Пятый фол Дмитрия Герчикова. Грамадзянка Хардзiнг
Тем не менее белорусы уже вовсю ломают копья в дискуссиях относительно того, нужен ли обойме Анатолия Буяльского варяг, или же это путь к дискредитации института национальных команд. Поскольку в спорах рождается не только истина, но и целый ряд мифов, я постарался собрать воедино все самые актуальные вопросы последней недели — и дать на них, насколько возможно, объективные ответы. При этом основной задачей видел не манипуляцию мнениями болельщиков, а чистку оных от изначально неверных посылов.
Нужна ли нам Линдсей Хардинг? Да. После того как из большого баскетбола ушли Ольга Подобед и Наталья Марченко, белорусская сборная столкнулась с критичным дефицитом первых номеров. В отборе к Евробаскету-2013 это еще не так сильно бросалось в глаза из-за не самой высокой квалификации соперников. А вот на топ-турнирах (форум континента, прошлогодний чемпионат планеты) стало особенно заметно, что за Александрой Тарасовой “чистых” разыгрывающих сразу в нескольких поколениях кряду — как предыдущих, так и последующих — нет. Наталия Ануфриенко и Ольга Зюзькова профилем ближе к атакующим защитницам и именно при исполнении данных функций максимально продуктивны. Надежда Дрозд и Жанна Городецкая из-за проблем со здоровьем летним приключениям куда охотнее предпочтут восстановление с последующим продлением на год-другой клубной карьеры. Светлана Кудряшова после возвращения из декрета никак не обретет стабильность. Тогда как молодежь, обкатывающаяся в дублях основ да команде РУОРа, пока даже чисто физически к взрослым вызовам не готова. То бишь налицо ситуация, когда в стране сформирована целая команда, способная бороться за максимальные результаты. Но нехватка одной-единственной детали в механизме может его застопорить без полномасштабной реализации потенциала — и оставит “золотое поколение” белорусских баскетболисток без лебединой песни. Натурализация Хардинг проблему решает, позволяя рассчитывать не только на высокий финиш в рамках чемпионата Европы, но и на путевку в олимпийский Рио.
Зазорно ли сборной пользоваться услугами иностранок? Нет. Борцы за чистоту состава апеллируют в спорах к патриотическим чувствам. Мол, зачем нам зарубежный “натурпродукт”, если можем сами растить таланты? Ну а коль стране это не под силу, значит, не место белорускам на баскетбольных пьедесталах. Останемся лучше пятыми-десятыми, но зато гарантированно нашими… Посыл кажется благородным и справедливым, но лишь до момента, пока не возьмешься изучать опыт ведущих баскетбольных держав — на который пуристы, кстати, рекомендуют опираться. Итак, Испания титул сильнейшей команды континента-2013 завоевала во главе с натурализованной американкой Санчо Литтл, признанной MVP турнира. Турчанки, совершившие самый яркий прорыв в иерархии сборных последних пяти лет, последовательно опирались на услуги сразу трех “легионерок” из Штатов: Кристен Невлин, Куанитры Холлингсворт и Латойи Сандерс. Россиянки уже декаду не представляют себя без заокеанского плеймейкера, сначала Бекки Хэммон, а затем Эпифани Принс. Француженки наверняка бы тоже к этой мере прибегли, но они и так используют чужестранок из Бенина, Габона и прочих бывших колоний под прикрытием политического лобби. И это мы ведем речь о странах с самыми мощными национальными чемпионатами на континенте и сильнейшими академиями по производству талантов!
Более того, в контексте спора за путевки на ОИ многие прямые конкурентки белорусок по Евробаскету использовали свое право на натурализацию. Польша, Швеция, Венгрия, Черногория зовут под знамена иностранок, чтобы попасть на Игры-2016, считая, что на войне все средства хороши. В результате возникает вопрос уже у меня: какого черта отказываться от способа укрепления состава, официально разрешенного всем соискателям наград? Неужели у нас такая развитая, богатая и конкурентоспособная в баскетбольном плане система, чтобы пренебрегать правом на “бонусный” талант? Или же это опять тот “особенный” путь белорусов, которым мы двигаемся уже несколько десятков лет, игнорируя опыт команд, умеющих выжимать пользу из любой мелочи для достижения результата?
После Хардинг паспортизацию поставят на поток и превратят “дрим-тим” в сборище чужестранок? Нет. Давайте раз и навсегда поставим точку в этом вопросе. Баскетбол — это не хоккей с футболом или гандболом. Здесь, конечно, тоже можно натурализовать десяток, сотню, а то и тысячу спортсменов. И даже вызвать их на сборы. НО! Под эгидой официальных турниров ФИБА в заявке национальной дружины может фигурировать лишь ОДИН “одомашненный” игрок. Иметь несколько варягов под рукой удобно лишь с позиций ротации: перед каждым конкретным форумом есть шанс укрепить легионером именно ту позицию, что провисает больше всего здесь и сейчас. В остальном профита нет в принципе — ФИБА позаботилась о том, чтобы пример гандбольной сборной Катара так и остался уникальным.
Хардинг на самом деле “божит”? Да. В 2007-м ее выбрал под первым номером драфта “Финикс”, поскольку в своем университете “Дьюк” спортсменка собрала все мыслимые и немыслимые награды — как защитного, так и атакующего плана. В женской НБА она стабильно имела по 20 с лишним минут времени на площадке, набирая свыше 12 баллов что в “Миннесоте”, что в “Вашингтоне”, что в “Лос-Анджелесе”, что в “Атланте”. С последней, кстати, вместе с нашей Еленой Левченко американка в 2012-м дошла до полуфинала конференции. Тогда же, к слову, она участвовала в “Матче всех звезд”.
Вспомним и о том, что Линдсей постоянно включалась в расширенный список сборной США для участия в чемпионате мира и Олимпийских Играх. Однако травмы, случавшиеся неподходящим образом, выводили ее из обоймы. Впрочем, это не мешало Хардинг впоследствии восстанавливаться — и зажигать на клубном уровне уже в Европе. Плеймейкер, нынче выступающая за турецкий “Эдирне”, имеет шикарный послужной список, в котором нашлось место и курскому “Динамо”, и стамбульскому “Галатасараю”. К слову, история выступлений баскетболистки — ответ критикам, считающим, что в европейский контекст новобранка не впишется. Поверьте, она знакома с ним лучше многих отечественных баскетболисток, дальше чемпионата Беларуси не выбиравшихся.
Выступления Хардинг обойдутся нам в кругленькую сумму? Нет. По моей информации, порочная практика ряда европейских сборных, “отстегивавших” легионеркам за каждый матч в своих рядах, Беларусь обошла стороной. Расходы на Линдсей превышать среднестатистические будут разве что в вопросах оформления документов (виз, билетов) и каких-то мелких бытовых нюансах. В остальном же Хардинг станет на тот же баланс, что и все иные участницы “дрим-тим”. В чем тогда польза натурализации для американки? Отвечу. Во-первых, участие в Олимпиаде — мечта каждого спортсмена. И ради ее осуществления имеет резон примкнуть к коллективу, имеющему реальный шанс завоевать путевку в Рио. Во-вторых, хорошо “набитая” статистика в турнирах ФИБА — залог щедрого клубного контракта. А то, что у Хардинг появится перспектива вместе с работой на команду поработать на себя, вряд ли кто сомневается — о скудости конкуренции на позиции плеймейкера уже говорилось. Наконец, паспорт Беларуси упростит Линдсей трудоустройство в Европе. Ведь из категории “американский игрок” она перейдет в ранг “игрок из страны, не входящей в ЕС”. А на них ограничения да лимиты в целом ряде первенств куда слабее, нежели на янки. Так что Хардинг, помогая нашей команде, одновременно помогает и себе — при этом будучи заинтересованной в успешном исходе всего грядущего двухлетнего цикла.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь