Андрей Климович. Мы не ценим свой чемпионат

21:27, 11 февраля 2015
svg image
1374
svg image
0
image
Хави идет в печали

Вратарь гомельчан — одно из немногих исключений. В течение нескольких дней Андрей договорился с “Минском” и вернулся в столицу, откуда родом. А накануне отправления “горожан” на турецкий сбор дал большое интервью корреспонденту “ПБ”.

— С возвращением домой! Надо думать, “Минск” — вариант для тебя, комфортнее не придумаешь?
— Ну да, столица, дом. И от клуба первые впечатления приятные: всех ребят знаю, главного тренера тоже. Хотел остаться с “Гомелем”, но возникли нюансы, сам знаешь. Хорошо, что “Минск” подождал меня.

— Судя по тому, как твой новый клуб работает в межсезонье, можно предположить, что он будет претендовать на высокие места.
— Не люблю что-то прогнозировать. Прошлой зимой все твердили, что “Гомель” уже стабильно в тройке. И что? Еле в шестерку влезли. Это когда в БАТЭ играешь, можно с ходу замахиваться на медали. Хотя в “Минске” межсезонье пока идет хорошо, команда усиливается. Думаю, придут еще пару человек плюс молодежь у клуба перспективная.

— И сбор в Турции, в отличие от многих команд высшей лиги, клуб может себе позволить. Это правда так важно?
— Это не определяющий фактор. Но, во-первых, дело в погодных условиях: работать в холодную погоду банально вредно для здоровья. Во-вторых, дома приходится тренироваться на искусственных полях, а это нагрузка на связки и суставы. В-третьих, за границей есть возможность провести хорошие спарринги.

— Еще в конце декабря директор “Гомеля” уверенно называл твою фамилию в списке тех, кто остается в команде…
— Сам думал, что останусь. Уже на финише прошлого сезона ребятам на следующий год предлагали уменьшение зарплаты. Подошел, спросил: “Мне тоже будете уменьшать?” — “Нет, не будем”. К тому же были варианты продать меня куда-нибудь, чтобы получить компенсацию. Но кому у нас сейчас нужны футболисты, за которых надо платить? В середине января опять поинтересовался у Поболовца: “Будет уменьшение?” — “Нет, не будет”. А 26-го приезжаю в клуб, и слышу: “Либо ты соглашаешься вот на эти условия, либо расходимся”. Вот такой разговор. Считай, ультиматум. Не знаю, почему сразу не сказали.
Понимаешь, дело даже не в условиях. Если бы мне предложили снизить зарплату, но при этом команда сохранила костяк, остался бы в “Гомеле”. А так, видно, что все уходят, опять будет новая команда. Все взвесил — и решил уехать.

— Эта новая команда в первом спарринге межсезонья крупно уступила “Днепру”…
— На товарищеские матчи внимания стараюсь не обращать, но это, конечно, ненормально. А если состав посмотреть — такой контраст. Один Гена Близнюк остался. Молодежь — это хорошо, но покажи мне хоть одну успешную команду, где играла бы только она. А в “Гомеле” сейчас есть ребята, которые ни одного матча в высшей лиге не провели. Хотя, если там не ставят задач, можно и так пробовать. Вдруг будет, как в американских фильмах. Но, думаю, гомельчане еще усилятся. В марте, вероятно, когда многим футболистам нужно будет определяться с клубами. Условия сейчас, кроме нескольких команд, везде одинаковые, так что ничего не остается — не будешь же карьеру завершать.

— Отношения с гомельским руководством у тебя испортились?
— Я подписывал контракт, мы разговаривали. Но в ходе сезона с директором вообще обстоятельно не общались. Только один раз, после матча с “Днепром” на Кубок, когда проиграли после моей ошибки. Спасибо Евгению Александровичу: позвонил, поддержал. А так, разве что после игр мог объявить команде что-то по поводу финансовых вопросов. И все. Как менеджер, он не оказывал влияния на команду. После расставания сразу спросил меня: “Ну что, ты тоже в суд, наверное, сейчас побежишь?” Нет, не побегу. Поинтересовался у него, когда выплатят долги. “Не знаю”. Дал “Гомелю” время до 1 марта. Потом, может, и пойду в суд. А может, и нет.

— Ты ведь и с Брестом не судился?
— Да. Когда приходил в “Гомель”, мне обещали стабильную выплату зарплаты. Все же думали, что так и будет. Понимаю, всем сейчас тяжело. И не хочу осуждать “Гомель”, мне он ничего плохого не сделал. А с Брестом — да, до суда не дошло. Клуб в апреле, перед лицензированием, все вернул. Надеюсь, так будет и сейчас.

— Кроме долгов, наверняка много и положительных гомельских впечатлений?
— Конечно. Прежде всего шикарный стадион и классные болельщики. Когда играешь на “Центральном”, это особое чувство. Сразу по-настоящему ощущаешь себя футболистом. Хотя в плане результата гомельский год — полное разочарование. Не могу объяснить, почему так вышло, особенно осенью. Многие пытались это списать на задержки зарплаты. Мол, играли спустя рукава. Ну, это бред.

— Мне сразу твой матч с “Шахтером” в Солигорске вспоминается.
— Когда два пенальти потащил? Ой, лучше бы спокойно 1:0 выиграли, и без одиннадцатиметровых. Просто хотели попасть в шестерку, ни о чем другом тогда не думали. Ну а 33 удара — в игре не считаешь. К тому же привык. У меня в Бресте в каждом матче такая же ситуация была: летит и летит.

— Ты в Гомеле работал с двумя тренерами. Какое впечатление осталось о Меркулове?
— С виду грозный мужчина, сразу понятно: фанат своего дела. Он себя так позиционировал. Хотя на самом деле цельного впечатления не сложилось. Наверное, ребята, которые раньше с ним работали, больше могут рассказать. Со мной же за три месяца ни разу не было разговора, даже несмотря на то, что Алексей Александрович бывший голкипер.

— А о Гольмаке что скажешь? Для внешнего мира это просто стена.
— Для вас — да, но для ребят Владимир Алексеевич всегда открыт. Ходит, шутит. Нормальный мужик.

— Ты говорил о брестских болельщиках, которые поддерживали команду после 0:5. В Гомеле публика другая?
— Говорил о фанатах. С брестскими ребятами с сектора общался тесно. С гомельскими лично особо не пересекались, но с уверенностью могу отметить: культура боления на “Центральном” отличная. Жена, например, постоянно сидела на трибунах и не слышала оскорблений в адрес футболистов, когда команда играла слабо.
А стадион какой классный! Не понимаю, почему в Минске нельзя хоть один такой же построить. Это ведь не огромные средства. Скоро, наверное, пираты в Сомали современную арену сделают, а у нас “Динамо” все в руинах будет. Как можно развалить главный стадион страны и оставить его на три года? Интересно, что Платини показывали, когда он приезжал.
Вспоминаю детство — ситуация со стадионами осталась такой же. Получается, за столько лет в Минске сделали два искусственных поля и развалили стадион “Динамо”. Отлично… Футбол ведь в любом случае был и будет спортом номер один в стране. Вот я, например, не знаю ни одного белорусского хоккеиста 70-80 годов. А футбольное “Динамо” какое тогда было? На хоккейное сейчас ходить просто модно. Конечно, есть немало преданных болельщиков, но в то же время многие идут на “Минск-Арену” просто потусоваться. Потому что это прикольно. И для них неважно, как команда играет. Представим, что завтра “Динамо” ликвидируют и появится условный минский “Спартак”, который будет играть в “Чижовке”. Они и туда пойдут.

— На футбольных стадионах как рядовой болельщик давно был?
— Случалось. Сразу вспоминается детство, матч Беларусь — Норвегия, когда Василюк забивал. Такое единение было, так за сборную болели! Да, команда давала результат, но не может же быть дело только в нем. Все ждут выхода на чемпионат Европы. С чего бы? За счет чего это возможно, если вид в стране не развивается? Детей на футболе редко увидишь. Я вот на все матчи “Динамо” ходил, когда жил в Минске. Мне интересно было. А сейчас многие даже имен футболистов из белорусского первенства не знают. Не ценим мы свой чемпионат. Кстати, на тех же турецких сборах, бывает, включишь телевизор, а там в спортивных передачах есть рубрика “Ретро”. Так в Турции с 1985 года обзоры туров делают. А у нас через тридцать лет тремя камерами матч снимают.

— Кстати, ты перешел в клуб с самой низкой посещаемостью.
— Разумеется, это печально. В городе два миллиона человек, афиши расклеены, а на трибунах сто зрителей — как такое возможно? И проблема, особенно после “Гомеля”. Но что поделать… Хотя бывают же интересные матчи. Вот возьми нашу игру на Кубок с “Неманом” — 4:5. Прикинь, если бы она проходила на заполненном 10-тысячном стадионе! Какие бы эмоции у людей были! У меня друг, Сергей Яницкий, играл в третьем польском дивизионе. Ну, какие там достижения? Но люди ходят и болеют за команду своего города. Вот есть две маленькие команды из соседних поселков, так там война между фанатами, реальное дерби. При этом качество игры, конечно, оставляет желать лучшего.

— У нас зрители в первую очередь жалуются на недостаток комфорта.
— Комфорт… Ну, пришел я (если не минус 15 за окном — в такую погоду только отъявленные фанаты на стадион пойдут), сел, смотрю. “Трактор” это или “Торпедо” — какая разница, если мне интересно. В чем заключается комфорт? Купить пива и бутерброд? Конечно, это все надо. Как на “Борисов-Арене”, например, — шикарно для болельщиков все сделано. Однако не должно это так влиять на посещаемость.
Дело еще и в отношении к футболу. Возьмем любой областной центр. Какое там самое посещаемое мероприятие? Естественно, футбольный матч, даже если на него тысяча зрителей пришла. Неужели власти не понимают, что это на самом деле очень важно. Не надо больших зарплат. Дай меньше, зато вовремя.
К футболистам тоже такое отношение: получаешь травму, на год выпадаешь, лечишься чаще всего за свои деньги. Ладно лучшие клубы страны — а если игрок в первой лиге сломался? Что, заканчивать? Получается, мы — расходный материал. Да что говорить, если экипировки в командах нет. Смотришь: кто в чем бегает. Это же элементарные бытовые вопросы.

— И футболисты разъезжаются при первой возможности. Если бы вот тебе предложили ехать в Литву?
— Если не будет вариантов, поедешь и в Литву, и в Таджикистан. Не стоит загадывать.

— А вообще, видишь себя за границей?
— Хотелось бы посмотреть, на что способен, попробовать что-то новое. Там можно раскрыться по-новому или просто понять, что твой потолок — чемпионат Беларуси. Надо рисковать. Я не говорю об Италии или Испании. Имею в виду чемпионаты попроще — Бельгии, Швейцарии. Не думаю, что там выступают выдающиеся игроки, на голову превосходящие белорусов по классу. Просто они увереннее и с паспортами Евросоюза.

— В минувшем году тебя впервые вызвали в сборную. Вспомним?
— Я не ожидал. За голову, конечно, не хватался и не орал: “Да ладно?!”, но это был сюрприз. Вратарей ведь хватало. Естественно, приятно находиться в сборной. Все серьезно и спокойно, адекватные ребята. Хороший опыт.

— Василий Хомутовский переквалифицировался в комментаторы. Ты не думал о каком-нибудь опыте вне футбольного поля?
— Пока не задумывался. Хочется, чтобы карьера сложилась. Потом, может, что-нибудь и получится, только это сначала попробовать надо. Вообще, путешествовать хочется. Чтобы на месте не сидеть.

— Говорят, ты читать любишь. Какая книга сейчас с собой?
— Чехова читаю. Интересно. Это стереотип, что футболисты не читают.

— Молодежь с книгой редко увидишь. Вообще, многие отмечают, что юные футболисты развращены большими деньгами.
— Не думаю, что в Беларуси они так уж много зарабатывают. Да и в клубах при случае есть кому им по шапке дать. Хотя уважения к старшим, согласен, не хватает. Бывает, приходит парень в основную команду и даже не знает, как игроков зовут. Матчи своей же команды не посещают — неинтересно. Встречаются, спору нет, поклонники футбола, фанаты своего дела, но редко.

— Это ты спрашивал у молодых, какую команду Сталин тренировал?
— Ага, пару раз, для “затравки”. И действительно, некоторые даже не знают, кто это. Говорят: мужик какой-то. Далеко не все такие, хотя разные индивиды попадаются. Духовного развития у многих нет. Спрашивают: “Чего это ты книжки читаешь?” Ну да, в 17 лет меня это тоже не интересовало, а потом одно прочитал, другое — и затянуло. Просто осознаешь, что это история, начинаешь людей лучше понимать, разные ситуации по-новому видеть.
Много у ребят самовлюбленности появилось. Instagram, селфи. Фотографируют себя в зеркале. Ладно, девчонки… Мне же реально стыдно было бы. Ну, можно селфи пару раз сделать — с достопримечательностью или с медведем в зоопарке. Но постоянно… Хотя время другое сейчас, что уж мне судить. Кто знает, может, я раньше тоже смешным со стороны казался.
Однако у меня была конкретная цель — заиграть в высшей лиге. Людей, которые там выступали, считал авторитетными. И, когда попал туда, ценил это. Сейчас же парни смотрят на “Реалы” и “Ювентусы” и думают: что мне этот чемпионат Беларуси, все равно скоро в “Барселону” поеду. Хотя в итоге уезжают очень немногие.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?