Чемпионат мира. Что это было? Огонь на себя! Юрий Шевцов: крутой маршрут
— Этот топ-турнир причудливо распределился во времени. Все главное и печальное случилось с вами в первые дни. А потом еще неделю с лишним вы играли и работали уже без конкретной соревновательной цели…
— Да, мы строили на этот чемпионат совсем другие планы. Сейчас можно обсуждать, а реально ли было их выполнить. Но не намечать высокие цели было невозможно. Не наметив, стояли бы на месте. А этого делать нельзя. Главное в том и заключалось — набраться смелости и сказать о цели сражаться за Олимпиаду. Естественно, результат не тот, какого хотели. Зато мы не вошли в противоречие с сутью спорта. Когда ты идешь в гору, раз-другой непременно оступишься. Если бы мы не стремились вверх, провала могло и не произойти. А теперь стоит вопрос: что это было?
— И что же?
— Попытка достичь нового уровня в развитии белорусского гандбола. А когда мы проиграли решающие матчи словенцам и бразильцам, ничего сложного для меня дальше не было. Пошла обычная плановая работа.
— Обошлось без душевных терзаний и выяснения отношений?
— Ребята только больше сплотились. У меня такое чувство, что все последние события сделали команду сильнее морально.
— Сейчас в разгаре споры среди болельщиков и специалистов. А было ли команде под силу решить объявленную задачу? Или это заведомо завышенный рубеж? Ваш ответ?
— Это было по силам. Но не помешало бы и соревновательное счастье. За время моей работы сборная ничего не выигрывала легко. Однако ей нередко везло. Удавалось показать свою лучшую игру. Сейчас карта легла по-другому. Именно в тех двух матчах удачного стечения обстоятельств не случилось.
— Еще во время декабрьского сбора шла речь, что подготовка рассчитана на долгий турнир с пиком формы ближе к 1/8 финала. Ирония судьбы в том, что команда действительно прибавила к этим срокам. Но, увы, в матчах утешительных…
— Сейчас все это уже из области эмоций и предположений. Хотя соглашусь, что в поединках против боснийцев и чехов команда бежала, с этим не было проблем. Почему именно сейчас? Возможно, ребят отпустило, они стали раскованными. Возможно, набрал форму Серега Рутенко. У него пошли броски, и сразу получилась наша привычная игра, когда капитан ведет за собой, а другие его поддерживают. Прямо в эту минуту вопросов много. Будет еще больше. И нужно время для анализа и точных ответов.
— Диссонанс между вашими намерениями и их исполнением можно обратить на пользу?
— Смотря как к этой ситуации подойти. Можно — с позиций истерии, что у нас и случилось. Засыпали команду ненужными вопросами, налетели на ее лидеров. Это плохой подход. А можно исходить из понимания простой истины. Мы никогда не обыграем тех же испанцев, если не спросим себя: а почему бы нам их не обыграть? В принципе команда, я, федерация сами вызвали огонь на себя такими целями. И сейчас, если критика конструктивна, мы ее принимаем. Но когда упреки летят отовсюду, неизвестно от кого и иногда даже непонятны игрокам… Да, мы делали ошибки. Возможно, их много. Но как можно упрекать команду, что она не боролась? У нас не получилось. В спорте так бывает. Но, не поставив завышенных целей, мы не поднимем в Беларуси ни один игровой вид.
— Эта команда в теперешнем ее виде миновала лучшие дни? Или еще способна прогрессировать?
— Знаете, мы ведь впервые приехали на турнир, когда на каждой позиции у нас было по два равноценных игрока. Можно делать плановые замены. Раньше такого не было. Другой вопрос — соответствие этих игроков уровню турнира. Но это все лучшие гандболисты Беларуси. Они сейчас сильнее других. А теперь надо думать, что делать дальше. Продолжать работать с этими игроками? Или начать менять на молодых, которые пока слабее? Надо идти вперед. А как? Вот поэтому и нужно взять паузу на анализ. Чтобы все остыли и на ясную голову наметили новые подходы. В принципе ясно, что сборной нужна свежая кровь. Вопрос: где ее взять? А если придут молодые — и наступит спад? Не раз говорил, что хотел бы повезти уже на этот чемпионат игроков моложе. Но нет подходящих по физическим качествам. Все специалисты видели, кто по телевизору, а кто и воочию, какие атлеты здесь, в Дохе. А какие у нас — в молодежном гандболе? Вот задача — найти верный новый маршрут.
— Какой из компонентов игры оказался слабым звеном?
— Неожиданно пропали броски с задней линии. В главных матчах их у нас просто не было. Можно все списать на Серегу, на его травму. К тому времени он не был готов, только набирал форму. Рутенко, конечно, ни в чем не виноват. Однако важной отдушины у нас не стало. Команда искала другие варианты атаки. А здесь еще и травма Шиловича. Тот выходил на площадку, но все уже знали, что он не может бросить. Проблема с бросками повлияла на нашу игру в нападении. Делали много ошибок, потерь. Они завершались контратаками. Мы получали много голов, даже не успев стать в защиту. И эту неожиданную проблему по ходу турнира мы не смогли устранить.
— Дискуссии ведутся и о белорусской обороне. Почему было так много 6-0 и мало 5-1 с Ваней Бровко?
— В проигрышах всегда виноват тренер. Что бы я сейчас ни ответил, многим это покажется отговоркой. Но все равно напомню, как в минском матче евроотбора словенцы нашу защиту 5-1 просто разорвали. Снова оставлять Мишу Нежуру с глазу на глаз с Зорманом было бы самоубийством. На турнире в Тунисе год назад мы применили 5-1 против бразильцев. И они набросали нам девять мячей при обходах один на один. Я не говорил об этих факторах по ходу чемпионата. Хотя именно они определяли наш выбор тактики. Возможно, мною сделана ошибка, и не одна. Но там точно не было никакого гадания. Потом против катарцев перестроились на 5-1, потому что это было разумно при их стремлении угрожать через центральную зону. Это напрашивалось и хорошо работало. Так же понятно, что во встрече с боснийцами разумно было выдвигаться на Карачича, в матче против чехов — убирать Йиху. Но больше вдаваться в детали не хочу. Потому что, если это сделаешь, завтра будешь отвечать уже на вопросы, почему поставил того, а не другого. Почему применил это, а не то. И тогда вообще останусь без права на ошибку.
— Традиционно больная тема. Вратарская.
— Стартовую игру, против испанцев, наши вратари провалили. Но по мере прохождения турнирной дистанции и набора игровой практики Черепенько и Мацкевич становились сильнее. Для Вани это был первый топ-турнир. И мы видели, как он обретал уверенность. Думаю, в последних матчах наши голкиперы показали свой реальный уровень. Но если скажу, что они у нас не экстра-класса, то никого этим не удивлю.
— Сейчас, судя по реакции из Беларуси и недавнему “круглому столу”, команда пребывает в поле какого-то настороженного недоброжелательства. Такая реакция вас удивила?
— Сильно. Из опыта прежней работы в других местах хорошо усвоил: достижения возможны только совместными стараниями команды и всех людей, что ее окружают. Включая болельщиков. Все должны слиться воедино, чтобы идти к результату. Даже при неудачах. Но, когда наша команда провалилась, ничего подобного не увидел.
— Это был сложный момент в управлении коллективом? Вот вы встали из-за этого “круглого стола”…
— Меня поразило, насколько уверенно мои игроки там себя вели. Как они рассуждали о том, что произошло. Как здраво это объясняли. Вся команда горой стала друг за друга. И в каждом выступлении читалась убежденность: мы можем играть сильнее. С такой точки неплохо заново стартовать.
— Общались с Владимиром Коноплевым после “круглого стола”?
— Встречи тет-а-тет не было. Только разговоры по телефону.
— Формат и тональность “круглого стола” вас удивили?
— Удивили. Но еще сильнее удивила реакция на него. Наверное, нельзя оспаривать право главы федерации строго спрашивать со всех нас. Поэтому его критический посыл мне понятен и отторжения у меня не вызвал.
— В отличие от интернет-комментаторов события…
— Сам форумы не читаю. Они для меня разновидность анонимки. Но в пересказе ребят что-то оттуда доходит. Мы и здесь бросаемся от черного к белому. Нет разумной середины. В этой ситуации главное — трезвая оценка. А то можно наломать много дров. Спустить собак на Рутенко, на вратарей, на Брест. Наделать уйму глупостей. По-моему, дискуссия касательно “круглого стола” пошла в неверном русле.
— Вы поддержите идеи касательно легионерского лимита, упреки в адрес иностранных тренеров?
— В интервью вашему сайту разумно рассуждал Дима Никуленков. Мол, игроки ведь подписывают контракт с БГК, заранее зная, что не будут играть. Но им там нравится. Спрашивается, что именно нравится: материальная составляющая или любовь к спорту? У меня в Германии были такие случаи. Приходили спортсмены со словами: тренер, ты меня не выпускаешь на площадку, а я играть хочу — можно я уйду? И приходилось принимать решение и отпускать контрактного игрока, чтобы не громоздить камни на его дороге, дать ему возможность получать радость, а не держать на скамейке. Вопрос: хотят ли этого наши сборники?
— Тогда сопутствующий вопрос: куда же им из Бреста уходить?
— Игрок хорошего уровня, а мы ведь говорим о таких, найдет, куда уйти. Туда, где можно играть.
— Но предлагается другое: искусственно открыть ему дорогу на площадку, проредив легионеров.
— Дискутировать на эту тему прямо сегодня не хочу.
— Эти катарские будни что-то изменили в вас? Сделали сильнее?
— В плане преодоления трудностей сильнее мне становиться не надо. Много раз проигрывал и выигрывал. Принципы управления командой из года в год неизменны. Только одного желания для побед мало. К нему, повторюсь, нужно единение всех, кто занят в процессе. В этом плане все, происходившее после наших поражений, сильно удивило. Я расстроился. Окунулся в вакуум непонимания. Это новое ощущение. И не могу в этом разобраться. Ну не могу…
— Разобраться предстоит…
— Хочу взять время, чтобы подумать обо всем, что случилось. Оценить ситуацию. Решить, что дальше.
— А что может быть дальше?
— Все что угодно.
СБОРНАЯ БЕЛАРУСИ НА ЧМ-2015
ПОЛЕВЫЕ ИГРОКИ
М | Г | Б | Р | 7м | В | |
Иван БРОВКО | 6 | 13 | 15 | 87% | 1/1 | 158 |
Максим БАБИЧЕВ | 6 | 19 | 24 | 79% | — | 210 |
Дмитрий КАМЫШИК | 7 | 8 | 18 | 44% | — | 142 |
Олег АСТРАШАПКИН | 2 | 3 | 6 | 50% | — | 23 |
Борис ПУХОВСКИЙ | 7 | 29 | 49 | 59% | 3/4 | 256 |
Кирилл КНЯЗЕВ | 7 | 8 | 21 | 38% | 0/1 | 131 |
Сергей РУТЕНКО | 7 | 43 | 75 | 57% | 14/17 | 176 |
Денис РУТЕНКО | 7 | 33 | 52 | 63% | 0/1 | 314 |
Дмитрий НИКУЛЕНКОВ | 7 | 17 | 33 | 52% | — | 181 |
Сергей ШИЛОВИЧ | 7 | 8 | 24 | 33% | — | 283 |
Михаил НЕЖУРА | 5 | — | — | — | — | 101 |
Дмитрий ЧИСТОБАЕВ | 6 | — | — | — | — | 101 |
Вячеслав ШУМАК | 6 | 9 | 10 | 90% | — | 74 |
Максим БАРАНОВ | 5 | 10 | 13 | 77% | — | 101 |
Александр ТИТОВ | 7 | 15 | 15 | 100% | — | 271 |
Всего | 7 | 215 | 355 | 61% | 18/24 | 420 |
ВРАТАРИ
M | C | Б | Н | 7м | В | |
Иван МАЦКЕВИЧ | 6 | 23 | 83 | 28% | 1/6 | 124 |
Виталий ЧЕРЕПЕНЬКО | 7 | 47 | 203 | 23% | 1/21 | 296 |
Всего | 7 | 70 | 286 | 24% | 2/27 | 420 |
ПРИМЕЧАНИЕ. Обозначения в графах таблицы: M — количество матчей при условии выхода на площадку; Г — голы; Б — число бросков; Р — реализация бросков; 7м — исполнение семиметровых; В — время в игре (в минутах). У вратарей: M — матчи; С — сэйвы; Б — число бросков; Н — показатель надежности; 7м — отражение семиметровых; В — время в игре (в минутах).
Сыгранных матчей — 7. Баланс — 2 победы, 5 поражений. Разница мячей — 215-216. Средняя результативность — 30,7 гола за игру.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь