Тема на двоих. Гандбольная сборная: где потолок? Буря в пустыне

21:23, 10 февраля 2015
svg image
1328
svg image
0

Еще там, во время обсуждений в Дохе, сразу же по памяти привел наглядные факты из биографии сборной Испании. В 2005 году она стала чемпионом мира — четыре года спустя с только ставшим у ее руля Валеро Риверой откатилась в утешительный “Президентский кубок” (ничего не напоминает?) — еще через четыре сезона, в 2013-м, с тем же тренером вернулась на верхушку планетарной иерархии.
За время этого восьмилетнего дрейфа команда отнюдь не радикально меняла состав. История уложилась в срок активности одного поколения. И это отменно иллюстрирует тезис о том, как преходящи и рискованны в спорте представления о максимальных уровнях и потолках возможностей.
Жанр полемики требует перебросить логику на белорусские реалии, возразить пессимизму коллеги Казюлина и нарисовать здесь радужную картину состояния нашего гандбола… ну, скажем, к олимпийскому Токио-2020. И это не так сложно, как может показаться. Главное, не перебрать в категоричности. Однако поводов и причин не согласиться с выводами того же Дениса Рутенко в принципе предостаточно.
Для начала настою на мнении, что сборная Беларуси сыграла в Катаре далеко не в предельную свою силу. У нее действительно были реальные шансы выходить из группы в плей-офф, причем не с четвертого, а с более высокого места. А со взятием этого рубежа в проекции на состав группы, пересекавшейся с нашей, никак не выглядел маниловщиной и выход в четвертьфинал в споре с македонцами или австрийцами. Читай: прорыв в восьмерку, получавшую бонусом участие в олимпийском отборе. В словах Юрия Шевцова, озвучившего такой план, не было блефа. Он исходил из лояльного жребия и возможностей команды, проявить которые она могла бы при оптимальной готовности и толике банальной спортивной удачи.
Увы, в Дохе белорусы с обоими этими факторами разминулись. Предлагаю спокойно и без охоты на ведьм запротоколировать очевидные просчеты тренерского штаба. Шевцов шел ва-банк. Решив добиться прибавки в результатах в сравнении с прежними топ-турнирами, он принципиально по-новому построил завершающий этап подготовки. Возможно, просчет с выведением команды на искомый пик формы составил всего один несыгранный спарринг или пару-тройку дней. Но, даже если это так, то на отрезок отставания пришлись ключевые поединки против словенцев и бразильцев. Другой оплошностью, не такой глобальной, но тоже решающей, оказался сокрушительный проигрыш латиноамериканцам в тактике. Наша команда (и тренеры прежде всего) явно недооценила вероятность и коварство штучного “контрбелорусского” варианта обороны от испанского хитреца Хорди Риберы.
Эти просчеты, похоже, катализировали в лагере сборной кризис духа, психологический спад. На его фоне и случился “круглый стол”. Он, с одной стороны, обнаружил в игроках заниженную “а-ля Рутенко-младший” самооценку. Хотя с другой — и полезно их взбудоражил, задел за живое.
Мне кажется идеальным одно из образных толкований реакции команды на публично гремевшую в Дохе критику. Колкие слова Владимира Коноплева гандболисты восприняли бы как порку отцовским ремнем, после которой только покорно потерли бы пострадавшее место. А вот аналогичное наказание в нагрузку от людей, воспринятых командой как чужие, вызвало незамедлительное и объяснимое отторжение. С этим камнем на душе все мы и вернулись домой.
Теперь крайне важно не заехать в еще более глухой тупик. Признаться, ждал от главы федерации незамедлительных и изящных примирительных ходов, возвративших бы гандбольный цех в нормальный производственный режим. И был крайне удивлен, когда узнал, что за десять дней после прилета команды с чемпионата Коноплев и Шевцов не пообщались даже по телефону! В результате до сих пор не подтвержденным остается жизненно главное сегодня для сборной — сохранение прежнего рулевого.
Считаю, наш гандбол потрясла в Дохе совершенно не нужная ему “буря в пустыне”. Игровой спорт в тренерском его исполнении — это прежде всего сложное и увлекательное творчество. В нем невозможно обойтись без ошибок. И при удлинении во времени любой серии турнирных успехов вероятность оплошностей, неверных решений и действий становится выше.
Любить команду и верить в нее — это и признавать за ней право на ошибку! И только исходя из такого права надо было, мне кажется, обсуждать причины и следствия нашей общей гандбольной промашки в Катаре. Только такой разговор в любом кругу — от семейно узкого до развернутого на всю страну — может стать продуктивным и целить в позитив.
А потолок возможностей нашей сборной определяется, конечно же, отнюдь не самокритичными репликами ее премьеров, произнесенными в ужасном настроении. Гораздо больше материала для оценки перспектив даст обращение к организации нашего клубного хозяйства, реалиям национальных чемпионатов, сбережению юных талантов, которыми заметно окреп резерв главной дружины в последние годы. Здесь — не одна тема. Причем — не на двоих…

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?