Австралийский футбол. Любимые команды болельщика Минакера

21:37, 19 февраля 2015
svg image
1970
svg image
0
image
Хави идет в печали

Это значит, что любимый всей мужской половиной Минакеров “Арсенал” играет важный матч. Приходится смотреть вживую. При разнице во времени 11 часов с Лондоном это становится делом исключительно для настоящих фанатов.
Английская премьер-лига — соревнование для Австралии знаковое. У любого болельщика есть любимый клуб на Туманном Альбионе. И в прессе внимание чемпионату Англии здесь уделяется едва ли не большее, чем родной “А-лиге”.
Минакер переехал в Австралию давным-давно, еще шестнадцатилетним. Сейчас ему 38. И несмотря на то что большая часть жизни прошла вдали от родного Гомеля, он по-прежнему скорее наш, чем “ихний”. Хотя бы потому, что, узнав о журналистском десанте “ПБ” в Австралии, он немедленно предложил помощь в качестве гида по Мельбурну. Влад любит “Прессбольчик”. Хотя физически держал его в руках минимальное количество раз.
Австралиец чистой воды проглядывает во Владе, когда разговор заходит о здешнем спорте. В нем Минакер ориентируется просто на профессорском уровне. На время моего вояжа он стал для меня проводником и в непривычном мире “А-лиги”, и во всех остальных спортивных мирах. Например, галактике австралийского футбола, который здесь ласково называют “фути”.
Влад — грандиозный фанат “Норт Мельбурн”, одного из девяти (!) мельбурнских клубов в восемнадцатикомандной АФЛ. Мы съездили на тренировочную базу “северян”, где на дорожке, по которой футболисты выходят из комплекса на поле, имеется именная плитка с надписью: “Семья Минакеров с гордостью болеет за этот великий клуб”.
От “фути” Влад реально фанатеет: “Игра удивительно динамичная и мужская. Смотришь — глаз оторвать не можешь. Жалко, сейчас межсезонье — ты не попадешь”, — вздыхал Минакер, показывая мне достопримечательности Мельбурна. Среди которых были и порт, и хиппи- столица Австралии Сент-Килда.
В качестве знакомства с закордонной жизнью “наших людей” мы посетили рубиновую свадьбу Жени и Семена.
Дело проходило в ресторане “12 стульев”, в котором Австралия была отодвинута за горизонт. Два ряда столов, водочка, мясцо, разносолы. Музыкальное сопровождение в виде пожилого вида товарища и средних лет тетеньки душевно рвали ночь песней: “Угнала тебя, угнала, ну и что же тут криминального?”
Отчаянно веяло родиной. В качестве напоминания, в котором полушарии мы находимся, выступали разве что устрицы.
“Ты из Беларуси?” — спросил меня мужик с лицом, как сказали бы раньше, кавказской национальности. “Да”, — сказал я. “Так тебе и надо!” — с довольным видом отреагировал он и захохотал. “Шутка. На самом деле я Беларусь люблю. Моя первая девушка была из Беларуси”.
Нас стремительно усадили за стол и наказали пить за юбиляров. Женя и Семен оказались милейшей парой. Собрание поднимало чарки с пожеланием жить вместе еще как минимум сорок лет.
К нам с Владом подсел Саша — повар ресторана “12 стульев”, общий любимец и еще один экс- житель Гомеля. Ввиду внушительного роста он был человеком основательным и неторопливым.
Присутствовавшие на мероприятии местные были в подавляющем меньшинстве, оттого вели себя тихо — пока не напились. Сбросив с плеч непосильную ношу трезвости, они превратились во вполне наших людей, гораздых на забавный хмельной эпатаж. В качестве заводилы выступил невероятно пьяный молодой человек из Новой Зеландии, который неожиданно заявил, что сейчас в честь Жени и Семена забацает хаку — угрожающий танец новозеландских аборигенов, который в наши дни больше всего известен в исполнении “All Blacks”, то есть новозеландской сборной по регби.
Учитывая степень опьянения заморского товарища, я был искренне уверен, что любая его попытка станцевать обречена на последующее падение, тяжелое вставание, кряхтение и сожаление о содеянном. Но сдаваться из-за такой мелочи, как собственное состояние, он не собирался.
Не став пускаться в объяснения, почему на годовщину свадьбы нужно исполнить именно хаку, молодой человек выволок на авансцену двух товарищей, утихомирил на время очередную “рюмку водки на столе”, исполнявшуюся вокальным дуэтом, выдержал гроссмейстерскую паузу. А потом они начали.
Эффект был велик. Новозеландец и его лихие друзья не только не упали, а сделали все весьма четко, лишний раз доказав, что тренировки творят чудеса. Расчувствовавшиеся гости вытирали скупую слезу умиления.
После этого под крики “Лэхаим!” был выпит последний главный тост. Мы собрались уходить. “Я тут тебе собрал немножко поесть. Пирожки там, салат”, — подошел ко мне под конец Саша-повар с белым пакетом. При этом на лице у него было выражение моей бабушки в схожих ситуациях. “Наш человек” — это навсегда. Даже в Австралии.
Венцом мельбурнского тура от Влада Минакера должно было стать (и стало) дерби местных представителей “А-лиги” — “Виктори” и “Сити”.
Влад болеет за “Виктори” с момента основания в 2004 году. Имеет сезонный абонемент на “ААМI Park”. Но игра такого масштаба традиционно проводится не там, а на “Etihad Stadium” — арене, изначально построенной для австралийского футбола.
Это важный момент. Ведь площадка для него — огромный овал, на котором должны поместиться 18 игроков с каждой стороны. Такое поле в свободное от “фути” время больше подходит для крикета, чем для футбола.
Однако “Etihad” имеет важную инженерную особенность: нижний ярус трибун может выдвигаться вперед, образуя нормальный обзор и для футбольного матча.
“Etihad” завораживает настолько же, насколько любой большой европейский стадион. Система выдвижных трибун завораживает не меньше. Зрители проходят по специальным мостам, спеша занять места за 20 минут до начала матча. Ведь первым пунктом программы значится презентация Кубка Азии.
Мы тоже спешим. Мы — это Влад, его сын Эйден и друг Дима. Все — отчаянные болельщики “Виктори”. У нас была бы абсолютно русскоязычная компания, но Эйден ленится разговаривать на великом и могучем, хотя практически все понимает. Такова судьба почти всех во втором поколении: они уже настоящие австралийцы. С родной сестрой Аннабель Эйден разговаривает только на английском. И родителям на нем отвечает. Хотя они к нему обращаются на русском. То же самое — и с Дэниэлом, самым младшим Минакером. От всех троих русский требует усилий, на которые они не готовы идти.
“Виктори” против “Сити” — самое большое, что может случиться в “А-лиге”, если не считать финала плей-офф. Ни один другой матч не соберет столько зрителей. Во втором тайме их количество выведут на табло. И окажется, что на игре 40 042 человека.
Наши места — прямо перед сектором фанатов “Виктори”. Они считаются одними из самых активных в чемпионате, и с первых минут становится понятно почему. Внушительный сектор (по здешним меркам — просто огромный) начинает петь еще до поединка и не успокаивается ни на минуту.
Затихнуть не дает игра. У “Виктори” она идет пусть и не идеально, но гол в первом тайме хозяева забивают. Сектор впадает в буйство экстаза, зажигая файер с живописным оранжевым дымом. Это он зря: поскольку прогноз погоды не исключал дождь, крыша над “Etihad Stadium” сдвинута. То есть нет ни ветра, который мог бы разогнать клубы, ни пустоты над полем, куда он мог бы улететь. Взвесь постепенно заполняет пространство.
“Один гол — это очень мало. Нужно забивать еще. С “сухими” матчами у “Виктори” напряженка”, — серьезно говорит Влад, и мы болеем дальше.
Жизнь ничему не учит фанатов “Виктори”. В начале второго тайма “темно-синие” удваивают перевес, и история повторяется: файер начинает дымить на секторе. Полиция даже не пытается добраться через гущу народа к поджигателям. Хотя в конце матча терпение у стражей порядка лопает, и кое-кого они все-таки выводят под белы руки с трибуны.
Фанатский сектор “Виктори” работает по схожим с нашими стандартам. Главный запевала руководит всеми при помощи мегафона и на игру не отвлекается. Остальные болеют и машут флагами. Самый колоритный — двуручник, посвященный албанцу Берише. Он с фирменным орлом и надписью на албанском, видимо, означающей полное почтение к игроку.
В перерыве все болельщики рады поднять в воздух розданные перед матчем трещотки. На ком остановится камера, тот и выиграл тысячу долларов, объявляет диктор, и люди в погоне за тысячей обеспечивают промоушн спонсорам раздачи, название которых также на трещотке.
Стадион болеет в подавляющем большинстве за “Виктори”. Болельщиков “Сити” немного, и не шибко они горластые. “Темно-синие” чувствуют себя полноправными хозяевами и арены, и происходящего на поле. Тревожных минут в этом дерби было немного. И это имело немало плюсов. Например, сидящие перед нами фанаты с флагом “Сити” быстро перестают им махать.
В концовке на поле едва не случается еще один сюжет — драка команда на команду. Вмешательство арбитра помогает предотвратить мордобой, который больше нужен “Сити”. Однако забивает вновь “Виктори”. 3:0 — и можно спокойно докуривать матч вместе с болельщиками, которые, разумеется, пускают в воздух дым еще одной шашки…
“Влад, а почему ты детей назвал английскими именами?” — спросил я в конце второго тайма, когда все уже было ясно. “Ну а чего у них потом всю жизнь будут спрашивать, откуда ты, как у меня? Я и не в обиде в общем, но просто зачем?” — сказал Влад.
“Эйден, к моему следующему приезду в Австралию ты должен выучить какое-нибудь стихотворение на русском. “Бородино” хотя бы”, — погрозил я Эйдену на прощанье. “О»кей”, — улыбнулся он хитрой австралийской улыбкой.
Спасибо хотя бы за попытку, Эйден! А Владу спасибо за не- оценимую трактовку австралийской спортивной и не только жизни для гостей из другого полушария. Везде жизнь, везде наши люди — и это прекрасно.
Ну и, конечно, спасибо за все ресторану “12 стульев”! Будете в Мельбурне — обязательно заходите! Хоторн Роуд, 105, Колфилд Норт. Уютный интерьер, доступные цены, хороший сервис. Очень душевный повар.

МЕЛЬБУРН ВИКТОРИ
Основан в 2004 году.
Город: Мельбурн (население — 4 442 919).
Стадионы: “ААМI Park” (30 050) и “Etihad” (53 359).
Достижения: премьеры “А-лиги” (2007, 2009), чемпионы “А-лиги” (2007, 2009).

“А-ЛИГА”: ЛЕГИОНЕРСКИЕ ХЛЕБА
Австралийцы при создании обновленного внутреннего первенства изначально понимали, что без помощи легионеров вряд ли получится выйти на серьезную орбиту. Однако бездумного завоза рабочей силы из-за рубежа не было. Частично этому помогали сложные требования для получения визы.
Любопытно, что считают австралийцы именно визы, а не паспорта. То есть граждане Австралии, которые получили второй паспорт и стали выступать за другую страну, все равно не считаются легионерами. Как и родившиеся за границей, но успешно подавшие впоследствии документы на австралийское гражданство.
При этом не подпадают под правило “пяти виз” игроки, приглашенные для замещения травмированных игроков и игроков, задействованных в национальной сборной (учитывая, что, например, значительная часть Кубка Азии прошла параллельно с турами “А-лиги”, это весьма уместно).
Есть еще возможность пригласить так называемых “guest players”, которые могут провести за клуб максимум десять матчей. Именно в этом качестве в “Мельбурн Сити” гостил этой зимой Давид Вилья. Правда, испанца вскоре стремительно отозвали американские владельцы — в итоге форвард провел лишь четыре игры.
Для порядка отметим, что новозеландский делегат “Веллингтон Феникс” подчиняется тем же правилам. Только для “фениксов” словосочетание “австралийский паспорт” меняется на “новозеландский”.
Сейчас все пять визовых слотов заполнили только шесть команд из десяти (“Аделаида Юнайтед”, “Мельбурн Сити”, “Мельбурн Виктори”, “Сидней”, “Веллингтон Феникс” и “Вестерн Сидней Уондерерз”).
У “Брисбен Роар” и “Перт Глори” — по четыре иностранца. У “Сентрал Коуст Маринерз” — трое. А самая австралийская команда лиги — “Ньюкасл Джетс”. Там двое легионеров.
Если вспоминать известных пришлых, то начинать, конечно, нужно с Алессандро Дель Пьеро и Ромарио. Великий итальянец защищал честь “Сиднея” на протяжении сезонов-2012/13 и -2013/14, а бразилец в 2006-м помогал “Аделаиде Юнайтед”. За две команды успел поиграть в Австралии Робби Фаулер (разорившийся “Норт Квинсленд Фьюри” и “Перт Глори”). В Перте же год назад выступал известный француз Вилльям Галлас. За “Сидней” за шесть лет до Дель Пьеро один год пылил бессмертный тринидадец Дуайт Йорк.
Из тех, кто играет сейчас, можно отметить австрийца Марко Янко и ирландца Дэмьена Даффа.
Представителей постсоветчины в “А-лиге” было двое. Украинец Евгений Левченко защищал цвета “Аделаиды Юнайтед” в сезоне-2011/12, а литовец Дарвыдас Шернас засветился в “Перт Глори” в прошлом футбольном году.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?