Футбол в Австралии. Небо, самолет, лошади

21:21, 17 февраля 2015
svg image
971
svg image
0
image
Хави идет в печали

Малыш усаживается на пять минут, но потом опять вскакивает, уносясь с роем такой же пацанвы в забег вокруг покрытого травой холма. Футбол ему явно не интересен. Интереснее прыгать, валяться и брыкаться, как всякой маленькой лошадке. “Ладно, пусть побегает”, — говорит мама Джейми, которая явно терпит матч из любви к мужу, а не к спорту.
Его отец пытается смотреть на “Ньюкасл Джетс”, которые прямо сейчас сравняют счет в домашнем поединке с “Брисбен Роар”.
Эта семейная сцена происходит не в парке культуры и отдыха. А прямо на стадионе “Хантер”. Наш легендарный холм за забором “Трактора” — просто ничто по сравнению с торцевыми трибунами арены “Джетс”.
Впрочем, трибунами это можно назвать весьма условно. Да, на них продают билеты — и да, там есть несколько рядов пластиковых кресел. Но на пластике почти никого нет. Все запросто сидят на траве за воротами. Южный холм спонсируется “Макдональдсом” и позиционируется как семейный. Северный не позиционируется никак, и ходят туда все подряд любители посмотреть футбол в единении с природой и за минимальное количество долларов.
В принципе никакого драконовского контроля нет. Можно купить тикет на траву, а усесться в итоге на трибунный “централ” — при средней посещаемости меньше десяти тысяч на 30-тысячнике это вообще не проблема. Но “люди с холмов” редко с них спускаются. Им хорошо и там. Фактически они приходят на пикник, во время которого можно еще и расслаблено посмотреть футбол. По холмам летают дети, мячи, плюшевые игрушки, чьи-то шляпы. Комары… По-летнему расстелены на траве покрывала. Не хватает только мангалов, но купить поесть можно под большими трибунами.
Люди приходят сюда со своими раскладными рыбацкими стульчиками и даже какими-то портативными лежаками. До напряженного исступления болельщиков здесь далеко. Это действительно отдых в выходной вечер.
Стадион “Хантер” находится от центра города далековато. Но найти нетрудно: иди на запад и не промахнешься. Принадлежит сооружение штату Новый Южный Уэльс, и помимо футболистов, обслуживает еще регбистов “Ньюкасл Найтс”. Во время проходившего недавно Кубка Азии “Хантер” принимал два матча группового этапа, один полуфинал и матч за третье место между ОАЭ и Ираком. Матчи важные, но рекорд посещаемости из 1995 года в 32642 зрителя (установленный, конечно, регбистами, а не футболистами) не был побит. Возможно, только из-за того, что на Кубке Азии нельзя было сидеть на так любимых публикой местах на траве: играла-то Австралия.
Арена расположена в сюрреальном окружении. “Будьте осторожны! В этой зоне работают вертолеты! Избегайте попадания в сильные потоки воздуха!” — написано прямо на подходе. Читаешь, поднимаешь глаза — и утыкаешься в вертолетную станцию местной службы спасения. По другую сторону дороги — ипподром, на котором весело скачут лошадки с жокеями в пристегнутых люльках и обмахиваются веерами старушки.
“Давай, давай, заходи!” — машет мне рукой стюард. “Я вообще-то на футбол…” — говорю я, но дядька не дает закончить. “Да хрен с твоим футболом, посмотри лучше на лошадей. Эти все равно проиграют”. В итоге мне достается один забег на “Международном ипподроме Ньюкасла”, как он сам себя называет. Зрителей здесь — человек, наверное, двести. Но ставят они, видимо, исправно: ипподром выглядит весьма импозантно — застекленная и открытая трибуны, еда, даже небольшой грэндстэнд для настоящих джентльменов и леди, одетых прилично (то есть не в шорты).
Половину лошадиной трассы видать с “Хантера”, и во время матча у парапета будет толпиться народ, поглядывая и на скачки, и на футбол. Любой забег — это все-таки гораздо быстрее, чем 90 минут. Да и “Джетс” сейчас в такой ситуации, что не завидует никто.
Владелец “реактивных” Натан Тинклер — бритоголовый олигарх, сделавший состояние в угольном бизнесе, начав простым электриком. В 2010-м он купил “Джетс”, но уже через два года попытался сдать лицензию лиге. Там развели руками: обратного хода нет до 2020 года. Тинклер почесал голову на бычьей шее и решил терпеть. Но в начале 2015-го клуб вдруг перестал платить по всем счетам.
Наставник “Джетс” Фил Стаббинз, большой друг Тинклера, тем временем вдрызг разругался с игроками. Команда потребовала смены наставника, но угольный миллиардер решил пойти другим путем и… заменить команду. Пятерка главных бунтовщиков была немедленно отстранена от тренировок и выставлена на трансфер. Остальные получили выговор с занесением.
Выговоренные поехали в Аделаиду и “сгорели” там 0:7. Клуб забился в кризисной истерике. Часть персонала была уволена своенравным хозяином. Видимо, вместе с пресс-атташе: его адрес на клубном домене перестал существовать. Ребята из “Брисбен Роар” посоветовали для надежности просить аккредитацию у “А-лиги”: мол, лихорадка “Джетс” кончится еще не скоро.
И вот сейчас на “Хантере” им предстояло кровью смыть позор поражения в Аделаиде перед немногочисленной публикой из беззаботных домохозяек и домохозяев.
Впрочем, фанаты “Джетс” тоже были. Человек тридцать в секторе перед началом матча подняли послание для руководства клуба: “Верните золотые годы!” При этом они толково оделись в футболки золотого цвета, в которых команда играла в 2005-2011 годах еще под названием “Ньюкасл Юнайтед”. Слово “Джетс” появилось в названии позже, чтобы клуб наконец перестали путать с английским “Ньюкаслом”. Стали думать, что бы могло стать олицетворением города и сошлись на авиабазе королевских ВВС в двадцати километрах.
Фанаты “Ньюкасла” весьма старательны, в отличие от подъехавших из Брисбена. Впрочем, их в секторе — вообще человек семь, и никакая полиция не охраняет. Болельщики “рыка” могут ходить куда хотят и провоцировать на насилие и антиобщественное поведение кого угодно. Но этим, разумеется, не занимаются. И лень, и не принято как-то.
В перерыве брисбенские стоят в одной очереди с ньюкасловскими за хот-догом (5,20 доллара за одну “собаку”), хантер-догом (6,50, там с луком) и любимцем всех вегетарианцев чиз-догом (6 австралийских целковых). Впрочем, здесь очереди гигантских размеров не достигают. Догов хватает всем. Можно успеть вернуться на трибуну и посмотреть выступление местных коллективов самодеятельности.
Австралийское фанатское движение вообще штука забавная. Например, главная группировка “Ньюкасла” с мощным названием “Squadron Novocastria” (то есть “Новозамковый эскадрон” по латыни) стремительно родилась в преддверии первого матча клуба в “А-лиге” против “Аделаиды Юнайтед”. Ребята едва ли не накануне матча спохватились: клуб есть, а саппорта нету. И начали готовиться к сшибке с южанами — проходному в плане соперничества матчу. Настоящее дерби у “Джетс” с соседями по побережью — “Сентрал Коуст Маринерз”.
Кстати, австралийский Ньюкасл назвали в честь английского тезки по сырьевой аналогии. Пока уголь здесь не был обнаружен, города, считай, и не было — так, деревенька. Но чем больше добывалось, тем больше людей здесь становилось. А над названием долго не думалось: уголь — значит, будет Ньюкасл.
Здешнее население, некогда поголовно угледобывающее и сталелитейное, нынче сидит в офисах и чувствует себя неплохо. После Мельбурна и Брисбена здесь, кажется, просто отключили звук. На улицах — полное умиротворение. Шумы носят локальный, но громоподобный характер. Время от времени в воздухе проносятся военные самолеты с той самой уильямтаунской базы.
А если дойти до побережья, то ошеломительно бьются о берег волны океана. В них рискуют заходить только серферы, и только в хорошую погоду. Остальные ищут лягушатники помельче, где все спокойно, как в городе.
То же дистиллированное спокойствие с океанского берега разлито и на арене. “Ньюкасл” в итоге проиграет “Брисбену”. Это точно не будет “сливом по-аделаидски”. Команда будет биться, пропустит, сравняет, но на распоследних секундах умудрится пропустить еще.
Сказать, что это сильно взбудоражило посетителей “Хантера” — значит совсем наврать. Не было ни заплаканных детей, ни проклинающих нелегкую судьбу болельщиков со стажем, ни заламывающих руки дам.
Финальный свисток был встречен с меланхоличным позевыванием. Затем “торсида” деловито встала с травы, отряхнула то, чем сидела, и то, на чем сидела, почесала затылок и без лишних страданий отправилась по домам в отличном настроении. Ведь после субботы наступает воскресенье — день во всех смыслах полезный.
Кое-кто после футбола отправляется через забор на ипподром — у которого свое автономное освещение, придающее ему еще большей картинности и важности. Причем вряд ли ставить — так, на лошадей посмотреть только.
Жизнь в Ньюкасле кажется простой и полезной для психики. Ничто не требует напряжения. Здесь даже чайки, похоже, получают удовольствие от полета по океанскому ветру. Вот она, сидит на перилах пирса. Но стоит просто расставить крылья — и без единого взмаха ее уносит далеко в сторону и вверх, метров на тридцать.
Солидные птицы — альбатросы, пеликаны, представители неизвестных широкому кругу пород — могут гордо реять над седой равниной океана целые сутки, кажется, вообще ничего не делая.
Самолетам такое и не снилось.

НЬЮКАСЛ ДЖЕТС
Основан в 2000 году.
Город: Ньюкасл (население — 308 000).
Стадион: “Хантер” (33000, из них 23000 оборудовано индивидуальными сиденьями).
Достижения: победитель плей-офф чемпионата Австралии (2008), второй призер чемпионата Австралии (2008).

А-ЛИГА: ПОЮЩИЕ ФИНАНСЫ
Соккер в Австралии — весьма сомнительное вложение средств. “А-лига” существует по американским франшизовым канонам вот уже десять лет, но назвать ее успешным финансовым предприятием не получится. Абсолютное большинство клубов в таблице убыточно. В сезоне-2012/13 в небольшом плюсе был “Мельбурн Виктори”, “в ноль” сработали “Мельбурн Харт” и “Аделаида Юнайтед”. Остальные потеряли больше, чем приобрели.
Даже в год выхода в гранд-финал “Вестерн Сидней Уондерерз” и “Сентрал Коуст Маринерз” оказались в минусе более чем на миллион австралийских долларов. “Сидней”, в свое время ради привлечения болельщиков подписавший Алессандро Дель Пьеро, в итоге вместе с промоушеном получил колоссальный “минус” в финансовом балансе. В последние сезоны общий дефицит бюджетов клубов составлял более 20 миллионов австралийских долларов.
Отметим, что из десяти клубов в турнирной таблице “А-лиги” девять принадлежат частным собственникам. Еще один — “Вестерн Сидней Уондерерз” — самой лиге.
Способов заработать по-крупному не так много. Азиатская лига чемпионов — отнюдь не европейская в плане финансов. Прошлогодние участники “Сентрал Коуст Маринерз” даже рассматривали вариант отказаться от континентального турнира, так как, кроме убытков, он ничего не приносит.
Телевидение клубы также не балует. Сделка на сорок миллионов долларов в год с каналами “Fox Sports Australia” и “SBS” — это, конечно, вдвое больше, чем предыдущая с тем же “Fox Sports”. Однако в качестве продавца в процессе выступает лига, которая потом отсчитывает клубам поровну. При прежних цифрах командам доставалось 1,9 миллиона долларов, теперь — свыше 2,5. Это должно дать клубам возможность покрыть хотя бы зарплаты игроков.
В плане доходов соккер в Австралии пока проигрывает “большой четверке”: австралийскому футболу, крикету, теннису и регби-лиг. Причем “фути” — почти в четыре с половиной раза. Любопытно, что при этом по “уникальным зрителям” уже три года назад соккер опережал и крикет (в полтора раза), и теннис (более чем в три), однако выжать столько же денег из своих болельщиков не мог.
Ни один годовой бюджет ни одной команды в австралийских СМИ не сыскать. И это весьма досадно. “А-лига” получает информацию от клубов по части финансов, однако в свободный доступ она попадает крайне редко.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?