюка Гаев может оказаться в сложной моральной ситуации. Как сказать Николаю: “Я готов лучше тебя, сиди в запасе”?
— Вообще-то тренер вратарей рекомендует, а последнее слово за главным тренером. У меня всегда так. Если случится подобная коллизия, компромисс найдем. Даже в худшем варианте Гаев ничего не теряет — есть уверенность в завтрашнем дне. Не надо себя накручивать: дескать, мне уже 37 лет, а я ничего, кроме как играть в футбол, не умею. Плавно совершит переход от игрока к тренеру, который порой выдается весьма болезненным.
— Всех интересует, останется ли в “Славии” лучший бомбардир первой лиги Денис Лаптев…
— Вопрос открыт. Я свое мнение высказал: ему еще надо поиграть здесь, мы поможем раскрыться. Ведь если после перехода в другую команду теперь засядет на скамейке запасных, это будет верный путь к деградации. К сожалению, Денис многого еще не понимает. Соглашается с тем, как нужно действовать, а выходя на поле, не играет так, как должен и может. Особенно это касается работы без мяча. В команде, где платят большие деньги, и спрос намного строже. Готов ли он к этому? Не уверен. Надо много работать над собой, чтобы попасть в топовый клуб. Лаптев, безусловно, талантливый, бог его пометил. Главное, чтобы правильно оценил ситуацию, понял, как следует трудиться, чтобы быть востребованным.
— Почти два десятка лет назад вы вывели в высшую лигу БАТЭ. Нынешние ощущения в преддверии старта и те, борисовские, схожи или кардинально разнятся?
— Такие же. Единственное, по молодости был более нахрапистым. Мы тогда взяли классный темп: из второй лиги пробились в первую, тут же — в высшую. Даже не задумывался ни о чем другом, кроме как о медалях и попадании в еврокубки. Более того, сразу хотелось бороться за чемпионство. А ведь тогда БАТЭ не имел теперешних условий, не мог позволить себе забирать лучших футболистов страны. Тот принцип комплектования был схож с тем, что сейчас у меня в “Славии”. Может, у Анатолия Анатольевича Капского и было больше возможностей, но мы придерживались следующей политики: старались находить лучших молодых игроков и лепить из них мастеров. Заработали такой имидж, что тренеры сами сватали нам своих лучших учеников. Понимали, что мы доверяли молодежи. Да и Капский всегда поступал солидно: никто из детских тренеров не обижался на БАТЭ — ни в моральном, ни в финансовом плане. Вот и зажигались у нас звездочки буквально в каждом возрасте: 1978 год рождения — Коля Рындюк, 1979-й — Женя Лошанков, 1980-й — Виталий Кутузов, 1981-й — Саша Глеб… Система работала бесперебойно.
— Вы приветствуете расширение высшей лиги?
— Всегда ратовал за “классику” с шестнадцатью командами. Когда шли на сокращение, был против. Разумеется, у каждой схемы есть плюсы и минусы. Сейчас можно философствовать о том, что разделение на шестерки пошло во благо: БАТЭ и “Динамо” пробились в групповые раунды, “Шахтер” дошел до плей-офф. Но я не утверждал бы, что только в этом залог успеха. Понятно, что еврокубковую дорогу нашим клубам во многом открыл Мишель Платини. Правда, почему-то ни Азербайджан, ни Грузия, ни Литва, ни Латвия до групповой стадии не добираются, хотя у них такие же условия, как и у белорусов. Кое-кто боится, что у нас не хватит футболистов на шестнадцать команд. Хватит. Наоборот, все начнут больше думать о росте молодежи. Когда отрезали четыре клуба, разве остальные стали богаче? Нет. Ведь их финансы не пошли в общий котел. Когда же команда выпадает из верхнего эшелона, требования лицензирования ослабевают, все постепенно затухает, руководство перестает беспокоиться о развитии футбола в регионе. Вспомните, какой футбольный бум был когда-то в той же Лиде — и что там сейчас. Все-таки высшая лига стимулирует. И деньги можно найти. Особенно если руководители — люди футбольные. Запомнились слова Юры Вергейчика из его интервью. Он радуется, какие люди пришли к руководству. Да, говорит, с нас спросят со всей строгостью, но и все условия для команды создадут. Хочется, чтобы так было везде: создавали и требовали.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь