Беларусь в Лиге чемпионов. Путевка без визы
Спустя два дня уже официальный сайт CHL (Champions hockey league) выступает с фанфарами в адрес гродненцев. Текст во многом перекликается с тем, что обнародовала ИИХФ, однако из него убирается всякое упоминание о завоевании путевки в главный клубный турнир Европы. И лишь в конце значится приписка: “Поздравляем “Неман” и в то же время запрашиваем материально-техническую информацию о клубе — такую как характеристики арены, ее вместимость и транспортное сообщение. Согласно регламенту CHL, окончательное решение об участии команды в Лиге чемпионов-2015/16 будет принято на совете руководителей, который пройдет 2 февраля…”
Ловко — и никакого обмана. Нынешнее возрождение CHL кардинально отличается от первой попытки создать престижный клубный турнир в сезоне-2008/09. Тогда Лигу чемпионов спешно лепили на инвестиции “Газпрома” к столетию ИИХФ, под патронажем которой и находилось соревнование. Международная федерация монопольно раздавала путевки согласно собственному рейтингу европейских чемпионатов. Трофей разыграли по две лучшие команды из России (КХЛ), Финляндии, Чехии и Швеции, по одной — из Словакии, Швейцарии и Германии. Состав участников подобрался именитый, однако турнир просуществовал всего год и приказал долго жить после расторжения контракта с газовым гигантом — то ли не смогли договориться, то ли мировой финансовый кризис подвел.
Теперь же проект долевой. 63 процента акций принадлежат 26 клубам-основателям, 25 процентов — 6 лигам-основателям, в которых эти клубы выступают. И лишь 12 процентов — собственность ИИХФ. Соразмерно этим долям формируется и контингент участников. Клубы-основатели имеют железное место в турнире. Лиги делегируют еще по две команды — победителей плей-офф и “регулярки”. Если в их число входит кто-то из 26 “отцов”, путевка достается следующим по рангу: второй дружине “регулярки”, финалисту плей-офф, полуфиналистам и т. д. Остальные вакансии уходят ИИХФ. В сезоне-2014/15 Международная федерация выбила 6 “уайлд кард”, на сезон-2015/16 квота расширилась до 10. Ведомство Рене Фазеля распоряжается “билетами” на свое усмотрение. Разумеется, там хотели бы видеть среди участников клубы КХЛ, но российской стороне не позволили собственноручно определять полпредов. К тому же Северная Европа возмутилась, что Восточная намеревается командировать финский “Йокерит”. Как результат, тогда еще глава КХЛ Александр Медведев отстранился от переговоров и назвал турнир второсортным. Поэтому ИИХФ, как правило, отдает свои места чемпионам нетоповых стран, стремящихся развивать хоккей. Тем не менее любой соискатель должен пройти процедуру одобрения руководством Лиги чемпионов. Именно поэтому CHL не торопится распахивать объятия перед гродненским новичком. Получается, что “Неман”, выиграв путевку на курорт, еще не знает, откроют ли ему визу…
Хотя трудно придумать повод, чтобы зарубить белорусский дебют в ЛЧ. Для справки: среди шести обладателей “уайлд кард” в розыгрыше-2014/15 стартовали две команды, которые были ниже “Немана” в ежегодном рейтинге 250 лучших европейских клубов, составляемом французским порталом “Хоккейные архивы” и признаваемом общественностью (хотя бы за неимением другого). Гродненцы расположились на 135-м месте, датский “Сендерюске” — на 150-м, британский “Ноттингем” — на 197-м. А например, сосед “красно-черных” по рейтингу чемпион Франции “Бриансон” (133-я позиция) проводит матчи на арене, вмещающей меньше гродненского Ледового дворца — 2150 кресел против 2550. В то же время никаких особых требований, по словам председателя правления “Немана” Анатолия Варивончика, к клубу пока не предъявлялось: “Мы нашли на сайте Лиги чемпионов, что к началу следующего месяца необходимо предоставить сведения об арене, гостиницах города, наличии аэропорта, железнодорожного сообщения… И, скорее всего, 2 февраля будет принято окончательное решение. “Неман” уже подготовил документы к отправке. Однако никакой другой информацией пока не обладаем. И ни о каких специальных требованиях клуб не извещали”.
Вопрос логистики — пожалуй, единственный камень преткновения. Несмотря на то что большинство городов, представленных в Лиге чемпионов, провинциальные, в Западной Европе куда шире распространена сеть международных аэропортов. В Гродно он тоже есть, но практически без регулярных рейсов. В качестве альтернативы минскому аэровокзалу, отдаленному на 300 километров, можно предложить вильнюсский, расположенный в 170. В крайнем случае можно принимать соперников в столице, где есть все — от суперсовременных арен чемпионата мира до аэропорта. Хотя к такой идее “Неман” относится ревностно, ведь своя рубашка ближе к телу. Тем паче к следующему сезону тамошнюю площадку собираются обновить — оборудовать новыми бортами и улучшить ледовую поверхность. Она станет ровнее, без перепадов, для чего закуплено специальное высокоточное оборудование. Кроме того, планируется установить специальные фильтры для воды, использующейся при заливке, дабы сделать поверхность светлее. А вокруг трибун увеличат количество точек общепита. Эту мини-реконструкцию, к слову, задумали еще до победы в Континентальном кубке.
На руку гродненцам, помимо прочего, результаты суперфинала в Бремерхафене. Чемпион Беларуси катком прошелся по “Анже” — второй команде Франции, и “Фиштауну” — победителю второго немецкого дивизиона, который не играет в DEL-лиге лишь из-за отсутствия ротации. Плюс зачетка минского чемпионата мира до сих пор работает на нас — в организаторских способностях белорусов никто не сомневается. Так что болельщики вправе рассчитывать на положительное решение “визового” вопроса.
Если боссы CHL выпишут-таки “одобрямс”, то “Неман” попадет сразу в групповой турнир, который, впрочем, со следующего сезона приблизится по смыслу к предварительному раунду. Вместо нынешних 44 клубов, разделенных на 11 квартетов, болельщики увидят 48 команд в 16 группах по три в каждой, которые сыграют в два круга. В плей-офф выйдут две лучшие из каждого трио, то есть 32 коллектива. Таким образом, в стадии на выбывание появится еще один раунд — 1/16 финала. И с этого этапа сражения продолжатся по принципу “дома — в гостях”. По задумке организаторов, такой ход сократит количество матчей группового раунда со 132 до 96 и увеличит количество поединков плей-офф с 29 до 61, что позволит повысить интерес к турниру. У участников, помимо престижа, есть и финансовая мотивация. Призовой фонд нынешнего розыгрыша, где на стадии четвертьфинала остались только шведские и финские клубы, а в финал вышли “Лулео” и “Фрелунда”, составляет 1,5 миллиона евро. Хотя по сравнению с сезоном-2008/09 сумма плевая. Тогда команды разыгрывали 10 миллионов “газпромовских” евро, из которых победитель получал десятую часть. Это наибольшая сумма, когда-либо стоявшая на кону в европейских хоккейных турнирах.
Меж тем ФХРБ продолжает работу по вербованию для Беларуси постоянного места в Лиге чемпионов. С увеличением количества “уайлд кард” с 6 до 10 пропорционально возросли и наши шансы. Хотя увидеть уже в следующем розыгрыше CHL два белорусских клуба маловероятно. Многое в этом вопросе будет зависеть от переговоров между западноевропейцами и КХЛ, которые могут состояться после окончания ЛЧ-2014/15. Если стороны найдут компромисс (а россияне, кажется, не шибко заинтересованы, считая КХЛ самодостаточным проектом), то белорусы попробуют продвинуть в элитную когорту минское “Динамо”. Если нет, на путевку номинируют делегата из отечественной экстралиги, поскольку в федерации убеждены, что некоторые участники Лиги чемпионов точно не сильнее наших клубов…
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь