Ренан на паузе. Никуда не хотим уезжать

21:28, 16 февраля 2015
svg image
1476
svg image
0
image
Хави идет в печали

Однако время шло, и к середине сезона “Риу Аве” опустился в привычную середину таблицы, а сам Брессан лишился твердого места в основе. Он по-прежнему появляется на поле, но нерегулярно, выходя то в стартовом составе, то на замену. А недавно футболист получил повреждение, лечением которого и занимается в эти дни. Впрочем, из интервью корреспонденту “ПБ” выяснилось, что Ренан отнюдь не унывает. Наоборот, он вполне доволен жизнью и верит, что дальше будет только лучше.

— Ренан, как настроение?
— Нормальное. Только немного беспокоит травма. А так все в порядке.

— Что за повреждение?
— Развернул голеностоп на тренировке. Уже занимаюсь, но боли еще беспокоят. Думаю, в ближайшие дни буду работать по полной программе.

— Что хорошего происходит у тебя?
— Все по-прежнему. Рад, что играю в сильном чемпионате за хороший клуб. Скоро нам предстоит полуфинал Кубка Португалии с “Брагой”.

— То есть жизнью доволен?
— Конечно. Хорошие страна, чемпионат. Правда, к сожалению, команда в последнее время выступает неважно. Какой-то спад. Занимали пятое, шестое места, а сейчас седьмое. Но ничего, до финиша еще тринадцать туров, и команды идут плотной группой. Все в наших руках.

— Какие задачи ставит руководство?
— В чемпионате — попасть в шестерку. Это даст путевку в Лигу Европы. В Кубке — дойти до финала.

— Только до финала?
— Ну, если окажемся там, то, разумеется, постараемся победить! Терять-то будет нечего. Однако не опережаем события. Пока цель — преодолеть полуфинальный барьер. Это для нас очень важно.

— Согласись, ты начал сезон здорово. Но потом что-то помешало продолжить в том же духе…
— Я же больше года фактически играю без отпуска. В Казахстан приехал в январе прошлого года, а теперь уже февраль. И “Риу Аве” на старте сезона выступал лучше, команда чаще забивала. Сейчас у нее спад — и у меня лично тоже. Но главное, что выхожу на поле, получаю практику. В прошлом году этого не было. А сейчас — либо играю в основе, либо выхожу на замену. Все нормально. Хотя, безусловно, есть желание больше играть, забивать. Да не каждый раз получается. Тем не менее ситуация гораздо лучше, чем в начале 2014-го.

— Если не попадаешь в стартовый состав, злишься?
— Все футболисты переживают по этому поводу, и я не исключение. Каждый хочет играть. Но стараюсь быть спокойным, чтобы помочь команде после выхода на замену. Вроде получается неплохо.

— Заметил, что ты вообще не играл в матчах с тремя португальскими грандами: “Бенфикой”, “Порту” и “Спортингом”.
— Против этих команд тренер выбрал другую тактику — и мне не нашлось места на поле. Естественно, расстроился. Однако это решение коуча. Мое дело — работать, доказывать. Ничего не могу поделать. Есть огромное желание помочь команде. Но впереди почти весь второй круг. Еще будут встречи с грандами. Надеюсь, сыграю в них.

— Что за человек вообще ваш рулевой Педру Мартинш?
— О, точно не диктатор. Большой демократ. Всегда открыт для разговора. Если что-то не так, можно подойти, пообщаться. Иногда Педру сам спрашивает у нас, какую тактику лучше использовать. Ему важно, что думают футболисты. Ведь выходить на поле нам.

— В сентябре ты говорил, что сделал правильный выбор, подписав контракт с “Риу Аве”. Сейчас полностью уверен в этом?
— Конечно! Каждый день думаю об этом и прихожу к такому выводу. Это то, что надо на данный момент. Доволен, что так решил.

— Что за полгода ты понял о чемпионате Португалии?
— Три гранда выделяются на общем фоне, а в остальном состав лиги очень ровный. За попадание в шестерку ведется упорная борьба. Много тяжелых игр. У БАТЭ реальными соперниками были только “Динамо” и “Шахтер”. Здесь же конкуренция гораздо серьезнее, и надо стараться в каждой встрече, чтобы взять хотя бы одно очко. Чисто европейский чемпионат.

— Есть уверенность, что останешься в “Риу Аве” на следующий сезон?
— Контракт у меня на два года, и пока никаких разговоров нет. Хотя до конца сезона еще три или четыре месяца — ситуация может поменяться.

— Зимой не было возможности сменить прописку?
— Звонили из Бразилии. Но меня это предложение не устроило. Решил, что хочу остаться в Португалии. Еще выходили на связь из Турции, из второго дивизиона Испании. Однако ехать туда особого желания не возникло.

— Твой агент Валерий Исаев сказал, что будущий сезон станет для тебя более интересным.
— Да, уверен, так и будет. Нынешний чемпионат уходит на адаптацию.

— В житейском плане Португалия — удобная страна?
— Очень! Люди воспитанные, язык для нас с женой родной. И цены ниже…

— …чем в Минске?
— Думаю, да. Хотя я не знаю, что сейчас почем в Беларуси. Но если сравнивать с Испанией или Германией, то в Португалии точно дешевле.

— Где живешь, как проводишь свободное время?
— Поселились в Вила-ду-Конде, где, собственно, и базируется “Риу Аве”. Это курортный городок. Зимой здесь не очень много людей, зато летом прекрасно. Туристы… В 25 километрах — Порту. На досуге ходим в магазины, кино, рестораны. О, здесь так много ресторанов!

— Каков твой типичный день?
— Утром тренировка. Потом возвращаюсь домой, обедаю. Немного сплю. Просыпаюсь — и в четыре-пять вечера идем в кафе. Пью кофе, потом можем погулять с женой по пляжу. Иногда заглянем в какой-нибудь ресторан — и домой. Спать ложусь рано, потому что наутро надо быть в клубе в 8.45. Ну, еще иногда выбираемся на шопинг в Порту.

— Снег у вас выпадает?
— В нашем городе — нет. Но неподалеку есть места, где он бывает. Это же север, самый холодный регион Португалии. В Лиссабоне намного теплее.

— Жена жизнью довольна?
— Конечно! Когда сейчас мне начали звонить с предложениями, она сказала, что не хочет отсюда никуда уезжать.

— То есть ее мнение для тебя определяющее?
— Ну как… Оно важно, ведь Мариана всегда со мной. Чтобы я мог нормально тренироваться и играть, мне надо, чтобы супруга была довольна. Принимаю решение сам, но прислушиваюсь и к жене, и к родителям.

— О пополнении в семействе задумываетесь?
— Хотим, уже год стараемся. Но что-то не получается. Надо освободить голову — тогда все удастся. Думаю, скоро.

— Где встретили Рождество, Новый год?
— В Португалии. У нас почти не было выходных, чтобы слетать в Бразилию. Только на Рождество дали три свободных дня. У нас в клубе шесть или семь бразильцев — собрались с семьями, поужинали. А на Новый год вообще никаких выходных. 30 декабря встречались с Порту, 31-го тренировка, 1 января — тоже… Не до празднований.

— Коллектив в “Риу Аве” сплоченный?
— Да, как в БАТЭ. Две самые дружные команды в моей жизни. Считаю, это способствует результату. Борисовчане добивались успехов, и “Риу Аве”, клуб из маленького города, тоже выступает хорошо. Я адаптировался здесь очень быстро. Португальцы, бразильцы, африканцы — менталитет у всех почти одинаковый.

— По-русски, кажется, ты говоришь еще лучше, чем раньше.
— На самом деле практики давно не было. Исаев иногда звонит. А больше поговорить и не с кем. Хотя нет, когда были на Украине, там пообщался — в гостинице, с футболистами киевского “Динамо”. Но я уже как-то говорил: русский не забуду никогда. Восемь лет в бывшем СССР — не шутка. Да и в Порту хватает россиян и украинцев. В магазине, помню, встретил русскоязычную продавщицу. Поговорил с ней пять или десять минут.

— Интервью в Португалии даешь часто?
— Иногда. Здесь в клубе свои нормы, и их нужно уважать. Все делается через пресс-атташе. Он подходит и говорит: этим надо дать, а этим не надо. Ну и после матчей каждый раз общаюсь с журналистами.

— Где тебя чаще узнают: в Беларуси или Португалии?
— Хм… Наверное, здесь. Португалия — более футбольная страна. Хотя в Беларуси тоже чувствовал определенную популярность, когда БАТЭ очень хорошо играл в еврокубках.

— Неудачи в России и Казахстане сказались на твоем моральном состоянии?
— Конечно! У любого футболиста в такой ситуации возникают очень большие психологические проблемы. Но это уже в прошлом. Не хочу даже думать — надо двигаться дальше.

— Марко Симич сказал, что в каком-то смысле жалеет об уходе из БАТЭ. А ты?
— Когда вспоминаешь, что играл в хорошей команде, которая всегда побеждала, выступала в Лиге чемпионов, да, жалеешь! Но это жизнь… Даже Виктор Михайлович Гончаренко, тренировавший борисовчан шесть лет, в конце концов ушел. Надо будет, уйдет и Ермакович. И Филипенко переехал в Испанию… Так что лучше скажу так: не жалею, а скучаю по БАТЭ, Беларуси. Но в жизни все меняется. Необходимо думать не о прошлом, а о будущем.

— А вообще о чем-то в жизни сильно сожалеешь?
— Переход в “Аланию” был большой ошибкой. Но тогда-то я считал, что принял правильное решение…

— Что в Португалии говорили о победах “Порту” над БАТЭ?
— Если честно, здесь ждали от борисовчан большего. Предполагали, что “Порту” победит, но не с таким счетом. Да, португальцы очень сильны, летом они прилично укрепились. Тем не менее БАТЭ разочаровал. Все эти крупные поражения в группе — очень плохо. Хотя само участие в Лиге чемпионов — хорошо. Ждал от бывшей команды большего, однако уход Кривца ее сильно ослабил. Да еще и попали в сложную группу. Но все-таки три очка набрали. Это выступление — тоже урок и опыт. Думаю, больше такого с БАТЭ не повторится.

— Когда смотришь на нынешний борисовский состав, видишь много незнакомых людей?
— Есть такие. Например… Карницкий — хоть правильно произношу эту фамилию? Хороший игрок, кстати. Максима Володько я застал, но он был совсем юным. Сигневича не знал — он играл раньше в Бресте, да? Что ж, в БАТЭ умеют взять никому неизвестных футболистов и сделать из них лидеров. Это заслуга клуба, Капского, Ермаковича.

— Многих твоих партнеров по БАТЭ жизнь разбросала по разным странам. Знаешь, где сейчас кто?
— Разумеется. Радьков в Турции, Глеб тоже, Юревич в “Шахтере”, Павлов недавно уехал в Казахстан, Бордачев в “Ростове”, Шитов в “Мордовии”… Наверное, никто не потерялся, о каждом имею представление. Ах да, ну и Филипенко в “Малаге”.

— От тебя это не так далеко. Егор не приглашал в гости?
— Нет, я же с ним не общался. Но немного следил. Начало для Филипенко выдалось тяжеловатым. Однако уверен, что у него все получится. У Егора такой уровень, что скоро он начнет играть.

— Каким тебе запомнился Ермакович?
— Как человек — вообще супер! Всегда открыт для диалога. Если что не так — обязательно поможет. Например, с индивидуальными тренировками.

— В твою бытность игроком БАТЭ он ассистировал Виктору Гончаренко. Представлял Ермаковича в роли главного?
— Вполне. Думаю, он многое почерпнул у Виктора Михайловича. Психология, амбиции… Только я не ждал, что Александр так успешно проведет уже первый год. Смотрите, из БАТЭ ушли многие игроки, однако Ермакович все равно сделал команду, фактически решившую все задачи. И в Беларуси взяли золото, и в Лиге чемпионов сыграли. Гончаренко, кстати, начинал так же.

— “Риу Аве” выступал в Лиге Европы, но занял последнее место в группе. В клубе сильно огорчились?
— Да, так как мы знали, что у нас футболисты и тренеры хорошего уровня. Неплохо провели матчи со “Стяуа”, киевским “Динамо”. Но где-то не повезло — видимо, не хватило опыта. Впервые пробились в Лигу Европы — это тоже урок. Если попадем туда еще раз, будет другая ситуация.

— Помнится, как ты ругался матом на киевлянина Андрея Ярмоленко. Часто используешь нецензурные русские слова?
— Нет. Только когда злой. Тогда мы уступали — кажется, 0:2. У соперников получалось все, у нас — очень мало. Вот и не сдержался. Но неужели кто-то не ругается матом?

— В БАТЭ таких не было?
— Не помню. Кажется, нет. Эти слова используют все.

— Игроки “Риу Аве” боялись лететь на Украину?
— Ребята немного спрашивали меня о ситуации. В Португалии пишут разное… Но клубу дали гарантии, что в Киеве проблем не будет. Поэтому мои одноклубники даже больше опасались холодов.

— Продолжая украинскую тему: знаешь, какая встреча состоялась в Минске на днях?
— Да, что-то слышал. Но без подробностей. Кто там был? Ну, Путин — это сто процентов. Наверное, президент Украины. А кто еще? Не знаю… Может, глава Франции?

— Верно, и канцлер Германии.
— Точно, я где-то читал. Надеюсь, все это скоро закончится. Многие люди погибают ни за что. Жизнь стоит больше, чем война.

— Тебя эта тема интересует?
— Знаешь, когда изучаю новости, больше люблю позитив, а не негатив. Хотя об Украине пишут везде, никуда не денешься. Заходишь в интернет и начинаешь автоматически читать.

— А имеешь вообще представление, что происходит в Беларуси — кроме футбола?
— Не особо.

— В каком году у нас президентские выборы?
— Не знаю.

— В нынешнем. Ты же гражданин Беларуси — будешь участвовать?
— Ой, давайте уж без политики. Но, если понадобится, проголосую без проблем. Кстати, раньше у меня такой возможности не было — паспорт получил в 2011-м.

— Какой нынче курс доллара?
— 11-12 тысяч, да?

— Уже больше 15.
— Правда? Знаю, что его должны были поднять. Но не следил за ситуацией. А евро сколько — 20 тысяч, что ли? Помню, когда я уезжал из БАТЭ, доллар стоил 8 с половиной, 9 тысяч.

— Недавно сборные Беларуси и Бразилии встретились на чемпионате мира по гандболу. Слышал об этом?
— В Катаре, да? И Бразилия выиграла! Матч не смотрел, просто читал о нем на каком-то сайте. Гандболом совершенно не интересуюсь. Кроме футбола, люблю только волейбол. Ни одного белорусского гандболиста не назову, да и бразильского, если честно, тоже. А в Катаре, между прочим, я бывал. Наша сборная ведь проводила там спарринг с Канадой. Красиво, только очень жарко!

— Кстати, о национальной команде Беларуси. Ты знаком с Александром Хацкевичем?
— Лично никогда не общались. Но воспринял его назначение нормально. Молодой, амбициозный тренер — то, что надо на данный момент. Он был великим футболистом и, по сути, лишь начинает карьеру наставника. Хотя знаю, что Хацкевич вроде бы работал в киевском “Динамо-2” и “Витебске”. Верно? Надеюсь, у него все получится. Мы когда-то пересекались на поле. Кажется, в 2007 году — я тогда только приехал в “Гомель”, а Александр выступал за минское “Динамо”. Повторюсь, это великий игрок.

— Может, помнишь и Валентина Белькевича?
— Знаю, что он недавно умер. Совсем молодой — 41 или 42 года… Живьем его никогда не видел. Но в курсе, что Белькевич долго и успешно выступал с Хацкевичем за киевское “Динамо”.

— В сборную ты приезжал в октябре — как раз перед отставкой Георгия Кондратьева. Атмосфера в коллективе была не очень?
— Изначально — нормальной. Просто и мы, и тренер находились под давлением. От этого все чаще злились. Первый матч проиграли — и расстроились.

— У тебя с Кондратьевым всегда были хорошие отношения?
— Да. Не припомню каких-то конфликтов. Вообще, по-моему, у меня никогда не было ссор с тренерами.

— А с игроками?
— Ну, футбол — спорт эмоциональный. На тренировке сфолил, выполнил подкат… Всякое бывает, но, если делаю что-то не так, сразу извиняюсь.

— У сборной уже практически нет шансов поехать во Францию. У тебя будет стимул защищать ее цвета — если позовут?
— Конечно. Играть за национальную команду — это мотивирует само по себе.

— К концу разговора ты стал часто кашлять. Простыл?
— Есть немного. Дождь, ветер… В Португалии зимой очень сильные дожди.

— Вообще, похоже, нынешняя жизнь тебя вполне устраивает.
— Так и есть. У меня все хорошо!

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?