Три Сереги. Гарнитурки не хватает?

22:06, 22 января 2015
svg image
643
svg image
0
image
Хави идет в печали

К. Читая ваши заметки из Катара, слушая ваши голоса, моя футбольная душа заявляет тему. Чемпионат мира по футболу-2022 в арабском мире — справятся ли с его организацией те, кого сегодня щедро критикуют за прекрасное южное разгильдяйство? У вас ведь там и автобусы-шаттлы не туда ездят, и комментаторы не находят на рабочих местах гарнитуру с микрофонами, и еще черт-те какие накладки происходят. А футбольный ЧМ не ровня гандбольному — там все масштабнее и серьезнее. Не хватает катарцам “культурки-гарнитурки”?

Н. Плохо, если журналистское творчество, нашей бригады в том числе, уже сформировало некое расхоже-негативное мнение о Катаре-стране. В нем — явный и несправедливый перекос в сторону негатива. Возможно, здесь сработал эффект первых впечатлений — когда всевозможные неурядицы и неразрешенности быта воспринимаешь особенно обостренно и цепляешься к мелочам. Отчасти в силу собственной неосведомленности и неготовности безболезненно вжиться в незнакомую среду. Не сомневаюсь, что и у инициатора сегодняшней мундиальной темы нечто подобное случалось на первых порах его летней бразильской командировки-эпопеи.
Но я о Катаре. Да, мы отправились на гандбол, упаковав в дальние отделения рюкзаков и футбольный интерес: как все здесь может быть в 2022-м? Не сомневаюсь, что на такое журналистское любопытство был и прямой расчет катарских спортивных боссов — а они все больше члены монаршего эмирского семейства либо приближены к нему. Так что на имидж будущего футбольного действа нынешняя гандбольная эпопея работает напрямую и мощно. Мы уже рассказали о дивных материальных преференциях — абсолютной бесплатности доставки в Катар, приема и прокорма фактически всей журналистской братии со всего мира. Здесь тонок психологический расчет: ведь как-то совестно заглядывать в зубы дареному коню. Особенно если тот бьет копытом и игриво трясет гривой. Но ведь на схожих условиях здесь принимают в эти дни и разного формата туристические группы из всех стран-участниц! Российский коллега Сергей Приголовкин добыл “инсайд”, что на все эти приемы-размещения иноземцев жаловано из государственной казны тридцать миллионов долларов! И не сомневаюсь, что в итоге абсолютное большинство гостей разнесет по миру благую весть: Катар — это здорово! И в чем-то феноменально.

М. Мне кажется, с футбольным мундиалем этот солнечный пустынный край должен справиться. А скандалы, которые сопутствовали выборам страны-хозяйки, так и останутся явлением единичным. Вот пробегаюсь по организационным пунктам и не вижу у катарской заявки ярко выраженных изъянов. Инфраструктура? Гандбольные сооружения проникнуты величием и масштабом, а уж футбольными аренами здесь, поверьте, захотят поразить еще сильнее. Транспорт? Нынешние проблемы с ним наверняка будут приняты к сведению и исправлены. Заполняемость арен? У ручного мяча и с этим есть трудности, но мяч “ножной” не ровня ему в плане раскрученности. Даже на вечный вопрос “Есть выпить?” здесь вопреки исламским табу готовы ответить утвердительно. В районе, где расположена главная арена гандбольного чемпионата “Лусаил”, на далеком отшибе, к старту футбольного форума должен вырасти город-сад. Там будет легализован алкоголь и прочие радости европейской жизни. Собственно, в фан-зоне далеко за чертой города наливают уже теперь.

К. Да, на первых порах в Рио и Сан-Паулу мне действительно резали глаз отдельные перегибы и недогибы, но потом все затмила игра. И все же Бразилия — страна футбольная, а Катар — газово-нефтяная. Она-то, предположим, справится — ничем не хуже ЮАР. И примет гостей, и обезопасит, и нальет, и даст закусить, и спать уложит, и с религией в душу не полезет… И весь сегодняшний хлеб-соль по гандбольному поводу — лишь большая рекламная кампания, грандиозная “замануха” для болельщиков, которые не должны остаться равнодушными. Ну, пусть, это понятно — денег у арабов много, тщеславия еще больше, желания удивить мир не занимать. Но мне сегодня хочется побыть не спикером, а интервьюером. Причем критичным. И просто поспрашивать вас, тезки, на злобу дня. Вот в чем главная опасность этого рая в пустыне? Где обратная сторона медали? С вами ведь происходило в эти дни что-то, заставившее задуматься, озадачившее, насторожившее? Расскажите — интересно…

М. Странной мне кажется уже сама природа зудящего катарского желания принимать у себя крупные спортивные соревнования. Тщеславие, деньги, которых некуда девать, — это понятно. Но в остальном — зачем им все эти бесчисленные форумы? Ведь, если вдуматься, они в чем-то противоречат их культуре и жизненному укладу. Катарцы любят тишину — понаехавшие болельщики предпочитают шум. Катарцы религиозны — у болельщиков своя, футбольная, религия. Катарцы не употребляют — у болельщиков течет рекой. На все это аборигены вынуждены закрывать глаза — но ради чего? Ведь и этот гандбол большинству местного населения абсолютно по барабану. В первый же день турнира аборигены честно отсмотрели красочную церемонию открытия, а потом разошлись по домам, не оставшись на стартовый матч их сборной против бразильцев. Потом на играх катарской команды народу стало гуще. Но, кажется, лишь по указке сверху. Да-да, здесь тоже процветает любимый нами директивный метод заполнения трибун. По крайней мере организованные молодые люди в белых одеяниях уж очень напоминают студентов какого-нибудь нефтяного катарского университета. А фан-сектор тамошней сборной полон развязных людей, прибывших, по ощущениям, из близлежащих стран. Ведь и активное боление по темпераменту не подходит смиренному местному жителю. Каких таких свеч стоит тогда игра? У меня пока одна версия. Катар все больше сближается со Старым и Новым Светом и этими топ-турнирами желает ускорить процесс.

Н. А я вот перестал искать во всем этом некий потаенный смысл. Мне просто оглушительно интересно смотреть по сторонам. И радуюсь, когда мне улыбаются из-под хиджабов эти восхитительные девчата- волонтеры, бойко шпарящие по-английски. Когда слышу “Гуд афтенун, сэр” при прохождении неприхотливого досмотра поголовно чернокожими секьюрити — выходцами явно не отсюда, а из стран арабской Африки (к концу турнира мы непременно побратаемся). Когда вижу на трибунных рядах для прессы, вполне доступных отовсюду, массово и надолго оставленные без надзора сумки и подключенную дорогущую технику. Как-то сразу поверилось: ничего не пропадет! Вот разве возможно такое в тех же Южной Африке или Бразилии? Когда читал в рекламных проспектах, что Катар абсолютно безопасен для туристов-иностранцев — сильно сомневался. Теперь нет. Здесь действительно можно гулять в одиночку в любое время и где угодно. И даже понаехавшие гастарбайтеры настолько дорожат проясневшим жизнеустройством, что ведут себя сообразно действительности: улыбаются и благодарят за каждый чих.
Правда, трудно совпасть с Катаром в одном: здесь никуда не спешат. Наверное, я тоже вел бы себя схоже, живи в стране, владеющей крупнейшим из разведанных месторождений природного газа, которого при теперешних темпах добычи хватит как минимум на 160 лет. Но в удивившей младшего Серегу открытости Катара, навязанной отчасти сверху — монаршими повелениями, заключена, мне кажется, глубокая восточная мудрость. Здесь не хотят жировать на гарантированной ренте. Здесь начинают стремительно разворачивать экономику и социальную жизнь в сторону диверсификации, всех радостей и разнообразий нашей цивилизации. Спорт — одна из таких вот радостей.

К. Мне не очень хочется, чтобы наш разговор превращался в скрытую рекламу футбольного Катара. И, честно говоря, я не слишком верю в эту тарелочку. Страна крохотная — вчетверо меньше Гомельской области, да еще сплошь засыпанная барханами — думаете, она справится с наплывом болельщиков? В Бразилию на мундиаль приехало более миллиона туристов — это половина населения Катара! Даже с поправкой на все арабское радушие — всем всего хватит? Алкоголь в виде исключения разрешат употреблять только в фан-зонах. Вы всерьез полагаете, что какие-нибудь англичане будут эту сегрегацию соблюдать и не завезут бурбон в гостиничные холодильники? А выйдут гулять пьяные по проспекту — их что, отдадут под суд шариата и побьют палками? А погода? Это вы сейчас там блаженствуете — летом на берегах Персидского залива недолго загнуться от жары. А политическая обстановка? Еще не известно, какой она будет через семь лет. Короче, мое подозрение таково: проект “Катар-2022” ждет провал. Осознав все минусы, туристы туда не поедут в достаточных для вавилонского фестиваля количествах. И получит чемпионат самые низкие показатели посещаемости в новейшей истории. И чины ФИФА в ответ на критику будут лишь лукаво улыбаться, вспоминая, как честно отдали пустыне право проведения. Я, конечно, сейчас сознательно нагнетаю и утрирую. Но мне все-таки кажется, что сегодня перед вами местные лебезят как раз по этой причине — боятся грандиозного футбольного пшика.

М. Минусы есть, конечно, и у Катара-2022 — спорить глупо. Только кто из болельщиков и журналистов обратит на них внимание, находясь на полном обеспечении — с билетами на проезд и футбол, с гостиничной бронью, с “талонами” на питание? На халяву и хрен сладкий — так чего ж думать, что горьким окажется хороший футбол в гостеприимной стране на берегу Персидского залива? Уверен, что стоит организаторам поманить запахом бесплатного сыра, как и политическая ситуация перестанет волновать, и уважение к местным обычаям появится, и погода окажется не такой уж и жаркой. Кстати, о погоде. Мундиаль-2022 вполне может пройти и зимой. А здесь в эту пору года настоящее раздолье. Уверен, что и с “посадочными местами” катарцы что- нибудь придумают. В любом случае сейчас мы можем только предполагать. И последнее мое предположение таково: в 2022-м стоит ждать сильной хозяйской сборной. В ручном мяче катарцы натурализовали энное количество европейцев, пригласили испанского тренера-мастодонта Валеро Риверу — и команда поперла. Гандбольный форум хотя и представляет футбольный в миниатюре, основные законы и тренды у них общие.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?