Какие люди! Светлана Вольная: я целиком растворилась в сыне
Ба, да это же Светлана ВОЛЬНАЯ! Первая из белорусских баскетболисток, удостоившаяся чести быть выбранной на драфте женской НБА — в 2001 году клубом “Детройт”. Жаль, так тогда и не заиграла в сильнейшей лиге мира. Зато, вернувшись в Старый Свет, выступала под знаменами многих именитых клубов на самом высоком уровне, входила в число лучших снайперов Евролиги, участвовала в “Матче всех звезд” Европы. А главное — на протяжении долгого времени была лидером сборной Беларуси, внесла огромный личный вклад в сенсационный бронзовый успех “буяльских девчат” на первенстве континента-2007 в Италии. Кстати, после него Вольную номинировали в топ-50 самых успешных и красивых людей Беларуси.
Так каким же ветром на рядовой поединок первенства страны, да еще среди мужских команд, привлекший внимание не более трех десятков зрителей, занесло звезду белорусской сборной двухтысячных, которая к тому же не первый год проживает в России? Естественно, разговорились. Оказалось, пришла на баскетбол ради сыночка — ему интересно посмотреть, “как дяди играют в оранжевый мяч”. А в Минск приехала потому, что у Ильюшки в саду объявили карантин — дети болеют ветрянкой. Вот и решила махнуть с ним на недельку к родным пенатам. Совместить, так сказать, приятное с полезным: выждать паузу, а заодно навестить маму с братом, повстречаться с родными, друзьями, знакомыми. Все-таки выбираться на родину из Твери, где она свила уютное семейное гнездышко, удается так не часто, как хотелось бы. Работа, быт, ребенок, муж — забот хватает. Вслед за нынешними событиями в разговоре невольно вспомнились дела минувших дней, славные победы нашей сборной на международной арене, клубные достижения. Дошли и до американской студенческой поры, с которой, собственно, и начался ее славный путь в большой баскетбол.
— После того как ты перебралась на постоянное место жительства в Россию, до нас доходили лишь обрывочные сведения о тебе. Чем сейчас занята Светлана Вольная?
— Воспитанием сына. Это главная моя задача на сегодня. Ильюше в этом году исполнится пять лет. Очень энергичный ребенок. Как мы с мужем смеемся, у него шило в попе. Не может минуту спокойно посидеть на одном месте. Ему бы все бегать, прыгать, мяч по квартире гонять.
— Так ему прямая дорога в спорт. С такой-то наследственностью…
— Да, с его характером должен быть толк. Вот только куда? Сначала хотели определить в хоккей — маловат. Затем решили отдать в футбол. Вот жду не дождусь, когда потеплеет, чтобы отвести в футбольную школу, посоветоваться с тренером.
— Сынишка сад посещает без скандалов?
— Проблем с этим нет. Наоборот, ему там очень нравится. Он у меня компанейский парень. Правда, довольно избирательный: если кто-то не нравится, играть с ним точно не станет. Мы еще ходим в воскресную школу — сын постигает азы английского языка. В жизни пригодится.
— Ну а сама-то после завершения игровой карьеры чем занимаешься?
— Немного потрудилась агентом. Протекцию составил мой бывший агент. Предложил следить за молодыми талантами. Я даже на юношеский чемпионат Европы выезжала. Но что-то не сложилось. То ли слишком рьяно взялась за дело, то ли во мне заложено излишнее желание помочь девчатам найти хороший денежный контракт. Не знаю. К тому же с маленьким ребенком намаялась, ведь приходилось постоянно мотаться в Москву и обратно. А до нее почти двести километров.
— Няню не пробовали нанять?
— Нанимали. Нам с мужем не понравилось. Может, просто не повезло, но вышла некрасивая история. От услуг няни отказались. На бабушек тоже надежды нет. Моя мама в Минске и уезжать из него не собирается, свекровь также живет в другом городе. Так что приходится крутиться самой.
— А супруг что же — не помогает?
— Помогает по мере возможности. Но он человек занятой, у него свой бизнес.
— Случаем не спортивный?
— Со спортом он не связан. Так, для здоровья занимается в фитнес-центре.
— Слышал, ты пробовала себя и в тренерской работе.
— Было дело. А получилось так. Когда восстанавливалась после травмы, напросилась позаниматься с женской “Тверичанкой-2000”. Немножко учила девчонок уму-разуму, подсказывала, “вставляла”. Слушали внимательно. Наверное, завоевала у них авторитет, зауважали, потому как руководство предложило тренировать команду.
— Могла ведь еще поиграть…
— Пожалуй, могла. Был уже “на мази” и контракт в Греции. Правда, деньги предлагались не те, что раньше. Все-таки год пропустила, не играла, поэтому клуб перестраховывался. Но я подумала-подумала и осталась дома. Так тихо и перешла в другую ипостась.
— Муж не был против?
— Нет. Сказал: “Если тебе еще не надоел баскетбол, иди”. Начинала тренировать “Тверичанку”, когда команда располагалась внизу турнирной таблицы. Постепенно поднялись до пятой позиции. Однако женский коллектив — это что-то особенное, не каждому дано его возглавлять. Чувствовала: не мое. С парнями проще. Я могу сравнить, потому что какое-то время работала в мужской команде КАМиТ-“Университет”. К сожалению, “Тверичанка” из-за серьезных финансовых проблем снялась с чемпионата России, а затем и вовсе прекратила существование. А недавно та же участь постигла и “Университет”. Непонятна позиция городских и областных властей: выходит, им на баскетбол наплевать. Обидно.
— И что же дальше?
— Видимо, пойду тренировать детей. Чувствую, у меня должно получиться. Вот только неожиданно возникла проблема: оказывается, мой американский университетский диплом в России не котируется. Придется снова засесть за учебники. Вот так: век живи — век учись. Скорее всего, поступлю на заочное отделение нашего университета. Как только становишься студентом, уже имеешь право работать с детьми.
— Какой ты тренер? Жесткий?
— Не диктатор, но и не либерал. Требовательная в меру.
— При замужестве свою звонкую фамилию не сменила?
— По-прежнему Вольная. Муж не противился. А вот сын у нас — Илья Степанов. Гражданин России.
— Ты тоже?
— Нет, гражданство не меняла. А зачем? Пока не чувствовала такой необходимости.
— Если не секрет, где вы с мужем нашли друг друга?
— В Сочи. Но это был не курортный роман. Ездила в Мацесту подлечиться, там и познакомились. Чудно: нога болела, хромала — чем ему могла тогда приглянуться?
— Я ничего не путаю: последний раз за сборную Беларуси ты выступала в 2009 году?
— Все верно, на чемпионате Европы в Латвии. Заняли там четвертое место. “Автоматом” забронировали себе участие в финальной стадии первенства мира. Только на него я уже не попала.
— Помнится, твое выступление на той “Европе” вызвало неоднозначную оценку.
— Играла мало. Буяльский почти не ставил меня в состав, последние матчи фактически просидела на скамейке запасных. Хотя чувствовала, что была готова неплохо. Я ведь знаю свой организм. Во всяком случае, выглядела отнюдь не хуже, чем в иные годы, когда уставшая приезжала в сборную после тяжелейших сезонов в Евролиге.
— Обижалась на Анатолия Сергеевича?
— Тренер всегда прав. Он ведь не враг ни себе, ни команде. Раз так видел ситуацию, это его право. Сейчас, вкусив тренерского хлеба, осознаю это еще более четко.
— Самый яркий год сборной — 2007-й?
— Без сомнений! Чтобы дебютант чемпионата Европы с ходу выигрывал бронзовые медали — подобное бывает крайне редко. Возможно, соперники нас недооценили. Но это их проблемы. Команда у нас тогда была — огонь! Заодно с медалями завоевали право сыграть в квалификационном олимпийском турнире в Мадриде…
— …который принес тебе огромные неприятности — получила тяжелую травму колена.
— Гнетущие воспоминания. Ведь из-за нее пролетела мимо Олимпиады в Пекине. А ведь так о ней мечтала! Впрочем, как и все наши девчонки.
— Трагическая случайность?
— Тогда именно так и думала. Однако со временем поняла, что к чему-то подобному все неизбежно шло. Я ведь после отъезда в Америку на протяжении ряда лет толком не отдыхала. Это и отразилось на здоровье. Усталость накапливалась, организм не выдержал такого жесткого графика, начал давать сбои, чередой пошли травмы.
— В Америку улетела в девятнадцать лет?
— В восемнадцать.
— И мама не боялась отпускать такую юную?
— Боялась, конечно. Но я страстно хотела тогда в Америку. Время было такое. Год училась и играла за колледж “Индепенденс”, затем три года за университет “Вирджиния”.
— И настолько успешно, что даже пробивалась в символическую сборную конференции. После того как тебя выбрали на драфте, была уверена, что обязательно дебютируешь в женской НБА?
— Разве в этом можно быть уверенным? Естественно, мечтала об этом. Но от драфта до дебюта дорога очень длинная и тернистая. Далеко не каждому везет. Мне, считаю, не повезло. Не получилось заиграть ни в “Детройте”, ни в “Нью-Йорке”, где проходила просмотр. Ничего не попишешь: не судьба…
— Это правда, что в Америке ты порой тренировалась с мужчинами?
— Правда. Если хочешь стать классной баскетболисткой, надо играть с противником, который сильнее тебя. Тогда и ты растешь.
— По части амбиций ты многим давала фору…
— У меня такой характер. По натуре я боец, признаю только первое место. Если его нет, остальное не имеет принципиального значения.
— А сейчас в Америку тянет?
— Нет. Я везде себя нормально чувствую, можно сказать, гражданин мира. Главное, чтобы были определенные условия для жизни. Сейчас в супермаркете Твери продается практически то же самое, что и, скажем, в Майами. Это во времена Советского Союза разница выглядела колоссальной. И не в нашу пользу.
— После возвращения из Штатов ты здорово поколесила по Европе, довольно часто меняя клубы. В скольких странах поиграла?
— Давайте считать: в Чехии, Франции, Бельгии, Испании, Италии, Венгрии, России, Турции. Кажется, ничего не забыла.
— И где чувствовала себя счастливой?
— Да много было запоминающихся сезонов. Выделить какой-то один сложно. А наиболее комфортно жилось, пожалуй, в Праге.
— С кем-нибудь из партнеров по сборной связь поддерживаешь?
— Постоянную — нет. Близких отношений ни с кем как-то не завязалось. Что ж, так в жизни бывает.
— Ты в курсе, что Анатолий Буяльский снова вернулся в сборную?
— Да, читала об этом в интернете. Слышала, что у девочек с прежним тренером Григасом не все было гладко, возникли сложности в отношениях. Если так, то перемены должны встряхнуть команду, придать ей новый эмоциональный импульс.
— На предстоящем чемпионате Европы будешь болеть за Беларусь или Россию?
— Естественно, за Беларусь. Искренне желаю девчонкам удачи!
— Она им действительно не помешает. Закругляясь, хочу у тебя, Света, спросить. Вот ты добилась многочисленных громких побед, выигрывала медали и кубки. Сможешь сформулировать, каков рецепт успеха?
— В общем-то он прост. Надо ставить перед собой высокие цели и делать все, чтобы их добиваться. Это крайне тяжело. Зато как здорово ощущать, что ты многое в жизни можешь.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь