Три Сереги. Этот мир придуман не нами
Н. Самой приметной и “диспутабельной” новостью последних дней мне представляется концептуальное заявление Владимира Бережкова. Генменеджер хоккейного “Динамо” на своей ветке клубного сайта уведомил публику о грядущей приостановке формулы “6+1” для использования игроков-иностранцев на время выступления команды в раундах Кубка Гагарина. С этим долгожданным событием я искренне и без всякой иронии поздравляю всех болельщиков, Любомира Поковича и лично дружище Владимира Петровича. Наконец-то мы сможем ждать динамовского хоккея без судорожных подсчетов здоровых и травмированных легионеров. Сможем просто идти на трибуны “Минск-Арены” со здоровым стремлением увидеть все лучшее, чем располагает наш сильнейший клуб в смысле рабочей силы.
К. Вообще хоккейное “Динамо” в “регулярке” было, наверное, самой сложносочиненной командой КХЛ. В смысле постановки и решения задач. С одной стороны, нужен результат. С другой — надо готовить игроков для сборной Беларуси. С третьей — блюсти ту самую формулу. То, как с этим всем управлялся Покович, характеризует его как стратега экстра-класса. В плей-офф руки у тренера развяжутся. И это действительно здорово. Пусть наконец займется истинным творчеством — без оглядки на флажки.
М. В этой ситуации так и зудит спросить: а стоило ли вообще городить этот огород? Не проще ли было отказаться от лимита еще до начала сезона? Ответ: нет, не проще. Время для отмены этой “кабалы” выбрано неспроста. Ведь только сейчас у Бережкова появилось моральное право для такого шага. Его менеджмент дал результат — он может “взять” послабления. Все честно и справедливо. Заикнись Владимир Петрович о них тогда — его моментально разорвали бы на форумах все те, кто сейчас признает приостановку лимита правильным решением… Другое дело, что это хороший повод задуматься о его целесообразности на будущее. И признать наконец: для достижения результата путь легионеров в “Динамо” единственно возможен, и предшественники нынешнего генменеджера шли им тоже неспроста. Впрочем, ладно. Лимит — тема широкая, и одним хоккеем не исчерпывается.
К. Выходим на обобщения? Тогда я сразу в крайность. Будем считать, для обострения беседы. Не вижу ничего пагубного в том, чтобы использовать иностранную рабочую силу для чего угодно спортивного. Даже натурализацию бразильских футболистов и канадских хоккеистов для нужд сборной я не относил бы к делам, за которые нужно бить ногами. Меня, правда, скоро будут бить за другое — за то, что часто привожу в пример хорватов. Но и здесь параллель играет красками. Уж на что богата футбольная сборная Хорватии на звезд европейского масштаба, а спокойно себе ассимилирует инородцев. До сих пор в строю бразилец Эдуардо да Силва. Сейчас ему в компанию берут соотечественника Саммира. Там вообще в смысле национальностей гремучая смесь — есть даже толковый палестинец. И никто не плачет об идентичности. И истово болеют хорваты за своих — каковыми считают всех подряд.
М. На гандбольном первенстве планеты импозантные катарийцы тоже болели за “своих”: урожденных сербов, испанцев, французов, лишь вчера получивших на руки новые паспорта… Только весь остальной мир болел против. И искренне желал им всяческих неудач. Потому что один-два “легионера” — это еще куда ни шло. А семь-восемь — это уже, простите, издевательство. Над любителями гандбола и здравым смыслом.
Н. Давайте отвлечемся на время от натурализации под прикрытием интересов сборной. По-моему, не меньше поводов для дискуссии в странном, на мой взгляд, посыле, что растущее зло для нашего игрового спорта — легионеры в клубах. Он набирает звучание не только в хоккейном контексте. К примеру, все чаще слышу отголоски этого тезиса в гандбольном сообществе. Мол, и о кончине минского “Динамо” горевать не стоит — там только и делали, что белорусов зажимали и обделяли кормежкой в угоду чужакам. И теперешний БГК, мол, перестал быть белорусским проектом — на Балканы работает. Боже ты мой! И недосуг ведь просто сопоставить очевидные факты. Ведь результаты нашей национальной гандбольной сборной пошли в рост именно в те сезоны, когда появились в стране эти самые “напичканные иностранцами” клубы, где “зажимаемые” белорусские сборники, причем ведущие, и начали работать в режиме реальной конкуренции — не только в появившейся у нас Лиге чемпионов, но и в играх национального чемпионата, и в ежедневном тренинге. И обеспечивали этот качественный тренинг, к слову, те иностранные тренеры, которых теперь вдогонку, походя определяют “врагами народа”. Кстати, если закрыть глаза (и уши) на подобную порицающую риторику, выгода легионерского труда для интересов сборной в белорусском гандбольном прогрессе отображена вообще стерильно — мы пока никого не натурализовали, если не считать восстановленного в родном спортивном гражданстве Сергея Рутенко.
М. Нет никакой радости снова вспоминать катарский “круглый стол”, но приходится. Там БГК предлагали чуть ли не закрыть. Мол, в Бресте играет один Рутенко-младший — вопиющая ситуация! Помнится, такой реплике порывался было возразить Дмитрий Никуленков — но ему не дали сказать, перебили. Я примерно представляю, какие слова хотел выплеснуть разыгрывающий. Что играет-то не один Рутенко! И сам Никуленков смотрится на раздаче не хуже, а то и лучше Шпилера. И Бабичев с Шиловичем пашут в защите (и меньше — в нападении). И Шумаку после травмы стали доверять отрезки. А Баранов, которого на “столе” выпороли едва ли не больнее всех, вместе с тем же Рутенко представляют, на мой взгляд, пример идеального взаимодействия первого номера и сменщика. Короче, игровые проблемы в Бресте носят единичный характер и касаются всего троих — конкретно Черепенько, Камышика и Астрашапкина. Вот кому в поисках практики действительно не помешало бы перебраться в другие клубы.
К. Кстати, в футболе “паспортная” почва обостряет антагонизм БАТЭ и столичного “Динамо”. Борисов-де — национальный проект. Минск — сборная гастарбайтеров. Но, елки-палки, не будь этой сборной, в нашем чемпионате не было бы на что смотреть. А в прошлом сезоне “бело-голубой” интернационал доигрался до еврокубковой “группы” и дал импульс не одной белорусской карьере — появился Карпович, прибавил Политевич, расцвел Стасевич. И ни одного завядшего “камышика” навскидку не припоминается. И в сборную динамовцам ничего не мешало попадать. Легионерские барьеры чаще всего громоздятся с единой “святой” целью — чтобы приезжие, грубо говоря, не отобрали хлеб у своих. Мне эти страхи кажутся напрасными и даже деструктивными. Это как изолировать в тепличных условиях деревенскую школу-восьмилетку и не пускать туда столичных гимназистов. Мы боимся конкуренции, забывая, что в оранжереях вырастают только изнеженные цветы. За границей на это давно закрыли глаза. Даже на детском уровне. Академии европейских топ-клубов это давно уже маленькие “вавилоны” всех цветов и континентов. С юных лет малышня приучена жестко состязаться. Может, поэтому там и вырастают игрочищи, а у нас игрочки?
М. Легионеры “Динамо” — одно дело. И совсем другое — легионеры условной “Белшины”. Эти бесчисленные украинцы, имена которых даже не успевают запомнить болельщики. Вот вы получаете эстетическое удовольствие, глядя на их игру? Я — нет. В этой пустой породе совсем редко находятся кусочки настоящего золота. Лезть в чужую селекцию — все равно что считать чужие деньги. Но волей-неволей задумываешься: а не лучше ли, чтобы их ставки отдавали молодым белорусам и талантам из Д2 и Д3? Тем более выдающегося результата эти “леги” не обеспечивают. Ты привел пример зарубежных академий. А я вспомню про английскую премьер-лигу, где иностранцу, не являющемуся гражданином ЕС, для контракта нужно получить разрешение на работу. А оно дается только тем, кто стабильно много играет в сборных. Вот и получается, что в основном составе, допустим, лондонского “Арсенала” может не быть англичан, зато там при любых условиях окажутся сплошь сильные, именитые футболисты. Жесткое ограничение, иногда жестокое, но здесь важно уловить смысл. Я — именно за такой лимит. Качественный, а не количественный.
Н. Сережа, на помянутую тобой “Белшину” в ее сегодняшнем положении ты не горел бы желанием смотреть, играй там сплошь чистокровные земляки Прокопенко. Здесь и спорить не о чем. Эти “белшины” сегодня в принципе никому не интересны даже в бобруйсках. Речь не о них. Может, потому и стоит ратовать за привлечение в наши ведущие клубы (не только футбольные) зарубежных ног и рук высокой квалификации, чтобы выставлять против них завозной “секонд- хэнд” было не то что невыгодно со спортивной точки зрения, но и стыдно? Мне всегда нравился посыл главного тренера гандбольной сборной Юрия Шевцова. Он говорит: сколько легионеров ни завози, мы не скоро избавимся от избытка рабочих мест в белорусских клубах. Надо просто добиваться такого чемпионата, в каком хорошим игрокам стало бы интереснее и выгоднее играть за Гомель или Гродно, нежели просиживать за спинами легионеров на скамейке в Бресте.
К. В любом случае ситуацию балансирует рынок. Если в Бобруйск выгоднее везти заграничный третий сорт — его туда и везут. Потому что белорусы за те деньги и на те условия ехать не хотят. Вернее, не хотели. Сейчас вот не до жиру. Все финансовые излишества, которыми был напичкан наш футбол последние годы, скушала инфляция. И уже “ад родных нiў” раздаются голоса о готовности играть за тыщу, но чтоб сразу. Я за рыночные подходы — даже в наших специфических ландшафтах. Любые барьеры — это палка в чьем-то колесе. Здоровый же рынок ставит всех в равные условия — и управленцев, и спортсменов, и зрителей. И если 15-тысячная аудитория “Минск- Арены” заслуживает и хочет зрелища, которое в силах создать только заезжие звезды, пусть она его получит. И то, что сборная в связи с этим недоберет сегодня, она получит с лихвой послезавтра — когда подрастут те, кто очарован КХЛовским хоккеем в наши дни.
Н. Весь цивилизованный мир (и спорт здесь только фрагмент картины) усердствует в переманивании у соседа толковых голов, а также умелых ног и рук. Это важнейший фактор прогресса во всех сферах. И никому не приходит в голову городить плотины на пути этих потоков, заворачивать их вспять. Мы относим себя к цивилизованному миру? Или глядим ему вслед?
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь