Футбол в Австралии. Шнурки и похмелье. Большой ребрендинг и его жертвы
Подарок — огонь: шнурки с символикой “Мельбурн Сити”. Чтобы расширить число болельщиков в базе, австралийская “А-Лига” делает все просто. Берутся две миловидные девицы с двумя планшетами и двумя сумками шнурков хозяйской команды. Каждый посетитель стадиона, который заполнит нехитрую онлайн-форму болельщика, получает шнурки.
Эти же шнурки можно заработать куда более экстравагантным способом. Только из рук представителя официального спонсора лиги — корейского автогиганта “Hyundai”. Для этого нужно попытать счастья в игре на меткость — ногой метров с пяти попасть мячом в специальную цель в открытом багажнике машины. Шнурки дают даже за попытку, и малышня нещадно бомбит по новенькой “тачке”, заставляя мысленно хвататься за сердце всех автолюбителей. Несмотря на то что мячи прорезиненные, мягенькие, “Hyundai” судорожно дрожит под каждым ударом.
Попасть трудно. За полтора часа до начала матча, когда аттракцион только открылся, вроде бы давали лишь тем, кто удачно пробил. Но быстро смекнули, что так шнурки достанутся единицам. И стали одаривать всех, кто хотя бы попытался.
За шнурками — очередь. В ней в основном дети и юношество. Отцы и старчество поглядывают со стороны и робко узнают, куда надо попасть, чтобы выиграть машину. Толпа болеет за бьющих.
Толпа в общем невелика. Хотя обстоятельства давали повод надеяться на большее.
Дело происходило 1 февраля. Накануне в жалкой тысяче километров отсюда, на переполненном олимпийском стадионе в Сиднее, произошло знаковое для австралийского футбола событие. Томи Юрич продрался в штрафную и подал на Массимо Луонго. Мяч срикошетил от защитника и попал к Джеймсу Троизи, который хладнокровным “финишем” вколотил в сетку гол на века. Шла 105-я минута финала Кубка Азии. Так “Соккеруз”, доселе владевшие только смешными океанскими титулами, взяли куда более весомое азиатское золото.
Отзвук этого гола имел грандиозный медиаэффект. Несмотря на то что по времени он почти совпал с женским финалом “Australian Open”, победа футболистов была встречена гуляньями по всей стране. Мельбурн желтел майками с четвертым номером и надписью “Cahill”.
Обычно за описаниями таких успехов должен идти абзац про последовавший футбольный бум, полные стадионы на матчах внутреннего первенства и тысячи детишек, записавшихся в секции.
На самом деле первый матч “А-Лиги” на следующий день после победы имел спрос мизерный. “Мельбурн Сити” серьезно недобрал даже до своей средней посещаемости, не говоря уже о полной заполненности “Прямоугольного стадиона”.
Нет, вообще официально он именуется “AAMI Park” — в честь выкупившей права на название страховой компании. Однако в народе (а также когда нельзя упоминать название спонсора — например, во время Кубка Азии) его называют “rectangular” — “прямоугольный”. “Прямоугольное” название помогает не путать с “AAMI Stadium”, который в Аделаиде и играют на котором в австралийский футбол.
Геометрия названия подчеркивает главное отличие от двух других больших мельбурнских арен — грандиозного “MCG” и меньшего по размеру, но не по внушительности “Etihad Stadium”. На этих двух стадионах площадка круглая — для крикета и австралийского футбола соответственно. Хотя в австралийский запросто гоняют и на “MCG”.
Стоит стадион в так называемом спортивном квартале, где на одном пятаке расположены, помимо него, и теннисный “Мельбурн-парк”, и “MCG”. Матч против “Вестерн Сидней Уондерерз” в выходной поставили на пять часов вечера с очевидной целью — развести футбол с мужским финалом “Australian Open”, назначенным на семь вечера.
Посетить оба мероприятия разом можно легко и непринужденно. От арены имени Рода Лэйвера до “Прямоугольного” пешком — минут десять с учетом стояния на неторопливом светофоре. Если уйти сразу после финального свистка, то успеваешь с запасом. Особенно когда на трибунах — шаром покати.
После Кубка Азии посещаемость не выросла. Наоборот: клубы “А-Лиги” разводят руками, констатируя тяжелое похмелье по итогам турнира сборных. После красочного антуража континентального первенства, забитых трибун, приезжих болельщиков возвращаться в пустоту родного чемпионата никому неохота. Ни мощная маркетинг-машина, ни взывание к чувству городского патриотизма, ни классный стадион не помогают. Тем более что “Мельбурн Сити” — клуб, у которого с болельщиками особые, непростые, отношения.
Основанный в 2009-м как “Мельбурн Харт”, в январе прошлого года клуб пережил радикальный излом своей биографии. Эмиратские шейхи, владеющие “Манчестер Сити”, решили расшириться на восток, создав фактически фарм-клуб в “А-Лиге”. В качестве жертвы был выбран “Мельбурн Харт”. Заплатив смешные, по собственным меркам, 12 миллионов долларов, манкунианцы объявили о смене всего на свете, включая название и цвет. Вместо красно-белых колеров “сердец” было предложено одеться в небесно-голубое.
Предложение зарубил футбольный клуб “Сидней”, давно игравший в этих цветах. Его президент сделал заявление, суть которого свелась к простому: в лиге из десяти команд смешно иметь две, играющие в небесно-голубом. Тем более что в Австралии расцветка давно стала символом “Сиднея”.
Лига протест поддержала, заставив шейхов задуматься. Правда, думали они недолго, нарядив клуб в комплект тогдашней выездной формы “Манчестер Сити”: белая майка с одной вертикальной светло-голубой и одной вертикальной черной полосой.
Разумеется, такая перестройка не оставила равнодушными фанатов, которые протестовали, протестуют и будут протестовать на каждом матче. Протест имеет ярко выраженную форму: небесно-голубого на матчах “Сити” — ну очень немного.
Попадая в чашу “Прямоугольного”, вообще немного ошалеваешь от полного непонимания, где чьи болельщики. Ведь внушительное количество домашних фанатов окрашены в красный и белый — цвета старого “Мельбурн Харт”. Майки, баннеры, флаги — все! “Бело-небесно-голубых” гораздо меньше. Первая мысль: неужели так много и таких горластых приехало из Сиднея?
Но нет. Их меньше, а тех, что активно болеют — вообще только человек сорок. Неактивные даже не идут к ним на сектор. Они спокойно покупают билет где попало и сидят среди врагов, и жуют “фиш-энд-чипс”, и никто их не трогает.
Объявление состава “Сити” может растрогать подверженных ностальгии фанатов премьер-лиги. Под одиннадцатым номером здесь — Дэмьен Дафф. Тот самый, c двумя чемпионствами с “Челси” и сотней матчей за сборную Ирландии. Тот самый, который по молодости хотел сбежать из “Блэкберна” — до того ностальгировал по родине. Но Кенни Далглиш, тогда руководивший командой, отговорил. А вот теперь он за двадцать тысяч километров от родины выходит на поле “Прямоугольного” с сыном Вуди за руку.
Не сказать, что его здесь встречают как-то по-особому. Всем “горожанам” не шибко заполненные трибуны хлопают кое-как. Да и чем хлопать: верхний ярус так и не открыли, на нижнем болельщиков чуть.
Дафф на правой бровке в первом тайме от меня — просто в шаговой доступности. Зрительские места невероятно близко к полю. Еще ближе — скамейка запасных, которая никакая не скамейка, а просто огороженная рекламными щитами зона, в которой стоят стульчики. Если сесть поближе, можно слышать все переговоры. Тем более трибуны особо не мешают — молчат.
На четвертой минуте они совсем молчат. Какой-то сиднейский японец удачно исполняет “стандарт” от бровки и живописно показывает своим болельщикам сумо с партнером по команде. Местные стоически начинают “Go City!”
Любителям программок: программок на игры нет. Но есть фанзин, в котором — рассказ обо всех матчах тура. Плюс разбор подвигов “соккеруз” на Кубке Азии. Правда, только до финала. За пособие по австралийскому футболу сойдет.
За просмотром содержимого программок — многие из пришедших. На душе грусть-тоска. Неужели сольем “Вестерн Сидней Уондерерз”, у которых пока в чемпионате вообще ноль побед в двенадцати матчах?
Нет, этого Дафф себе позволить не может. Он, 35-летний, поднимает знамена в семь раз более молодого, чем он сам, клуба и идет отыгрываться. И они отыгрываются. Бумажные хлопушки-трещотки (их раздавали на входе) взмывают в воздух.
В перерыве глаза разбегаются. Куда смотреть? В двух углах — детский футбол. В третьем — футбол спонсорский, автомобильный. Люди, одетые с подачи “Hyundai” в надувные машины, пытаются запихнуть в ворота огромный мяч. Дело это суматошное, с толком не сработаешь. Но вроде бы кто-то все-таки забил и выиграл 1:0.
“Сити” тоже в итоге выиграли. Дожали во втором тайме. Ребята, только пришедшие из перерывных буфетов с “фиш-энд-чипс” (которые здесь и больше, и дешевле, чем на теннисе), не вскочили с мест — аккуратно встали, чтобы не разбросать от радости с трудом добытый провиант.
Расходится стадион в пять минут. Гулкими пустыми коридорами идется легко, без толкучки. Все-таки ходить на команду, за которую толком никто не болеет, — это в какой-то мере даже удобно. Никаких тебе стрессов. Никаких тебе очередей. Никаких еще судорожных поисков лишнего билетика. Здесь вообще можно купить самый дешевый билет и сесть, куда хочешь. Все равно никого нет. Сколько было на матче, по стадиону так и не объявили — невиданное дело для западного футбола. Видимо, испугались, что очень мало.
Но при этом активно зазывали: ребята, не пропустите наш следующий домашний матч с “Веллингтон Феникс”. И было что-то в этом объявлении тоскливое, с примерным смыслом: но если и пропустите — много не потеряете.
И вот поди ж ты! Отличный стадион. Хорошая реклама. Неплохие, по местным меркам, игроки. Но все равно не ходят. Ну вот просто не ходят, и все. И никакой управы, никакого маркетинга на них нет. На крикет — ходят. На австралийский — ходят. Нация спорт — любит. Большой успех уже есть — куда уж больше, чем Кубок Азии?
А впарить людям продукт не так-то просто. Потому что нужно кое-что еще, что за пять лет существования клуба не успевает вырасти. Может, еще вырастет. А может, и зачахнет, как какой-нибудь “Голд Коуст”. Тяжело с командами, у которых нет истории и даже цвета время от времени меняются весьма произвольно.
Нет, ребята. Я подумал и решил. Не буду я болеть за “Сити”. Заберите назад свои шнурки.
“МЕЛЬБУРН СИТИ”
Основан: 12 июня 2009 (первое название — “Мельбурн Харт”).
Город: Мельбурн (население — 4 246 345).
Стадион: AAMI Park (30 050).
Наивысшее достижение: выход в четвертьфинал плей-офф (2011/12).
“А-ЛИГА”: ПОСЛЕ ПЕРЕЗАПУСКА
Австралийскую лигу тоже постиг серьезный ребрендинг. В нынешнем виде она работает с сезона-2005/06. До этого топ-дивизион носил название “National Soccer League”. Он стартовал в 1977 году: в качестве катализатора к развитию европейского футбола послужил прорыв австралийцев на чемпионат мира-1974. НСЛ знавала тучные времена, однако в конце 80-х — начале 90-х оказалась в глубоком кризисе. Телевизионные права резко упали в цене, от клубов отвернулись спонсоры. В апреле 2003-го было решено пересмотреть подходы.
А в 2005-м стартовала “А-Лига”. Из НСЛ в нее перекочевали только три клуба: “Аделаида Юнайтед”, “Ньюкасл Джетс” и “Перт Глори”. Они были добавлены к “Сентрал Коуст Маринерз”, “Мельбурн Виктори”, “Нью-Зилэнд Найтс”, “Квинсленд Роар” и “Сиднею”. Таким образом, в стартовом сезоне участвовали восемь команд: семь австралийских и одна новозеландская.
Сейчас команд десять. Сначала к лиге присоединились “Гоулд Кост Юнайтед” и “Норт Квинсленд Фьюри”. А затем оба не выдержали финансового бремени. Их сменили “Мельбурн Харт” и “Вестерн Сидней Уондерерз”. А новозеландцы поменяли представителя в 2007-м. Место “рыцарей” занял веллингтонский “Феникс”.
Формула первенства замысловата. Сначала в два круга определяется так называемый “премьер” — победитель “гладкого” чемпионата, который попадает в азиатскую Лигу чемпионов. Но дело на этом не заканчивается. Первая шестерка выходит в плей-офф. Первые две команды — сразу в полуфинал, оставшиеся четыре играют одна с другой за право туда попасть. Оканчивается все гранд-финалом, победитель которого получает звание чемпиона и еще одно место в азиатской Лиге чемпионов.
ВСЕ ЛАУРЕАТЫ “А-ЛИГИ”
СЕЗОН | ПРЕМЬЕР | ЧЕМПИОН |
2005/06 | Аделаида Юнайтед | Сидней |
2006/07 | Мельбурн Виктори | Мельбурн Виктори |
2007/08 | Сентрал Коуст Маринерз | Ньюкасл Джетс |
2008/09 | Мельбурн Виктори | Мельбурн Виктори |
2009/10 | Сидней | Сидней |
2010/11 | Брисбен Роар | Брисбен Роар |
2011/12 | Сентрал Коуст Маринерз | Брисбен Роар |
2012/13 | Вестерн Сидней Уондерерз | Сентр. К. Маринерз |
2013/14 | Брисбен Роар | Брисбен Роар |
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь