Тренер сборной. Томаж Чатер: идем в лес!

21:37, 25 марта 2015
svg image
1045
svg image
0
image
Хави идет в печали

— Благодаря интернет-трансляциям, которые внимательно смотрел, могу расспрашивать о поединках в Хебе предметно. Белоруски оставили неоднозначные впечатления. Главное и самое приятное: команда явно прогрессирует. Разделяете оптимизм?
— Отчасти. Все-таки рассуждать о нашей реальной силе не позволяют существенные кадровые нюансы. Рассчитывал повезти в Чехию оптимальный состав. Не вышло. Поэтому и осталось чувство неудовлетворенности — как от сбора, так и от третьего места. Обидно, потому как в условиях экономического кризиса федерация откликнулась на мою просьбу, организовала поездку на турнир, где мы могли проверить состоятельность в боях с добротными оппонентами: сборными Чехии, Турции, Австрии. Увы, группа ключевых гандболисток по разным причинам отказалась приезжать на сбор. Был очень расстроен, даже раздражен. Представьте, умная девушка, профессионал Настя Лобач погорела на элементарном — оказалась просрочена виза. Как так? Надо ведь хотя бы иногда в паспорт заглядывать и контролировать визовые сроки. Впрочем, Настя уже уведомила, что планирует взять годовую паузу и уйти в декретный отпуск. А вот Мигдалева остается для меня важным игроком. Однако и с ней нет ясности. У Алеси маленький ребенок, она планирует уделять ему больше внимания и не хочет надолго оставлять. А приходится — плотный календарь чемпионата Польши, Лига чемпионов. Короче, сборная для нее — не приоритет. Нет возможности отзываться на приглашение — что ж поделать. Но я должен твердо знать, рассчитывать мне на игрока или нет. Поэтому в ближайшее время откровенно поговорю с Алесей и поставлю вопрос ребром: мне нужно выстраивать командную модель — поможешь или нет?
О линейной Ире Тризно и полусредней Кате Силицкой вопрос так не стоит. Держу их в поле зрения и хотел видеть на сборе. Но у девчат экзамены в вузах, это уважительная причина. Ежикова? В России поменяли календарь первенства. И выделенное для сборных окно захлопнулось — там играли тур чемпионата. Пошел навстречу наставникам “Астраханочки”. Сошлись на таких условиях: сейчас оставил им Ежикову, а они дали добро на отъезд Дианы Ильиной, причем и в Хеб, и на апрельскую квалификацию молодежной “Европы”. Хорошо хоть так. Но все равно отсутствие нескольких ведущих гандболисток для сборной Беларуси, где каждая единица на счету, — существенный удар. Поэтому взял на турнир девочек 1996 года рождения: Таню Рудковскую, Леру Гутову и Машу Коновал. Они сыграли немного — заключительные десять-пятнадцать минут против турчанок. Однако и это полезно. Дал им почувствовать взрослый гандбол, атмосферу сборной. Работал с прицелом и на молодежную квалификацию.
Что касается игровой составляющей турнира, то могу повторить оценку из своего экспресс-комментария: горячо — холодно. Не сомневаюсь, мы были готовы сражаться за главный приз. Однако такое ощущение, что он был гарантирован чешкам. Намекаю на качество арбитража, на который не жаловались лишь хозяева. Видели встречу Чехия — Беларусь? Нам просто не дали развернуться. Что обрадовало — девчата не сломались. На следующий матч, против турчанок, настроились запредельно. И выглядели здорово. Поверьте, сборная Турции очень сильна. Техника передач и бросков там выше, чем у наших гандболисток. Зато мы превзошли напором и тактически. Опробовали абсолютно все варианты защиты: 3-2-1, 3-3, 4-2, 5-1, 6-0. Все получалось. И в нападении дело тоже спорилось. Плюс помогли вратари. Очень доволен Олей Никитиной. В меньшей степени — Валей Кумпель. Заметно, что в венгерском “Шиофоке” она не имеет нужной игровой практики. В “Городничанке” Валентина смотрелась увереннее. Поражение от австриек обидно. Возможно, девчата подумали: если те поделили очки с разгромленными нами турчанками, значит, проблем не возникнет. Не тут-то было. Не хватило концентрации и настроя. А соперницы завелись, резво бежали. Не снимаю вины и с себя — избрал неверную оборонительную схему. Выстроил тылы по модели 3-2-1, а нужно было сразу становиться 6-0, сыграть “от соперника”. Ну да ладно. Все равно делаем ставку на активную защиту. За ней будущее.

— А вы смельчак. Белоруски не шибко обучены игре и с одним волнорезом, не говоря уже о трех…
— Будем учиться. Хватит страшиться нового. Как у вас говорят? Волков бояться — в лес не ходить. Твердо решил поменять защиту. Хотя это действительно непросто. Видел, что девчонки пугаются идти в контакт, прижимаются к шестиметровой дуге. Так воспитаны. Стараюсь сломать стереотипы мышления и косность. Активная оборона — фундамент. А если возникнет необходимость перестроиться на классическую схему 6-0, игрокам будет легче эффективно действовать на выходах. Они будут знать, когда и как встречать бросающих. Плоды уже вижу. Девчата играют в защите агрессивно, подвижно. Вот что значит базовая активная формация.

— Вы уже окончательно определились с кругом кандидаток, или еще есть резервы для усиления?
— Посещаю все ключевые матчи национального чемпионата. Вижу то же, что и вы: большого выбора в Беларуси нет. Есть порядка двадцати гандболисток — и все. Серьезная конкуренция практически отсутствует. Это порождает легковесную психологию. Если на каждую позицию будет по две-три равноценные кандидатки, это подстегнет игроков, заставит работать на максимуме. Поэтому и уделяю столько внимания молодежной сборной, перспективную почву надо удобрять. Иначе будем постоянно видеть проблемы с боеспособностью взрослой дружины. У нас ведь и варяги далеко не всегда пребывают в тонусе. Есть с десяток легионерок, достойных носить форму сборной. Но вот беда — по сути, никто из них не играет главных ролей в клубах. Лобач полсезона просидела на скамейке в “Бая-Маре”, пока там не поменялся тренер. Нестерук в “Люблине” имеет мизерную практику, и это бросалось в глаза в Хебе. Мигдалева проводит на площадке по десять-пятнадцать минут. Жаль, ведь их польский клуб выступал в Лиге чемпионов. Лиля Артюхович поменяла команду — сам помог ей перебраться в Словению, в “Крим”. Там у нее больший “минутаж”. Но нужно время на адаптацию — Европа не Россия, в спортивном и бытовом смыслах там все по-другому. Наташа Василевская неплохо выглядит во Франции. Однако ее команда во втором дивизионе. Наименее тревожно за Ежикову, которая выбивается в лидеры “Астраханочки”. Всем бы так…

— Есть позиции, которые вызывают у вас головную боль?
— Самая проблемная — вратарская. В Беларуси никто не занимается с голкиперами индивидуально. В Европе все вратари как минимум трижды в неделю работают с персональными наставниками, которые ставят им специфические навыки: “физуху”, технику, координацию, моторику. Надо это срочно перенимать! В сборной Беларуси основные голкиперы из БНТУ — Никитина, Юля Шут, завершающая карьеру Алеся Сафонова. Кумпель, наверное, вернется в Гродно. Нужно браться за них серьезно. К примеру, Никитиной и Шут предложил дважды в неделю работать со мной. Посмотрим, что получится. Самая большая ошибка белорусского гандбола — низкое внимание к вратарям. В современном гандболе голкипер — семьдесят процентов успеха. Если вратарь не отбивает — команда валится.

— Команда валится и тогда, когда вроде бы квалифицированные игроки раз за разом губят выходы один на один. Слабая реализация — еще одна наша беда?
— Безусловно. Взять, допустим, Яну Емельяненко. Старается, умница. Хорошие природные данные, физическая подготовка. Но техника откровенно хромает. Отсюда и проблемы в завершающей фазе атак. Плохие, бесхитростные броски. И этим, увы, грешат многие.

— Томаж, давайте начистоту: сегодня дамский белорусский гандбол в упадке. А ведь бывали дни веселые…
— Да, раньше сборная Беларуси редко пропускала финальные стадии топ-турниров. А потом как отрезало. Я тоже недоволен своими показателями. Когда заканчивается квалификация, всегда переживаю и размышляю над причинами неудач. Не в оправдание, а как констатация: раньше в Беларуси был отличный подбор игроков. Посмотрите на стены РЦОРа — они увешены фотографиями замечательных гандболисток. Покойный Леонид Гуско был прекрасным учителем. Плюс ему повезло — он не распылялся и всегда имел подопечных под рукой, поскольку “Политехник” был не просто базовым клубом сборной, а фактически ею и являлся. Времена и традиции изменились. Классные, воспитанные еще советской школой игроки ушли — и начались кадровые трудности. Хотя и сейчас можно слепить коллектив, способный выйти на топ-уровень. Но мы оказались в таком переплете, что попадаем на жеребьевках в слабые корзины. Поэтому в отборочных циклах и получаем в соперники сильные сборные. Надо пахать, учиться. И пробиваться в элиту. Попадем на топ- турнир — и все пойдет нормально. Девятого апреля жеребьевка квалификации чемпионата Европы. Давайте пожелаем удачи друг другу. И “молодежке”, которую по совместительству возглавляю. Ей через три недели предстоит отборочный турнир континентального первенства. Полагаю, шанс хороший. С датчанками, конечно, тягаться тяжело, а вот полек и украинок надо побеждать. Тем более что играем дома — в Жлобине.

— В ваших взаимоотношениях с федерацией все гладко?
— Абсолютно. Все, что хочу и прошу, получаю. За что искренне благодарен. Девушки тоже всем довольны. А ведь не везде такое отношение к сборницам. Приведу в пример родную Словению. Белоруски прилетают на сбор в Минск и получают деньги за билеты. А в Словении существует лимит: проездные документы должны обойтись в сумму не более трехсот евро. Все, что свыше, игроки оплачивают из собственного кармана. А в Беларуси еще и суточные платят! В общем, все здорово. Еще бы внимания к гандболу, как к хоккею…

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?