Судьба человека. Чернобыльская молитва Оксаны Мастерс
Невыносимая жизнь на родине, приемная семья из Америки, два десятка операций и три медали на летней и зимней Паралимпиадах. “ПБ”, вдохновившись биографией этой удивительной спортсменки, пересказывает ее своим читателям.
МЕЧТА
Попасть в приемную семью до сих пор мечтает каждый детдомовский ребенок. Что уж говорить про обездоленных детей, которых судьба “наградила” дикими, нечеловеческими последствиями воздействия радиации, вынудив остаться без семьи. Оксана, искалеченная еще до рождения, словно сошла со страниц “Чернобыльской молитвы” Светланы Алексиевич. Родители, не долго думая, отказались от нее сразу же после рождения — в июне 1989 года. Для принятия страшного решения им хватило беглого взгляда на младенца: девочка появилась на свет шестипалой, с перепонками между пальцами на руках и ногах, с вывернутым наружу коленом. Откуда им было знать, что у малышки еще неправильной формы почки, нет берцовых костей в обеих ногах, зато две нижние берцовые кости разместились в правой конечности.
Оксана Бондарчук никогда не знала родителей, но с малых лет представляла, что такое Дом малютки, куда она попала в двухлетнем возрасте, а позже и школа-интернат для таких же болезненных малышей. Систематические голод, побои, издевательства и насилие в этом месте встречались куда чаще, чем чистая и сухая одежда, еда и теплые комнаты. Зимой батареи в интернате покрывались сосульками, а пол сковывался льдом и напоминал каток.
В семилетнем возрасте ее удочерила американка Гай Мастерс. Когда девочка уезжала с Украины, то ростом не дотягивала до метра и весила всего 15 килограммов. В США она перенесла более 20 операций, окончила школу, поступила в колледж, выступила на Паралимпийских играх в Лондоне и Сочи, завоевав три медали. Скажете, история Золушки? Бросьте! Эту сказку Оксана совсем не любит: “Я не могу смотреть любое грустное кино, где к людям плохо относятся”.
АД
О плохом отношении между людьми Оксана знает все. Знает даже больше, чем способен вместить разум не только детский, но и взрослого человека. Постоянный голод, вынуждающий детей ночью пробираться на интернатскую кухню в поисках затерявшихся хлебных крошек, следовавшие за поимкой безжалостные побои, издевательства со стороны старших детей и сексуальные домогательства взрослых. Приемная мама Оксаны Гай рассказывала порталу leoweekly.com, повествующему о жизни Луисвилла — города, куда девочка переехала в поисках необходимых врачей: “В восточноевропейских детдомах работники промышляли сутенерством. Они сдавали детей кому угодно, кто приходил с деньгами в кармане”. Свидетельнице и участнице этого ужаса также есть что добавить: “Однажды ночью в коридоре раздались шаги и над кроватью встала тень. Начались изнасилования. И не всегда это были мужчины. Мне было пять или шесть лет. Такие случаи стали постоянными. И пожаловаться было некому”.
Самое страшное детдомовское воспоминание преследует Оксану до сих пор. Вместе с лучшей подружкой Линой она ночью пробралась на кухню. Есть хотелось неимоверно — к тому времени в их желудках было пусто уже два дня. Девочки услышали, что кто- то идет, и спрятались. “Они нас услышали. Лина выбежала, и ее поймали. Они начали бить ее. Они убили ее. Я все слышала. Я молчала”. Корреспонденту местного портала Оксана рассказала, что в интернате стала жесткой и замкнутой: “Я научилась не совать свой нос в чужие дела. Как только покажешь заинтересованность, тебя побьют”. Выживать помогали добрая женщина, время от времени подкармливавшая ее кусочками сахара, и надежда, что когда-нибудь у нее появится мама.
К счастью, фотография семилетней девочки попалась на глаза 43-летней Гай Мастерс из Баффало. Женщина, профессиональный логопед, подозревала, что процесс усыновления восточноевропейских детей больше напоминает черный рынок, но увезти с собой походившего на затравленного зверька ребенка с кошачьими глазами она решила твердо. Через полтора года бюрократических мытарств ей это удалось. Все это время Оксана жила мыслями о скором освобождении из этого ада, где если и давали что-то поесть, то в лучшем случае овсянку и черный хлеб.
АМЕРИКА
Америка — благословенная страна. Здесь девочка, которую собрали по частям, окончила школу и устроилась работать в “Старбакс”. Трудиться было необходимо, ведь как иначе оплатить учебу в колледже? После операций пальцы на руках стали слишком короткими и с многочисленными шрамами, из-за чего девушке сложно держать предметы. Официантка на протезах и со слабогнущимися конечностями — разве реально представить такую картину на родине Оксаны или на прилегающих к ней территориях? Она часто роняла посуду. Говорит, за все время работы разбила шесть стаканов. Не так и много, если разобраться. Друзья за привычку падать и часто все ронять нежно называют ее Грациозная Упс-Анна.
Диковатая семилетняя девочка, только перелетев через океан, узнала, как это здорово — иметь выбор. Она любила включать и выключать свет не потому, что ее привлекало мерцание, а потому, что она могла это сделать. С радостью выбирала наклейки, которые потом нашлепывала на двери своей комнаты, наверстывая упущенные семь лет детства.
В Штатах девочку первым делом избавили от перепонок между пальцами и переконструировали кисти рук. Нижние конечности перестали развиваться. Первую ногу Оксане отняли в восемь лет, через пять лет — вторую. Со временем она получила в пользование пару высококлассных протезов, реагирующих на любое движение своей обладательницы. Но в середине 90-х, как любому отличающемуся от толпы ребенку, ей пришлось терпеть насмешки. Поэтому она искала утешение. И нашла его в занятиях спортом.
ПОИСК
Найти способ активности, который пришелся бы ей по душе и подходил даже с учетом физических ограничений, было не так просто. Вместе с тем Оксана попробовала себя во многих видах: фигурном катании, верховой езде, сидячем волейболе. Скользить на коньках, исполнять элементы и делать небольшие прыжки она научилась на одном протезе. И успешно занималась, пока была цела вторая нога. С верховой ездой пришлось завязать после того, как упала с лошади, а животное, зацепившись за ее протез, протащило наездницу еще какое-то расстояние. Волейбол для сидячих тоже ничем хорошим не закончился. Звук ударяющегося о ладони кожаного мяча слишком сильно напоминал детдомовские побои…
Вариант с греблей наметился только в старших классах. Адаптационный преподаватель физкультуры Рэнди Миллс в ее школе помогает ученикам с особыми потребностями найти подходящий для них вид спорта. Он и предложил Оксане взять в руки весла. С желающими занимался профессионал Боб Харли. Для девушки он стал отцом, которого у нее никогда не было. Харли мог подобрать правильные мотивирующие слова, когда подопечной требовалась поддержка, но при случае мог и подстегнуть.
Занятие, которое начиналось как хобби, после окончания школы превратилось в серьезное дело. Она поняла, что может заниматься греблей профессионально. В 2010 году Мастерс выиграла чемпионат мира в крытых помещениях, который проходил в Бостоне. Там же 20-летняя спортсменка установила рекорд среди женщин, использующих только руки и корпус.
Гребля для нее стала особым спортом — своеобразная метафора и способ дать сдачи всем обидчикам. “Я не могла контролировать свою жизнь на Украине. У меня не было своего голоса, чтобы дать отпор, когда оказывалась в беспомощном положении. Но как только я попадаю в воду, особенно в одиночной гребле, получаю отдачу. У меня теперь есть контроль — это самое спокойное состояние. Все чувства сливаются воедино. Закрываю глаза и каждый раз, когда гребу, представляю, что даю сдачи кому-то, кто меня ударил. Во мне до сих пор много злости и неразрешимых вопросов, а спорт — один из способов разобраться с этим”.
Вскоре исполнилась заветная мечта Оксаны — ее приняли в национальную сборную США на Паралимпийские игры в Лондоне. Разнося в “Старбаксе” посетителям кофе, она между делом говорила о своих достижениях, приправляя новости ироничными замечаниями. Безжалостная к себе, упрямая и нацеленная на успех девушка завоевала место в команде, выступив в состязаниях смешанных двоек с Робом Джоузом. Пара спортсменов-ампутантов завоевала бронзу.
ЯЗЫК ТЕЛА
После лондонских успехов ею заинтересовался авторитетный спортивный журнал “ESPN The magazine”. Ежегодный летний фотосет “Body Issue” каждый раз шокирует читателей новыми формами и вариациями. Причем шум, поднимаемый из-за снимков обнаженных спортсменов, слышен далеко за пределами Соединенных Штатов. Фотографии “ню” теннисистки Агнешки Радваньской вызвали праведный гнев польских католиков. Появление соотечественницы в таком виде они считали недопустимым. В рамках этого проекта обнажались Серена и Венус Уильямс, Майкл Фелпс и другие достой- ные спортсмены, олицетворяющие красоту тела. И вдруг — девушка с протезами Оксана Мастерс. Шок, потрясение и… восторг! Причем ее фото разместили не в какой-нибудь политкорректной рубрике “Спортсмены с ограниченными возможностями” — такой в “Body Issue” нет и быть не может, — а просто в разделе “Гребля”. Словно подчеркивая: мы не видим разницы между ней и соседствующей на странице сбоку прекрасной теннисисткой Даниэлой Гантуховой, ведь обе девушки восхитительны. Так почему эту разницы должны видеть вы?
Обнажиться перед камерой гребчихе было очень непросто. Требовалось побороть внутренних демонов и показать миллионам читателей свое многострадальное тело с кривыми пальцами и ампутированными ногами. Она справилась, потому что лучше других знает, что люди с физическими особенностями тоже могут быть красивыми и привлекательными и не всегда стандарты красоты зиждутся на пресловутых 90/60/90.
СОЧИ
Летними результатами Оксана не ограничилась — она нашла себя и в зимнем спорте. Общефизической подготовки и давнего увлечения тяжелой атлетикой хватило, чтобы проявить себя в лыжных гонках и биатлоне. После успешной Паралимпиады в Лондоне американка представляла США и в Сочи. Зимние Игры прошли для Мастерс еще успешнее летних. После всего годичного занятия лыжами она завоевала серебряную медаль в гонке на 12 километров, а на пяти километрах была третьей. Еще в ее активе два четвертых места: в лыжном спринте и биатлонной гонке на шесть километров.
Оксана поразила всех собравшихся на церемонии награждения, когда пришла получать медаль на своих ногах. Хотя награда завоевана в дисциплине среди сидящих лыжниц, перспектива посетить важное событие самостоятельно очень ее вдохновила. “Для меня очень важна сама возможность ходить. В обычной жизни я всегда ношу протезы. Люблю ходить с друзьями в кино, кафе, клубы. Ношу платья, надеваю каблуки — я же девочка. Хотя занятия спортом предпочту даже… шоппингу”, — щебетала обладательница двух сочинских медалей для “Российской газеты”.
Поездка в Сочи подстегнула ее к изучению русского языка. Из кошмарного детства спортсменка помнит пару приветственных слов, но говорит и думает только на английском. Не забывает она и о своих корнях. Несмотря на предательство родителей, сложнейшую жизнь, полную издевательств и лишений, она любит Украину. Личный аккаунт в “твиттере” иллюстрирует фотографией на фоне флагов США и Украины, желает скорейшего восстановления мира на Донбассе. Ну и продолжает мечтать. Всерьез подумывает о медицинском образовании. Кому, как не ей, знать, насколько это важно — быть и чувствовать себя здоровым.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь