Игорь Степанов. Лайзана турки забросали бутылками
Молодой тренер, на прошлой неделе справивший 39-летие, — бывший защитник лондонского “Арсенала” (2000-03), чемпион Англии и владелец Кубка этой страны. Ну и, разумеется, участник чемпионата Европы-2004, проведший под знаменами сборной Латвии ровно сотню встреч. Да и без того его визитка вполне пестра: бельгийский “Беверен”, швейцарский “Грассхоппер”, датский “Эсбьерг”, российский “Шинник”. Так что поводов для разговора хватало. Наставнику прибалтов — серебряных призеров турнира — по нашей просьбе удалось выкроить из плотного рабочего графика полчаса. Собеседник он скромный и спокойный. Соотечественники характеризуют его и так: надежный, прочный, с характером. А самое ценное, конечно, пожелание от Александра Старкова: вот бы латвийские игроки были похожи на Степанова. Эталон…
Платини и манеж
— Вы приезжаете на “Кубок развития” третий год подряд. Как за это время изменился турнир?
— Заметно. Видно, что он развивается. Пробуется новый формат соревнований. Увеличилось число участников — с восьми до двенадцати. Расширилась их география — Китай, Иран, Япония. Раньше азиатов было меньше. Правда, сейчас команды Китая и Ирана оказались сформированы из игроков на два года моложе.
— Вас это не смутило?
— Как вам сказать… Что касается иранцев, то и не подумаешь, что они 2000 года рождения. Неплохая сборная. Вот китайцы — да, были слабее остальных. Может, какая-то нестыковка? А вообще все равно состав участников хороший.
— Для вас приезд на “Кубок развития” — повод повидаться с белорусскими знакомыми?
— Чтобы специально с кем-то встречаться, таких нет. Но пообщаться есть с кем. Например, бывшие тренеры юношеских сборных Беларуси, с которыми мы пересекались ранее. Виктор Гончаренко, Кирилл Альшевский. Близкими друзьями их не назову, скорее у нас рабочие отношения.
— Нынче Минск с рабочим визитом посетил Мишель Платини. Будь такая возможность, что попросили бы у президента УЕФА?
— Еще один тренировочный купол. У нас таких всего два на всю страну. Правда, один из них для нормальной работы не подходит по стандартам. Там поле по размеру даже не 90 на 60 метров. Маленькое. Так что попросил бы у Платини или поле с подогревом, или манеж.
— Видно, инфраструктуру вам нужно улучшать?
— Однозначно. Манежа ощутимо не хватает. Для начала — одного, хотя нужно больше. Детей тренируется довольно много. Но заниматься им приходится на четвертинке поля. Остальные работают или на улице, или на паркете. Причем на улице — если погода позволяет. А единственный манеж, который пригоден для проведения матчей, недавно был занят поединками зимнего Кубка страны.
— 21 января у вас день рождения. Судя по всему, как минимум три года толком не удается отметить праздник?
— Да. Работаем. Но я каждый год подарки от своих футболистов получаю. Это тоже приятно. Сейчас вот первый этап “Кубка развития” с одними победами прошли, медали себе обеспечили. Чем не подарок?
“Сконто” и Венгер
— Что происходит с вашим родным “Сконто”? Бывший флагман за последние десять лет выиграл чемпионат всего однажды…
— Мне трудно на эту тему рассуждать. Я после 2000-го, уехав из страны, тесно со “Сконто” связан не был. Понятно, что есть новые чемпионы — “Вентспилс”, “Металург” из Лиепаи. Однако, полагаю, это не только они стали сильнее, но и “Сконто” уже не тот, что прежде. Ясно, что из-за экономических трудностей. По причине больших проблем с деньгами финансирование бывшего гранда ухудшилось. На грани развала “Сконто”, конечно, не был. Тем не менее…
— Говорят, победы не приедаются. Однако вы выигрывали чемпионат Латвии семь раз. Неужели не наскучило?
— Могут надоесть поражения. Победы — никогда.
— Но с каждым титулом к вам приходило осознание того, что пора уезжать за рубеж?
— Само собой. “Сконто” был действительно силен. Хороший бюджет. Крепкий подбор исполнителей. Наши игроки составляли основу сборной. А попробовать себя на более высоком уровне хочет каждый. Думаю, это даже не обсуждается. Но футболисту из Латвии успешно трудоустроиться за границей не так-то просто. И все же стремиться к этому нужно.
— Правда, что вы не подписали бы контракт с “Арсеналом”, если бы не травма легендарного защитника “канониров” Тони Адамса?
— Не знаю. Такими подробностями не интересовался. Да и мне никто не разъяснял, что к чему. Может, это как-то и связано. Хотя я так не думаю. Потому что Тони к тому времени, во-первых, уже стукнуло 34 года, а во-вторых, он был подвержен травмам.
— Арсен Венгер перед заключением контракта с вами сам выходил на связь?
— Напрямую мы не общались, только через агента. Точно знаю лишь то, что Венгер приезжал на товарищеский матч сборных Латвии и Шотландии с четкой целью — посмотреть, что за футболист Степанов.
— Каким запомнился этот тренер?
— Интеллигент. Француз все-таки. Всегда заступается за своих парней. Никогда не скажет, что футболист плохой, даже если для этого есть основания. Общается с игроками спокойно. Хотя и довольно требовательный.
— Говорят, Венгер хочет досконально знать, чем живут его футболисты за пределами поля. Но у всего же есть разумные пределы.
— Возможно, у тренера и было такое желание, но я этого не ощущал. Подобных расспросов — с его или с чьей-то еще стороны — не припомню. Моя личная жизнь — это моя личная жизнь. Да, если поведение игрока вне поля вызывающее, то без индивидуальных бесед никак не обойтись. Однако со мной происшествий — скажем, за рулем — не случалось. Моя задача была — тренироваться и грамотно выполнять свою работу. Да и вообще, к ней все мы, по-моему, относились профессионально. Это же уровень серьезный — не детский сад. А специально, если на то нет причин, никакого надзора за нами не было.
— С игроками того “Арсенала” связь поддерживаете?
— Нет. Но было бы здорово и приятно с кем-то из них встретиться. Если с Олегом Лужным увидимся, то, разумеется, пообщаемся. Тем более что очень давно не пересекались. Состав “канониров” с тех пор поменялся полностью, зато руководство “Арсенала” — не очень сильно. Один клубный работник — мой близкий друг. Могу запросто приехать на базу, поговорить с ним.
Англия и EURO»2004
— Как стала возможной массовая отправка латвийских игроков на Туманный Альбион? Туда вас уехало, кажется, сразу семеро всего за два года на стыке 90-х и 2000-х.
— Пахарь и Блейделис заключили контракты с “Саутгемптоном”, Колинько и Рубин — с “Кристал Пэлас”, Штолцерс — с “Фулхэмом”, Астафьев — с “Бристоль Роверс”. Думаю, это связано с тем, что нашу сборную как раз с 1999-го по 2001-й возглавлял английский тренер Гарри Джонсон. До этого мы за пределами Латвии были мало кому известны. А британец наверняка сделал нам рекламу у себя на родине. От него там и узнали, что есть такие игроки. Первым из нас свою судьбу с Англией связал Марик Пахарь — и сделал это успешно. Он ведь — лучший бомбардир того “Саутгемптона”. Так латвийский футбол стал за рубежом популярнее.
— Благодаря всему этому вы и попали на ЧЕ-2004?
— Отчасти да. Но мне, допустим, повезло, что перед чемпионатом Европы меня у “Арсенала” на сезон — как раз до завершения контракта — арендовал бельгийский “Беверен”. Это было огромное подспорье. Постоянная практика. Тогда остро ощущал, что она мне нужна. К тому же мы были крепкими середняками чемпионата Бельгии. Да и Кубок страны могли выиграть.
— Матчи плей-офф с Турцией хорошо помните?
— Еще бы! Недавно как раз сняли фильм, посвященный десятилетию нашего выхода на чемпионат Европы.
— С именитым форвардом турок Хаканом Шукюром намучились?
— Не то чтобы намучился… Напротив, интересно было ему противостоять — кто кого. Тем более мы с ним одного роста (191 и 192 сантиметра. — “ПБ”.). Не припомню, чтобы мне с этим нападающим так уж тяжело было.
— Как заканчивался повторный матч на выезде? Фанаты хозяев небось бесновались?
— Турки же до 65-й минуты выигрывали — 2:0. Но тут Лайзану удался хитрый удар со штрафного — мяч, миновав своих и чужих, очутился за спиной у вратаря. Юра ринулся к угловому и схватил флажок. Болельщики его тут же бутылками забросали. Но вот что любопытно. Нас заранее предупреждали, что с поля нужно будет уходить быстро. Парадокс, однако сразу после финального свистка местные зрители устроили нам… овацию. Не весь стадион, конечно, и все же факт остается фактом. Такой вот интересный нюанс. Мы как раз с ребятами эту историю недавно вспоминали.
— Латвия вышла на чемпионат Европы. Страна сходила с ума?
— Из Турции нас встречало много людей. Рижский аэропорт заполнился до отказа. Хотя поздно уже было — под утро, но народ ликовал — приятно! Нам потом президент — это была женщина, Вайра Вике-Фрейберга — прием устроила. Был ли это праздник для страны? Для ее части — точно. Как-никак большое событие, по меркам всей Латвии.
Да мы и на самом чемпионате Европы не осрамились. Хотя на предварительной стадии сражались с Чехией, Голландией и Германией. Настоящая “группа смерти”! Однако оказали таким оппонентам достойный отпор. У чехов до 73-й минуты выигрывали — 1:0. С немцами вничью матч закончился. Если бы не судья, то, как знать, может, и победили бы. Вот и получилось, что за тур до конца вполне могли продолжить борьбу за медали: у Чехии было шесть очков, у Германии — два, у нас с Голландией — по одному. Не думаю, что такого кто-то мог ожидать. Надеюсь, нашим болельщикам было приятно.
“Грассхоппер” и “Шинник”
— Такое ощущение, что тот ваш успех так и не придал импульса развитию латвийского футбола.
— Не скажу, будто государство взялось за его поддержку. Наш футбол живет скорее за счет частного бизнеса, а также средств от УЕФА и ФИФА. Каких-то государственных программ его развития, насколько мне известно, разработано не было. Зато прорыв на чемпионат Европы привлек к футболу внимание детей и их родителей. Благодаря такой популяризации многие ребятишки стали им заниматься.
— Нынешний отборочный цикл ЧЕ-2016 ваша сборная начала неудачно — два очка за всю осень. Не повезло с жеребьевкой? Чехия, Исландия, Голландия, Турция — тоже ведь “группа смерти”.
— На другую рассчитывать сложно. Таков уж нынче наш рейтинг — не очень высокий. А говоря прямо — низкий. Но мы с ребятами для того и работаем, чтобы его повысить. Надеюсь, наши юноши вырастут и поднимут латвийский футбол на более высокий уровень.
— Напоследок вернемся на несколько лет назад. Правда, что “Грассхоппер” вы покинули со скандалом?
— Да не было такого уж большого скандала. Обычная история. Произошла смена клубного руководства. У “Грассхоппера” начались финансовые проблемы. Пришлось урезать бюджет. А легионеры, как полагали некоторые, не очень высокого уровня. Кроме всего прочего, за четыре тура до конца чемпионата на 43-й минуте важной встречи с “Цюрихом” меня удалили. Причем, считаю, необоснованно — явных причин для этого не было. Однако та красная карточка ускорила расставание с “Грасс- хоппером”. Впрочем, простились спокойно, без конфликтов. Контракт расторгли по обоюдному согласию. Разве это скандал?
— Отчего совсем недолгим — всего на полгода — выдалось ваше сотрудничество с “Шинником”?
— Подписывал контракт по предложению Сергея Юрана. Но через какое-то время его из Ярославля уволили. Плюс ко всему у меня случилась травма. После реабилитации вернулся на поле, и тут же — новое повреждение. Опять-таки расстались нормально — никаких вопросов. Рабочие отношения.
— Глеб пополнил ряды “Арсенала” уже после того, как вы покинули Лондон. Вообще с белорусами вас судьба часто сводила?
— Случалось. С Глебом, например. Только Славой. Его “Грассхоппер” у “Гамбурга” как-то арендовал на несколько месяцев. Так и пересеклись. Но теперь не общаемся. Интересно было бы его встретить. Как он сейчас?
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь