Весенняя поверка. “Динамо” крест
ТРЕНЕРСКИЙ ПРОЛОГ
Биография Сергея КОВАЛЬЧУКА неразрывно связана с брестским “Динамо”. Но, пожалуй, еще ни разу футбольная жизнь не брала молодого главкома “бело-синих” на столь суровый излом.
— В вашей карьере случались межсезонья, по валу проблем и унынию в настроениях сопоставимые с нынешним?
— Однозначно — нет. За годы, проведенные в футболе, впервые переживаю такой тяжелый подготовительный этап. Финансовая ситуация и тренировочный процесс тесно взаимосвязаны. К сожалению, в “Динамо” сегодня эта связь со знаком “минус”. Серьезные денежные проблемы порождают значительные пробелы в подготовке. Предсезонка фактически провалена. В те месяцы, когда закладывается база на соревновательный год, мы тренировались в скомканном режиме, не имели возможности выехать на полноценный сбор даже по области. Вот и думаю, что будет на выходе?
— Пока особого просвета не видать. По полгода не получая зарплат, недолго дойти до ручки. Как умудряетесь выживать?
— Ха, по-разному. Кто-то что-то успел накопить и сейчас потихоньку проедает, кто-то где-то одолжил. Крутимся. За полтора миллиона белорусских рублей в месяц прожить нереально. Особенно тем, у кого семьи.
— Что вы читаете на лицах подопечных: отчаяние, апатию, обиду, злобу?
— Знаете, при всех неурядицах я удовлетворен отношением команды к делу. Все, что требую и прошу, ребята выполняют. Хотя, конечно, между собой ведут невеселые разговоры. Причем расстраиваются даже не столько по причине угнетающего безденежья и нестабильности, сколько из-за, если можно так выразиться, творческого простоя. Понимают, что рваная подготовка, как правило, вылезает боком по ходу сезона. А барахтаться среди аутсайдеров не хочется никому. Есть же, в конце концов, амбиции и желание заявить о себе.
— О дальнейшем пополнении рядов спрашивать глупо?
— Процесс комплектования практически завершен. Да, я был бы не против пригласить еще пару-тройку игроков на определенные позиции. Но, увы, в нашем положении не до кадрового жиру.
— О ком-либо из покинувших коллектив футболистов по-настоящему сожалеете?
— Жалеть о потерях не в моих принципах. Во всяком случае публично. Скажу так: не со всеми из ушедших хотели прощаться. Однако и силком никого не держали. Вообще, считаю, слабее “Динамо” не стало. Вернули в Брест Цевана, Фомичева, укрепились Юрченко, Рожковым, Челядко. Пока новичками доволен. Есть желание работать, есть сбалансированность состава. Повторюсь, если бы не больная финансовая загвоздка, смотрел бы в будущее с оптимизмом.
— Наличие в обойме Василюка остается ударной силой?
— Рома — моя опора. Подлинный капитан. Ему тоже непросто и морально, и материально. Но он по-прежнему является примером отношения к профессиональным обязанностям.
— Вас не тревожит немалое количество поражений в контрольных поединках с не самыми грозными оппонентами?
— Поводы для беспокойства есть всегда. Только я бы не стал брать эти спарринги за основу для далеко идущих выводов. Вспомните, в прошлом межсезонье мы были едва ли не чемпионами по “товарнякам”. А в официальных встречах выглядели куда скромнее.
— Бресту и сегодня прочат борьбу за выживание. Особенно в свете ваших финансовых бед…
— Пусть прочат. Разговоры разговорами, а наши истинные возможности покажет чемпионат. Потенциал у команды есть.
— Нашу беседу все-таки закольцую вопросом о понедельничном челобитном письме игроков, тренеров, работников “Динамо” на имя губернатора Брестской области Анатолия Лиса. Вы верите, что оно найдет живой отклик у адресата?
— Мы на это искренне надеемся. Не в космос ведь обратились. Люди давно могли пойти по судам, но терпят. Им не нужны какие-то проценты, просто они хотят минимально защитить свои человеческие и спортивные интересы и развернуть ситуацию на 180 градусов. Месяцами же ничего не двигается с мертвой точки. Если честно, год назад думал, что хуже быть не может. Оказывается — может…
СВЕЖИЙ РАКУРС
В “расстрельной” должности директора клуба Владимир МАТУСЕВИЧ вернулся в структуру брестского “Динамо”, где в 1998-2003 и 2005-2006 годах уже работал начальником команды, около трех месяцев назад. И за этот короткий период в волосах Владимира Михайловича наверняка прибавилось седых прядей.
— Давайте начистоту: все очень плохо?
— О глубоком и тем более необратимом кризисе говорить рано. Но ситуация тяжелая и пока развивается в неблагоприятном для “Динамо” направлении. Сейчас наш самый главный враг — время. До процедуры лицензирования его с каждым днем остается все меньше. Если не пройдем ее — клуб окажется на грани закрытия. Первое решение по вопросу выдачи лицензии намечено на 20 марта.
— Ключевая закавыка — задолженности по зарплатам?
— Они самые. Остальные критерии нами соблюдены. А вот с зарплатными долгами рассчитаться пока не удается. Плотно занимаемся вопросом получения кредита в банке, в котором обслуживаемся. На эти поступления сегодня основная надежда. Но даже они не позволят погасить долги полностью. Первоочередной расчет намерены произвести с теми, кто уже уволился. Далее — пошагово.
— Какова сумма долгового “висяка”?
— Внушительная — порядка трех с половиной миллиарда рублей.
— Неужели “Динамо” совершенно негде искать помощи?
— Вы же видите, как лихорадит экономику страны. 30-процентная девальвация национальной валюты, сокращения, прекращение деятельности еще недавно вполне успешных фирм. Кроме того, в Бресте попросту нет крупных, финансово стабильных предприятий. За исключением разве что “Санта Бремор” и его филиалов. Спасибо “Санте” за поддержку, но ее в условиях острого спонсорского дефицита и так разрывают на части просьбами о содействии. А ведь есть игровые команды и в других регионах Брестчины. На всех денег не хватает. Где же нам обзавестись богатым патронажем? В районных центрах проще, там меньше клубов, широко не культивируются олимпийские виды. Поэтому и средства не так распылены.
— Футболисты и тренеры, шаря по дырявым карманам, проникаются подобными объяснениями и оправданиями руководства? Нынче от безысходности все большую популярность набирают обращения в суд…
— Я не прячу голову в песок. Постоянно беседую с игроками и по-человечески их понимаю. Они тоже общаются в своем кругу, с футболистами из других команд, ищут пути выхода. И видят: стоит подать иск — на них обращают внимание, начинается хоть какое-то движение. Другой вопрос, что если нет денег на зарплаты, то выплаты по исковым заявлениям только усугубят ситуацию, клуб может оказаться на пороге банкротства. Повторюсь, мы не сидим сложа руки. Помимо кредита и поиска спонсоров, прорабатываем вариант продажи расположенного в центре города клубного офиса. Если выгорит — погасим все задолженности и даже останемся в плюсе.
— Наскрести по сусекам хотя бы на один цельный сбор действительно было нереально?
— От зарубежного в целях экономии отказались сразу. А условием сборов в Беларуси везде, куда обращались, являлась как минимум 50-процентная предоплата. Мы ее предоставить не могли. Нет денег — нет любви.
— Упреки со стороны футболистов и наставников, негодование болельщиков, обивание чиновничьих порогов… Если откровенно, по весне вы не жалеете, что подписались на директорство в “Динамо”?
— К концу неудачного рабочего дня, когда планы идут прахом, бывает, грызут черные мыслишки. А утром просыпаюсь и понимаю: надо не ныть, а идти на работу и действовать. Я по натуре упертый человек. И оптимист.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь