Максим Ромащенко. Закрыл глаза и “зарядил” с перепугу!
Но мы говорим Максим Ромащенко — вспоминаем Буффона. Вспоминаем Буффона — говорим Максим Ромащенко. Двумя фантастическими ударами на стадионе в Парме Макс попал не только в авоську Джанлуиджи, но и в историю. Один из лучших вингеров в нашем футбольном бытие не стал изобретать велосипед и вывалил как на духу историю своей итальянской феерии. На дворе стоял октябрь 2004-го, а на газоне шла сеча за путевки на немецкий “мир” 2006-го. Первый и единственный полноценный “квалифай” Анатолия Байдачного…
Газеты и амбиции
— В принципе отбор к чемпионату мира-2006 мало чем отличался от других квалификаций. Лучше всего удался цикл-2000/01 при Малофееве, когда боролись с украинцами за поездку в Японию и Южную Корею. Вот тогда действительно имели реальный шанс. Правда, “продули” в Минске 0:2 и этот шанс упустили. А остальные отборочные турниры прошли в одинаковом ключе. Стабильно попадались два, а то и три сильных соперника. Что-то противопоставить им было тяжело, хотя делали все возможное. Вспоминаются некоторые громкие победы, вроде той, когда в 2007-м обыграли дома голландцев — 2:1. Но это отдельные уколы, вспышки, которыми радовали болельщиков и себя. А по сути, за исключением того малофеевского отбора, грандиозных задач никогда не решали. Играли в свою силу.
Хотя при Байдачном шли более или менее ровно. В десяти матчах — две победы, четыре ничьи. Разница голов — 12-14. Тот период остался в памяти как время вполне достойной игры и нормальных результатов. Атмосфера тоже была комфортной. Только амбиции у нас всегда завышались прессой. Не подумайте ничего плохого — газеты в том числе защищали футболистов от различных нападок и временами вполне разумно указывали на ошибки. Но изначально от сборной ждали того, что превосходило ее возможности. Ориентировали на места, которые не соответствовали уже хотя бы нашему положению в рейтинге ФИФА. А потом, когда на выходе получалось, что и должно было получиться, футболистам всегда попадало. Мол, сыграли не так, как планировалось. Самооценку стоило бы поумерить. Но тогда еще “молодежка” удачно выступила, съездила на чемпионат Европы…
Да, в отборе на “мир”-2006, может, и попался только один настоящий гранд — Италия. Однако Норвегия, Шотландия, Словения — очень сильные, по европейским меркам, сборные, которые находились в первом полтиннике рейтинга. В принципе могли соперничать с ними, но было трудновато. Разгонялись вроде неплохо. Стартовали с ничьей в Осло, забили четыре гола молдаванам. А в третьем туре встречались с бандой Марчелло Липпи. На итальянцев тогда общественность давила: они провалили чемпионат Европы-2004, а перед встречей с нами сыграли вничью со Словенией. На белорусов же ничего не давило. Ну какой может быть пресс, когда мы в районе седьмого-восьмого десятка? Да и волнения особо не чувствовалось. Никакой паники, только спокойствие. Лично у меня мандраж случался лишь в начале карьеры. Во времена, когда переехал с Украины в Беларусь, только становился на профессиональный путь и завоевывал первые трофеи с Мозырем…
Мальдини и Ривалдо
Играли в Парме. Небольшой стадион. Я обычно не запоминаю подробностей: как там летели, как готовились… Говорите, накануне жили в гостинице Минского международного образовательного центра? Вот не скажу точно… Вполне возможно. Лишь однажды на моей памяти поселили в хороших условиях — то ли в “Виктории”, то ли еще где. А так или в Стайках, или в чем-то наподобие образовательного центра. Понятно, в то время условия отличались от современных. Наверное, это нормально, жизнь движется вперед. Но никто тогда не жаловался — концентрировались на футболе. Это нынешние игроки как сыр в масле.
Что точно могу вспомнить — прекрасного качества поле. И народ пришел. В футбольных странах национальная сборная всегда собирает полную арену. Причем нашлось там место и белорусским барабанщикам. Их немало приехало. Все девяносто минут шумели. В общем, антураж крутой. Можно, конечно, сказать, мол, белорусам должно быть обидно, что встречи с ними переносят в небольшие города. Но это нисколько не задевало — как говорится, не первый день замужем. Надо трезво оценивать свое положение в мировой иерархии. То же самое, когда мы принимаем в Бресте, Гомеле или еще где команду второй сотни рейтинга. Все справедливо.
Матч, кстати, предваряло благотворительное мероприятие. Футболисты выходили на поле в сопровождении белорусских детей из чернобыльских районов, проходивших оздоровление в Италии. Это правильно — детей надо поддерживать. Благотворительность никто не отменял.
Не припомню, чтобы кто-то из тех итальянцев вызывал у меня особый трепет. А вот когда в предыдущий раз встречались с этой сборной в отборе к EURO»2000, было интересно поиграть против Мальдини. Тогда у “Скуадры адзурры” более возрастная плеяда “бомбила”: Костакурта, Каннаваро, Вьери… И мы две ничьи вырвали: 1:1 — в гостях, когда Валик Белькевич с моей передачи забил, и 0:0 — дома. От тех итальянцев прямо веяло историей. Эдакие старинные звезды, находясь рядом с которыми, чувствуешь кайф. А еще когда забиваешь… Вот это я запомнил! Мальдини вообще в ту пору был богом обороны. Если в гостях еще получилось ему противостоять, то дома меня даже заменили в перерыве — Паоло полностью выключил из игры. И главное, ничего вроде особенного не делал. Но вы же знаете: все гениальное просто. Никто не изобретает колесо, однако уровень настолько высок, что аура так и прет. И потом еще раз довелось почувствовать нечто подобное — когда много лет спустя встречались со сборной Германии в Кайзерслаутерне. С другими сборными — нет, а вот с этими двумя — почувствовал. Немцам Виталя Булыга два забил — “скатали” ничью. Баллак, Швайнштайгер… Их солидность завораживала. На таких людей и настрой сам собой появляется. Не надо никого накачивать лишний раз.
Из сборной Италии образца 2004-го понравился в первую очередь Тотти. Тоже ничего лишнего. Маэстро, дирижер — называйте как хотите. Все плавно, по делу. Профессионал. Играешь рядом и понимаешь, что такое настоящий футболист. И еще Дзамбротта — у человека два сердца. Бежал за ним, бежал, кричу: “Да погоди ты уже, остановись!” Но Дзамбротта как будто русского языка не понимает — пришлось по ногам бить. Арбитр, правда, не оценил — “желтую” дал.
Вообще из всех футболистов больше других импонировали Хаджи и Ривалдо. Оба — левши. А я на таких априори внимание обращал. И оба технично обращались с мячом, как жонглеры в цирке, и классно исполняли штрафные. Эталоны, можно сказать.
После итальянцев с кем-то футболкой поменялся — это точно. А вот с кем — не скажу уже. Маек немало в коллекции. У сына где-то лежат. Самая памятная? Ха, моя! А если серьезно, их штук сто. И одну не выберу. Вот тесть кайфует от голландской. Ярый поклонник “оранжевых”. Когда в гости заходит, всегда просит: “Покажи, покажи!”
Курьезы и голы
Все начиналось для нас печально — так же и закончилось, как мы ни сопротивлялись. Италия забила, сколько захотела, а мы — сколько смогли. В принципе могли дожать и отвоевать еще одну ничью. Во втором тайме дело спорилось, наступали сопернику на пятки. Вот в первом тайме не сложилось. Беды сразу начались. Вася Хомутовский болезненно столкнулся со своим же — с Лавриком. Он что, правда получил сотрясение и спрашивал в самолете, как сыграли? Серьезно? Как-то не заметил по его поведению. То ли я прозевал это, то ли забыл, но впервые слышу. Ну, раз доиграл до конца — это уже подвиг. Молодец!
А вот эпизод, когда Володя Корытько “включил волейболиста” в своей штрафной и Тотти открыл счет с пенальти, я помню. Конечно, такое в футболе случается. Все происходит спонтанно, молниеносно. Как в свои ворота забивают? Не специально ведь. Знаете, сколько еще подобных курьезов могу рассказать? Вот один казус из собственной карьеры. Выступал за белгородский “Салют”. Главным тренером был старший брат — Мирослав Юрьевич. Выигрывали 2:1 за пять-десять минут до конца. Соперник подавал угловой, я стоял на ближней штанге. Мяч летел прямо в цель, вратарь крикнул, что берет. Я, естественно, хотел убрать голову. Но все происходило столь стремительно, в доли секунды, что я не успел увернуться. Мяч чиркнул о мою макушку и залетел в дальний угол. Закончили 2:2, после чего Мирослава Юрьевича отправили в отставку. Сказал ему после матча: “Ну, братуха, извини, не хотел”. Он поржал. Обнялись по-братски. Вот так бывает. Поэтому и не надо искать объяснений, почему Володя рукой за мячом потянулся.
Может, этот момент как раз и повлиял на то, что первую половину провели слабо, уступив 0:2. После перерыва начались догонялки: 1:2, 1:3, 2:3… Почти сподобились на сюрприз. Конечно, тайм на тайм не приходится. Порой нелегко провести обе сорокапятиминутки ровно. Но радует, что смогли-таки преобразиться по ходу матча. Может, итальянцы расслабились. Давал ли Байдачный нагоняй в раздевалке? Вообще не припомню, чтобы он когда-то орал на нас. Хотя каждый тренер, при мне руководивший сборной, был по-своему эмоциональным. Кто-то больше, кто-то меньше. Малофеев, например, постоянно бегал по бровке, размахивал руками, а в раздевалке вел себя спокойнее, четко объяснял ошибки.
После перерыва громко хлопнули дверью стадиона в Парме. Два моих гола? Ну что вам рассказать?.. Первый забил с перепугу — закрыл глаза и “зарядил” с пятидесяти метров. А второй удар, со штрафного, наносил уже из последних сил, еле-еле. Все гениальное просто!.. Если серьезно, то в первом мяче действительно есть элемент случайности. Бил наудачу, хотя целился конкретно по воротам. Залетело — повезло. Второй же — абсолютно целенаправленный удар. Все-таки штрафные — это моя фишка. Более того, где-то в глубине души знал, что забью. Мы тогда попеременно исполняли “стандарты” с Валиком Белькевичем. Когда подходили к мячу, советовались, для кого точка выгоднее и кто больше уверенности чувствует. В тот момент тоже стояли вместе. Ему вроде с правой удобнее было исполнить, но я попросил: “Вал, думаю, забью, дай попробовать”.
Многим кажется, что у левшей удар чаще всего сильнее, чем у правшей. А вот я поспорил бы. Возьмите того же Кумана. Бьет с правой будь здоров. Просто левшей мало и они ярко выражены. Специфическое восприятие. Правшей гораздо больше — глаз замыливается.
Это уже заезженная история, что отец тренировал мой удар мячами, набитыми песком, так что не буду повторяться. Я сейчас и сына так натаскиваю — утяжеленными мячами. Весят всего лишь на пару килограммов больше. (Смеется.) Раз двести ударишь — нога отваливается. А так ничего сверхъестественного. Сын, кстати, тоже левша, играет сейчас за СДЮШОР “Спартак-2” и так же классно исполняет штрафные, перекидывая “стенку”. Что-то есть наследственное. Вообще, наверное, такие способности отчасти даются изначально. Но я долго и усердно их совершенствовал — даже природный дар надо развивать.
В 2004-м забил восемь голов за восемь матчей за сборную. Многие говорили о пике моей карьеры… Видимо, это действительно был пик. Ведь всегда есть какие-то взлеты. Тогда еще и титул лучшего футболиста страны получил. Только, бывает, ты всю жизнь пашешь, стремишься к каким-то достижением, а когда чего-то добиваешься, миг триумфа проходит мимо. Тогда досадная история произошла — не смог добраться на церемонию награждения в Минск. Приехали с женой в “Шереметьево”. Я в костюме, с прической — весь такой красавец. Супруга в платье — у нее как раз день рождения. Думаем: пойдем после церемонии в ресторан, откроем шампанское — двойной повод. И вдруг сообщают, что самолет неисправен. Искали, как билет поменять, а нам все: “Сейчас починят. Подождите часик”. А там часик за часиком, и тю-тю — поезд ушел. А самолет остался. В итоге праздник провели в аэропорту в разочаровании. Даже дома, кажется, не стали шампанское открывать. Вот вам и пик. Всем пикам пик…
Обидно, что на топ-турнир так и не пробились. Знаете, как говорят: “Да где вы играли?!” И про себя могу сказать: “Да где я играл?!” В “Play Station” только. На чемпионате мира — нет, на чемпионате Европы — нет, в Лиге чемпионов — тоже не играл. Получается, значимых высот достичь не удалось. Но “если бы да кабы” — сослагательного наклонения не приемлю. Все надо делать в отведенное время. Что произошло, то произошло…
ТАБЛО
ЧЕМПИОНАТ МИРА-2006. ОТБОРОЧНЫЙ ТУРНИР
Группа “Е”. 3-й тур
ИТАЛИЯ — БЕЛАРУСЬ — 4:3
ПАРМА. 13 октября 2004 года. Стадион “Эннио Тардини”. 16510 зрителей.
СУДЬЯ: К.Мехия Давила (Испания).
ИТАЛИЯ: Буффон — Оддо (Каннаваро, 69), Матерацци, Неста, Панкаро — Гаттузо, Де Росси (Блази, 75) — Диана (Перротта, 65), Тотти, Дзамбротта — Джилардино.
БЕЛАРУСЬ: Хомутовский — Тарловский, Яскович, Штанюк, Гуренко — Кульчий (Ковель, 84), Лаврик (Ковба, 76) — Корытько (Булыга, 37), Белькевич, МАКС.РОМАЩЕНКО — Кутузов.
ГОЛЫ: 1:0 — Тотти (27, с пенальти за игру рукой). 2:0 — Де Росси (33). 2:1 — МАКС.РОМАЩЕНКО (52, пас — Лаврик). 3:1 — Тотти (74, со штрафного). 3:2 — Булыга (77). 4:2 — Джилардино (87-г). 4:3 — МАКС.РОМАЩЕНКО (89, со штрафного).
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ: Корытько (26, за умышленную игру рукой), Гуренко (34, за несогласие с решением арбитра), Яскович (37, за грубую игру), Дзамбротта (56, за неспортивное поведение), МАКС.РОМАЩЕНКО (58, за удар по ногам в борьбе за мяч), Оддо (66, за умышленную игру рукой), Штанюк (73, за грубую игру).
УДАЛЕНИЕ: Яскович (93+, за грубую игру после ранее полученного предупреждения).
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь