ЧМ. Превью. Юрий Шевцов: целью можно гордиться
Накануне вылета из Минска корреспондент “ПБ” предложил главному тренеру Юрию ШЕВЦОВУ очередную порцию вопросов — на дорожку.
— В преддверии предыдущих топ-турниров с нашим участием обрела крылья ваша фраза: “Хочу быть там, где все”. Но, похоже, этот афоризм актуальность утратил. Не пора ли поднимать мотивацию на новый уровень?
— Самое время. Именно так и поступим. На прошлом чемпионате мира мы классифицировались пятнадцатыми. Сейчас хотим оказаться заметно выше. Наша цель — выход в четвертьфинал и финиш в первой восьмерке. Этот результат даст право сыграть в отборочном турнире к Олимпиаде.
— Считаете, это реально?
— Думаю, пять лет работы даром не прошли. У меня сегодня очень опытная команда. У большинства игроков более шести десятков матчей за сборную. Они знают, что ждет нас на чемпионате мира. С начала декабрьского могилевского сбора последовательно работаем над решением задачи, которую я озвучил. Уверен, ребята заходят на эту цель с желанием, радостью и гордостью за то, что они уже сделали и что подвигло нас поднять эту планку.
— Можно говорить, что вот уже на третий топ-турнир команда отправляется практически в неизменном составе.
— Такую стабильность состава признаю с некоторым сожалением. Мне хотелось бы новой крови, пополнения из сильных молодых игроков. Увы, их нет.
— Как относиться тогда к свеженькому успеху “молодежки” Олега Шарейко, пробившейся на днях на чемпионат мира — четвертый за четыре года топ-турнир?
— Это еще один шаг вперед. Не все у нас плохо в молодежном гандболе. Но мало быть талантливым. К таланту нужны воля, желание и работоспособность. Эти качества определяют успех при переходе из юношеского гандбола во взрослый. И на этом этапе мы теряем много дарований. Об этом сожалею. Знаем наши упущения и работаем над их исправлением. Молодых жду с распростертыми объятиями. А сегодня в сборную приглашены действительно лучшие.
— Что, помимо разницы в опыте, отличает нынешнюю команду от той, что была у вас два года назад?
— Эта команда исключительно сплоченная. Ни у кого нет вопросов, кому и когда выходить, как играть. Все знают свои роли, наши системы защиты и нападения, по двое тянут позиции, на которых играют. То есть работать с такой командой уже просто. Игроки стали более зрелыми. Они готовы к совершенно иным задачам, нежели несколько лет назад.
— Тем не менее новогодний турнир в Швейцарии огорчил поражениями. Это повлияло на ход подготовки?
— Ничего сверхогорчительного, кроме собственно результатов, “Yellow-Cup” не принес. Два предыдущих таких турнира мы выиграли. Но тогда команда загодя много делала в тактическом плане. На нынешний турнир отправились в иной степени готовности. Только в Швейцарии стали работать над тактикой. Всегда говорю, что надо стремиться к выигрышу в любом матче. Когда побеждаешь, обретаешь уверенность. Этого не случилось. И мы огорчены. Но планы не меняли. Исполнили все, что наметили. В том числе и в Швейцарии. А вернувшись, всю неделю поправляли то, что не получалось там.
— Что именно?
— Далеко не все игроки были в оптимальной форме. Подтягивали позиции, которые нас не удовлетворяли. Это было главное. Сейчас много работаем над тактикой. Иными словами, целенаправленно готовимся к борьбе в Катаре.
— У вас нет ощущения чрезмерного риска?
— В каком плане?
— В плане… выбранного плана.
— Рассчитывал, что как минимум раз выиграем в Швейцарии. А все остальное — итог обобщения опыта двух предыдущих топ-турниров. С учетом того, в каком состоянии достаются мне игроки, как работали они в сезоне. Не секрет, что на прежних топ-турнирах мы проводили две-три игры, а потом следовал спад. Вспомним матчи против поляков, французов и россиян на прошлогоднем чемпионате Европы. То есть сейчас риска не было. Была, надеюсь, оптимальная работа…
— …с расчетом выйти на пик по ходу чемпионата?
— Цели, о которых мы говорим, предполагают большее, чем прежде, количество матчей. Но к целям надо идти поэтапно. В расчете на это мы и тренировались.
— Швейцарский турнир усугубил тревогу касательно надежности вратарей.
— В кругу болельщиков вратарская проблема нагнеталась и во время чемпионата Европы. Хотя я ее не видел. Разбор турнира показал, что у Черепенько были и удачные игры. Понятно, Виталий — не Омейе, у него есть граница возможностей. Но моему помощнику Игорю Папруге раньше удавалось выжать из него максимум. Хочется верить, все получится и сейчас. И у него, и у Виталика, и у Вани Мацкевича.
— Использование в обороне исключительно схемы 6-0 — ваш знаковый выбор?
— Нельзя интерпретировать построение 6-0 только как “шесть в линию”. Даже здесь у нас два варианта. Есть еще Ваня Бровко и Миша Нежура для схемы 5-1. Она у нас наиграна, и тоже в разных вариациях. Выбор защиты будет зависеть от соперников.
— Возможная нейтрализация соперниками Сергея Рутенко — уже не проблема?
— Матчи против словенцев и черногорцев показали, что у нас не та команда, которая станет волноваться, если капитана возьмут персонально. Есть игроки, знающие, что делать в такие минуты. В этом вижу даже наше преимущество.
— По возвращении из Швейцарии не возникло сожаления? Мол, еще игра-две не помешали бы…
— Был бы доволен, согласись кто-нибудь приехать к нам. Для этого была проделана большая работа, но никто так и не захотел. Хватало приглашений в наш адрес. В минувшие выходные могли бы играть и в Тунисе, и в Испании. Но эти варианты с тратой времени на перелеты туда и обратно не вписывались в наш график.
— Что докладывает разведка из Катара?
— Представители белорусской делегации на жеребьевке турнира побывали в залах и гостиницах. Говорят, все на высшем уровне. Прилетим — посмотрим.
— Проблема смены времени года?
— Не думаю, что это актуально. Там сейчас не жарко. А играем в залах с климат контролем.
— Были трудности с определением выездного состава?
— Да. Пожалуй, первый раз имели двадцать кандидатов, которые могли бы попасть на топ-турнир. Те, кто не попал или даже остался за бортом сбора, либо не уделили достаточно внимания самоподготовке, либо просто проиграли конкуренцию другим кандидатам.
— Вы везете семнадцать игроков, на одного больше разрешенных к заявке.
— Регламент дает право двух замен по ходу турнира. Один запасной будет постоянно под рукой без потери времени на вызов и дорогу. Спасибо федерации за такую возможность.
— Первый матч — против чемпионов мира испанцев. Вы всегда предпочитали встречаться с самым сильным соперником на старте.
— Моя любимая позиция. Ведь стартовая игра непредсказуема. В первый день наиболее часты сенсации. Потом все вкатятся, станет больше закономерностей. Второй матч — против словенцев — один из важнейших: старые счеты, эмоции. Потом бразильцы, тоже наш конкурент. Сборная Чили — темная лошадка. Последние соперники в группе — катарцы.
— Когда мы по горячим следам обсуждали итоги жеребьевки, вы назвали явными фаворитами группы испанцев, аутсайдерами — чилийцев. Остальным четырем сборным отвели спор за еще три проходных места. Оценка не изменилась?
— С тех пор еще больше усилилась сборная Катара. Она выступит дома, где недавно наделала шуму, выиграв одиннадцать мячей у россиян. Созванивался с российскими тренерами. Они подтвердили: команда хозяев действительно сильна. Так что катарский фактор довольно значим и загадочен. С ним тоже придется считаться всерьез.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь