Свой взгляд. Ларчик Стасевича
Это бегство из динамовских ежовых рукавиц в борисовскую “семью”? В общем, что это было? И как все понимать?
Бессмысленно разом отвечать на все вставшие дыбом вопросы. Иные из них совершенно праздные, другие ответов не требуют, а у третьих ответы очевидны. У меня на этот счет есть ровно одно не очень хитрое и не слишком очевидное соображение. Чтобы разобраться в глубинных причинах этого перехода, необходимо понять вот что — внутреннее устройство лучшего футболиста высшей лиги-2014. Его личностную мотивацию и свойства натуры. Если взять в руки именно этот ларчик, то он откроется просто.
Стасевич устроен затейливо. Это не баловень судьбы, которому все дается само — и победы, и деньги, и слава. Это не заурядный трудяга, играющий для того, чтобы к концу карьеры накосить побольше на безбедное послефутбольное существование. Этого парня ведет по жизни другая амбиция. Назовем ее так: необходимость постоянно что-то кому-то доказывать.
Такой стимул заложило в борисовчанина Стасика далекое отрочество — этот стимул глубоко сидит в нем и сегодня, на пороге знакового для всех спортсменов 30-летия.
Игорь Стасевич восходил к успеху из ниоткуда. Он никогда не играл ни за юношескую, ни за юниорскую сборные. В “молодежке” на его счету лишь два выхода на замену — в сумме всего чуть больше тайма. Он не обучался в РУОРе, где куются золотые кадры, и не назывался в числе талантов, подающих хоть сколько-нибудь большие надежды. То ли тренеры чего недоглядели, то ли не нашлось в нужное время ушлого “толкача”, а скорее по элементарным законам позднего физиологического развития юноша по фамилии Стасевич появился на наших горизонтах тогда, когда его сверстники уже интересовались автомобилями и мазали волосы гелем. Он негромко вырос в борисовской ДЮСШ-2 — самой обычной футбольной школе средней белорусской полосы.
Стасевича взяли в БАТЭ из этой провинциальной сермяги, вернее, он взялся сам — и принялся упорно доказывать, что не хуже других. В то время как молодые да ранние Ковель и Афанасьев уже бороздили и будоражили высшую лигу и переписывали контракты, он пробивался к свету через первенство дублеров, медленно рос и взрослел, пока наконец не стал игроком основы в 21 год. Осенью 2006-го в Гомеле он выписал “диагональ” на Лихтаровича, и Дед забил в компенсированное время гол, впоследствии оказавшийся чемпионским… Дальше была практически восточная сказка: вертикальный взлет, связка золотых медалей, удивительный гол “Ювентусу” из-под Недведа в Лиге чемпионов и шикарный пас на голову Ситко в отборочном матче с англичанами.
Сказка кончилась внезапно — в 2010-м. Стасевич померк ровно в тот момент, когда всего добился, и доказывать стало некому и нечего. Главная в его жизни мотивация размылась, и весну-лето борисовский край провел на холостом ходу и с потухшим взглядом. В том июле не он уходил из БАТЭ — от него избавлялись. Со взаимными обидами, недомолвками и раздражением. Переживая те черные эмоции, Стасевич явно грустил, но неявно — заходил на новый старт, напитывался новым реваншем. Счеты росли и позже — в российском “пердиве”, побывка в котором от начала до конца оказалась безрадостной. И еще позже — когда по возвращении домой прежний чемпион-сборник оказался не нужен никому, кроме едва вернувшегося в высшую лигу “Гомеля”.
И выпускник борисовской ДЮСШ-2 снова попал в положение военнообязанного. И накопленная энергия получила кумулятивный выход. Статистика “5+13” стала личным рекордом и основой “бронзового” финиша кубаревской команды. Исход кубкового финала против “Немана” был решен двумя голевыми передачами в овертайме. Год закончился волшебно: приглашением в “Динамо” — и между строк минского контракта можно было прочитать очередной вызов.
Да, в “Динамо” мотор затарахтел не сразу. Но это только добавляло куража. Плавно подвигаясь в замысловатых системах самого сложного клуба страны, Стасевич потихоньку набирал высоту, пока не выдал самый успешный сезон в карьере. Двадцать баллов по системе “гол + пас”, почет лучшего игрока лиги, статус капитана. Сегодня не сразу вспомнится, но ведь это он втащил минчан в лигоевропейскую группу, забивая или отдавая почти в каждом матче квалификации. Зато ясно и понятно, что динамовского пороху ему достало для возвращения в сборную.
И вот вопрос: останься Стасевич в “Динамо” сейчас — что и кому он доказывал бы в наступившем году? И вот ответ: ничего и никому. Этот этап у него идеально закольцевался, и дальнейшее вращение в “бело-голубом” колесе грозило бы только одним — потерей ориентиров и повторением 2010-го. Теперь уже экс-капитан минчан, он то ли сознательно, то ли интуитивно понял всю переломность текущего момента — и решился порвать с “Динамо”. И выбрал БАТЭ. С одной стороны, родную команду, а с другой — клуб, которому нужно многое сказать и доказать.
Как минимум то, что он не блудный сын, едущий с ярмарки знакомой улицей. Как максимум — что крест на нем пять лет назад был поставлен рано и незаслуженно.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь