Проблема. Дети частные — несчастные
Как сделать, чтобы футбольная жизнь кипела и звенела, чтобы дети, подростки и юноши были увлечены футболом, а не наркотиками и алкоголем, чтобы они тренировались в хороших условиях, чтобы футбольные школы росли, как грибы после теплого дождя. Об этом — монологи специалистов.
Строим поле
Евгений ТРОЦЮК, председатель Брестской областной федерации футбола:
— Ключевую роль в футбольном воспитании детей на Брестчине играет Центр олимпийского резерва. В структуре ЦОРа занимается около 700 детей. Центр имеет две основные базы. На улице Ленинградской расположен стадион с искусственным полем и трибунами на 2100 зрителей. На улице Высокой — спортивный комплекс, включающий большой спортивный зал размером 66 на 20 метров, поле, на котором в конце марта будет уложено искусственное покрытие (все подготовительные работы уже сделаны и покрытие завезено), натуральную площадку 60 на 40 метров, а также административное здание и гостиницу. Группы лицензирования тренируются на Ленинградской, маленькие дети — на площадках и в зале спорткомплекса на Высокой.
Другой центр воспитания футбольной смены — группы подготовки брестского “Динамо”. Кроме четырех возрастов лицензирования, есть дети 2000-2001, 2002-2003, 2004-2005 и 2006-2007 годов рождения. Младшие занимаются в спортзалах и на площадках общеобразовательных школ, старшие — на натуральных полях спортивной базы футбольного клуба “Динамо” в Красном Дворе. Кроме того, в Ленинском и Московском районах имеются по две мини-футбольные площадки 20 на 40 метров с искусственным покрытием.
Известное общественное объединение массового футбола “Аматар” в нынешнем сезоне в качестве эксперимента набрало небольшие, человек по двадцать, группы детей 2006-2009 годов рождения. Есть такие же планы и у другого футбольного ОО — “Адамс”. Всего в городе около тысячи детей и молодежи, занимающихся футболом.
В целом, считаю, Брест обладает неплохой футбольной инфраструктурой, а с введением в строй искусственного поля на Высокой она станет еще лучше. Однако все познается в сравнении. Бывая в соседней Польше, вижу, что там буквально каждая общеобразовательная школа имеет мини-футбольную синтетическую площадку или такого же качества нестандартное поле. Хочется, чтобы так было и у нас.
Подчеркну: в группы начальной подготовки принимаем всех детей без исключения. После нескольких лет тренировок, когда настает пора переходить в учебно-тренировочные группы, происходит отсев. Как правило, дети сами понимают, что не выдерживают конкуренции со сверстниками, и уходят.
В Брестской области насыщенная программа соревнований для детей и юношей. Старшие участвуют в чемпионатах лицензирования. Дети младших возрастов играют в Детской футбольной лиге, охватывающей Брест, все райцентры и клубы. Ежегодно проводятся состязания в рамках Спартакиады школьников и Олимпийских дней молодежи, а также разнообразные турниры. Именно поэтому на Брестчине росли и продолжают расти хорошие молодые футболисты.
Самым слабым местом системы футбольного воспитания считаю низкий уровень оплаты тренерского труда. Если у нас специалист зарабатывает четыре миллиона, это уже хорошо. Но чтобы выйти на такую сумму, нужно набрать много часов, не менее чем полторы ставки, иметь категорию, стаж. На такие деньги могут согласиться только люди, фанатично влюбленные в футбольную педагогику.
Рашович и Малофеев
Владимир ЛУКЬЯНЕНКО, тренер-методист отдела развития молодежного футбола ФК “Динамо” (Минск):
— В системе нашего клуба готовится примерно 350 юных футболистов 12 возрастов — от 1997 до 2008 годов рождения. Их обучают 15 тренеров, в том числе наставники вратарей. Есть еще два специалиста по акробатике. Их задача — развивать у ребят ловкость, координацию движений.
Большая часть детей тренируется на стадионе нашего клуба “Динамо-Юни” в Кунцевщине. Там большое поле с подогревом, позволяющим использовать его практически круглый год, а также еще одно небольшое тренировочное — с искусственным покрытием. В зимнее время для ребят арендуем футбольный манеж и спортзалы в общеобразовательных школах.
Каждую неделю собирается тренерский совет, на котором обсуждаются планирование учебно-тренировочного процесса и проделанная работа, дается оценка деятельности отдельных подразделений, вносятся коррективы. Тренеры представляют недельный план развития, включающий место и время тренировок, их направленность. Курирует эту сферу спортивный директор клуба Вук Рашович. Ведущим методистом у нас — прославленный Эдуард Васильевич Малофеев.
Клуб организует для тренерского состава заграничные командировки для обучения и совершенствования. В частности, в 2011 году мы выезжали в бельгийский “Андерлехт”, в 2012-м — в итальянскую “Парму”.
Серьезное внимание в “Динамо” уделяется здоровью детей. Их состояние контролируется через электрокардиограммы, УЗИ сердца, анализы. На тренировках лицензионных групп обязательно присутствует врач. Перед их началом он измеряет ребятам давление, пульс, спрашивает о самочувствии и, исходя из ситуации, дает рекомендации тренерам и футболистам. Когда занимаются младшие, врач дежурит в кабинете на стадионе и всегда готов оказать помощь.
Собираем по крупицам
Иван КРУТОВ, начальник отделения молодежного футбола ФК “Шахтер” (Солигорск):
— У нас дюжина детских и юношеских команд. Четыре старших возраста — 1996-1997, 1998, 1999 и 2000 годов рождения играют в первенстве страны, четыре следующих — в первенстве области, остальные — в детских соревнованиях. В клубе 217 ребят, в том числе 35 из других городов Беларуси — Витебска, Мозыря, Столина, Узды, Старых Дорог… После того как закрылась футбольная академия в Поставах, взяли оттуда двух парней. Приезжие (1996-2001 годов рождения) живут на клубной базе, где им отведен целый этаж, учатся в спортивных классах, тренируются два раза в день. Отбираем ребят на различных соревнованиях и приглашаем на просмотр. Зачисляем в клуб, если ребенок подходит по спортивным и личностным качествам. За теми, кто не прошел отбор, внимательно наблюдаем и, случается, приглашаем снова.
С футболистами работают семь тренеров и врач. Местных специалистов лишь двое, остальные отобраны из разных городов страны. Все имеют тренерские категории “А” и “В”. Зарплата зависит от почасовой нагрузки и квалификации и находится в диапазоне шести-девяти миллионов рублей.
Перед тренерами не ставится задача занять высокое место любой ценой. Главное — передать как можно больше ребят в команды старших возрастов и дубль “Шахтера”. Тем не менее наши лицензионные команды в чемпионатах страны идут высоко — на первом-третьем местах.
Лицензиаты тренируются на искусственном поле, остальные — на натуральном. Зимой младших возим на клубном автобусе в спортзал в Старобин, а для старших используем большой зал в Солигорске, легкоатлетический манеж, игровой, тренажерный, борцовский залы, бассейн. Для качественной работы хотелось бы иметь еще одно искусственное поле. Одного для дюжины команд маловато.
Есть несколько пожеланий. Хотелось бы, чтобы федерация разработала единую программу воспитания молодежи, от которой клубные тренеры могли бы отталкиваться. А наставников юношеских сборных прошу более внимательно присматриваться к ребятам с периферии. Сейчас в молодежной сборной выступают наши воспитанники Золотов и Лебедев. А в юношеском возрасте их не замечали, хотя они и тогда уже были хороши.
Хочется попробовать работать, как это делают коллеги в Европе: чтобы тренеры в детских командах менялись каждые шесть-семь недель. Замечено: такая система приносит наибольший эффект.
Загнали в угол
Виктор ДАРМИН, учредитель и тренер “Футбольной школы Дармина” в Смолевичах:
— Частные футбольные школы — данность, от которой никуда не уйти. В 1999-м их было две — минская “Олимпия” и моя. Сейчас больше, но все равно мало. Родители в них очень заинтересованы. Смотрите, что получается. Есть школы первой категории — столичного “Динамо”, БАТЭ, футбольного клуба “Минск”. Туда приводят примерно по 150 детей одного возраста. Тренеры отбирают по полсотни самых перспективных. Всех взять не могут: клубы ограничены в финансовом плане. “Забракованные” дети отправляются домой не солоно хлебавши. Что им делать? Куда деваться? Они тоже хотят играть в футбол. Да и кто даст гарантию, что взяли действительно лучших? Далеко не всегда можно разглядеть в 6-7-летних мальчишках мужской характер, трудолюбие. Нередко в футболе те, кто пашет, достигают большего, чем те, кто одарен природой.
В этой ситуации частные школы играют роль палочки-выручалочки. Фактически они выполняют социальную программу по привлечению детей к спорту. Родители готовы платить, лишь бы их ребенок занимался любимым делом, не болтался на улице и не попал в дурную компанию.
В Смолевичах моя школа — единственная. В местной ДЮСШ отделение футбола существует только формально, де-факто оно не работает. Раньше там трудились три наставника, но детей, как правило, приводили ко мне. В моей школе занимаются примерно 50 ребят пяти-шести возрастов. Смолевичи — не Минск. Набрать команду из детей одного возраста сложно. Поэтому создаю их на базе двух возрастов. Количество групп, которые веду, соответствует трем тренерским ставкам государственной школы.
Давайте считать. Минимальная сумма затрат на одного тренера в среднем четыре с половиной миллиона рублей. Это с учетом отчислений в фонд социальной защиты и налогов — подоходного и на прибыль. Умножьте на три ставки, получается около 14 миллионов в месяц, 160-170 миллионов в год. Моя школа работает 15 лет. Следовательно, за этот период она сэкономила государству около двух с половиной миллиардов рублей. Не говоря уже о том, что сотни детей прошли школу физической закалки, коллективизма, взаимовыручки. И после этого у кого-то поворачивается язык упрекать нас в стремлении нажиться и называть школой третьего сорта…
Однажды набрал детей из запаса футбольной школы “Минск”. Поначалу они проигрывали. Но если не гонишься за сиюминутным успехом, а работаешь на перспективу, результат приходит. Выходец из тех “запасных” Саша Кучинский сейчас в минском “Динамо”. Из смолевичских ребят: Роман Степанов и Виталий Лихтин — в жодинском “Торпедо”-БелАЗе, Иван Василенок и Сергей Тихоновский — в мозырской “Славии”, в основе “Смолевичей”-СТИ играют Никита Степанов, Павел Чикида, Леонид Ханкевич, Олег Михеенко. Причем шестеро из этой девятки — из последнего выпуска.
Я угодил в тупиковую ситуацию. Городской стадион и спортзал переданы в собственность женскому хоккейному клубу “Виктория”. Теперь я должен платить за их аренду 12 миллионов рублей в месяц. Это нереально! Для этого придется поднять ежемесячную плату в 250 тысяч рублей приблизительно в два раза. Однако к этому готовы не все родители. Многие дети окажутся за бортом школы. Идти им некуда.
К сожалению, в президентском Указе N 150, предоставляющем право безвозмездной аренды спортсооружений спортивным школам, не названы частные школы. Этим и руководствуются чиновники на местах. В Смолевичах нет других спортивных баз, кроме тех, что мы арендуем у “Виктории”. Ближайшие расположены в пяти-семи километрах, но там такие же арендные ставки.
Родители обратились к руководству района. Их приняли зампред райисполкома Александр Шлыков и начальник отдела образования и спорта Наталья Филиппович. Чиновники предложили родителям перевести ребят в ДЮСШ вместе с тренером. Если детям там будет лучше, пусть переводят. Однако я туда работать не пойду. Мне это невыгодно во всех отношениях: экономически, организационно, психологически.
Другое их предложение — переоформить школу в общественное объединение. Регистрация займет не менее чем полтора месяца, к тому же ОО не имеют собственного счета. А клубы, получая от нас игроков, компенсируют затраты, переводя деньги на счет. Иное запрещено.
На мой взгляд, в интересах детей и их родителей государство должно пересмотреть отношение к частным школам.
К развитию
Как видно, белорусский детско-юношеский футбол развивается неоднородно. В ведущих футбольных клубах (БАТЭ, минском “Динамо”, солигорском “Шахтере”, “Минске”) воспитание футбольного резерва поставлено на серьезную основу. Вряд ли ситуация там уж очень благостная, но, по крайней мере, выстроена система подготовки футболистов, подобраны квалифицированные тренерские кадры, которые имеют возможность достойно зарабатывать и творчески трудиться, созданы приемлемые условия для плодотворной работы. Это ориентиры для остальных, для большинства — недостижимые.
Тот же Брест в плане организации и материально-технической базы выглядит благополучно, однако детские тренеры там зарабатывают в два-три раза меньше. Этот диссонанс неминуемо сказывается на конечном результате. В райцентрах и поселках люди и вовсе работают с детьми за гроши.
Другая проблема — острый дефицит спортивных баз. По их наличию мы отстаем от ведущих футбольных держав на бесконечность. Нужны и большие поля — натуральные и искусственные, и небольшие площадки, и спортивные залы, и бассейны. В этом кроется гигантский резерв.
Еще одно направление движения вперед — частные футбольные школы. Их было бы много, если бы люди могли их открывать по заявительному принципу — с минимальным набором документов. Они придали бы детско-юношескому футболу подлинные массовость и размах, которых ему недостает, и, таким образом, закрыли бы зияющую социальную нишу. Рост конкуренции позитивно отразится на спортивном уровне.
В общем, работы по воспитанию резерва в белорусском футболе непочатый край. Но делать ее необходимо — иначе дорога в светлое будущее может привести нас к разбитому корыту.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь