Македония — Беларусь. Их капитан. Томе Пачовски: вратарь должен быть умным
Пару месяцев назад Пачовски вернулся в “Вардар”. В преддверии встречи с белорусами Томе охотно пообщался с корреспондентом “ПБ”.
— Какие мысли о предстоящем матче?
— Будет трудно. Обоим соперникам нужны три очка. У Беларуси команда сейчас лучше нашей. Так что надо выложиться по максимуму. Сделаю для этого все и жду, что мои партнеры покажут хорошую игру.
— У вас в копилке три очка, у нашей сборной — одно. Почему же белорусы сильнее?
— Ну, просто мы с Люксембургом встречались дома — вот и победили. Зато у вас больше игроков, имеющих опыт выступлений в Лиге чемпионов. Впрочем, на старте календарь нашу команду не баловал. Тяжелые выезды в Испанию и на Украину, домашний матч с непобедимыми словаками… Три очка — мало, но впереди еще достаточно поединков. С белорусами — один из самых важных.
— С чем у вас ассоциируется наш футбол?
— С БАТЭ. С Глебом — очень знаменитый игрок. Вот, пожалуй, и все. Знаете, у вас таинственная команда. Мы же с ней никогда не пересекались. По фамилиям, кроме Глеба, никого не назову. Когда белорусский тренер недавно обнародовал состав, заглянул в него, посмотрел, что там за форварды. От кого стоит ждать угрозы? Но уже забыл, как их зовут. А вообще то, что костяк сборной составляют футболисты БАТЭ, — плюс. Сыгранность и все такое. У нас ничего подобного нет, все разбросаны по разным клубам.
— Верите, что македонская команда еще может попасть на EURO?
— Если честно, нет. У нас очень сложная группа. Остается надеяться, что опередим белорусов и займем четвертое место. Это станет прогрессом — в прошлом отборочном цикле финишировали пятыми. Испания и Словакия, не сомневаюсь, останутся на двух верхних строках. Украина, видимо, будет третьей. Так что для нас принципиально занять место выше вашей дружины.
— Когда сборная Беларуси в квалификации чемпионата мира уступила испанцам 0:4, Александр Глеб прокомментировал результат емко — мол, вышли и обос…лись. Что чувствовали после 1:5 от “Красной фурии” вы?
— Ну, Глеб — авторитет. Много чего повидал, имеет право высказываться как угодно. У нас в составе таких звезд нет, поэтому подобных слов никто не произносил. На душе было очень скверно, неприятно, но никто не дрался. Полетели домой, вот и все. Что поделать, это Испания. А у нас молодая команда, тренер перестал вызывать многих ветеранов, тех, кому за тридцать. Играет новое поколение.
— На Украину не боялись лететь?
— Нет. Матч проходил во Львове, там все спокойно. Да и Македония очень далеко от Украины. У нас с этой страной проблем нет. Кстати, в той игре сильно не повезло. В последние пятнадцать минут разбазарили два-три стопроцентных момента. Если же говорить об украинской войне — я особо не слежу за всем этим дерьмом. Меня не интересуют события, происходящие так далеко от моей страны.
— Ваши ворота во Львове закидали петардами…
— Не знаю, отчего украинцы так себя вели. Вряд ли это из-за войны. Тем не менее было неприятно. В концовке матча наш тренер был готов уводить команду с поля. Еще одна петарда — и матч остановился бы.
— Что особенного в сборной Словакии?
— Она действует очень компактно. Здорово налажены командные взаимодействия. Сыгранный коллектив — отсюда и результат.
— Останься в вашей дружине Горан Пандев, результат был бы иным?
— Даже не сомневаюсь. Я-то знаю Горана много лет. Но он захотел уйти. Пытался отговорить его от этого шага. Однако Пандев твердо сказал: “Томе, я так решил и даже не пытайся меня переубедить. Все равно не получится”. Что ж, уважаю его выбор.
— Вы капитан македонской сборной. На эту должность вас выбрали партнеры?
— Нет. Так решил тренер.
— Интересно, а кого считаете сильнейшим футболистом команды?
— Сейчас в составе нет таких громких имен, как Пандев или ваш Глеб. Наверное, самый яркий игрок — Агим Ибраими из “Марибора”. Парень выступал в Лиге чемпионов, дважды подряд признавался лучшим футболистом Македонии. Еще один лидер — Александр Трайковски из бельгийского “Зюлте-Варегема”. Но это не такие уж большие звезды.
— Ибраими пару лет назад жаловался в прессе: мол, в сборной нет гармонии, игроки разбиты на кланы. Сейчас ситуация изменилась к лучшему?
— Да, Агим говорил это, как раз когда из команды ушел Пандев. Тогда и правда обстановка казалась неважной, отношения между многими футболистами не были дружескими. Сложный период. Наверное, поэтому Бошко Гюровски и убрал из состава многих “стариков”. Это оздоровило коллектив. Сейчас много молодежи, которая еще только начинает карьеру. Даже хорошо, что в сборной нет звезд. Все заткнулись и работают.
— Наша команда, как и македонская, никогда не попадала на топ-турниры. И после очередного провала в отборочном турнире наступает всеобщее разочарование…
— В Македонии то же самое. Болельщики ждут от нас многого. Думают, что попасть на чемпионат мира или Европы легко. А в действительности это очень тяжело. Проблема в том, что в команде нет костяка из, скажем, шести-семи футболистов, выступавших в Лиге чемпионов. У нас таких один-два, не больше.
— В январе вы вернулись в “Вардар”. Почему уехали из Бельгии?
— Решение далось очень сложно, долго раздумывал. Но мне в этом году будет 33, и надо думать о будущем. В “Мехелене” готовы были держать меня еще сезон, не больше. “Вардар” же предложил трехлетний контракт. А зарплата — почти такая же, как в Бельгии. В финансовом плане я очень доволен. И в спортивном тоже: клубное руководство вынашивает амбициозные планы. Хотят, чтобы “Вардар” стал кем-то вроде вашего БАТЭ, играл в Лиге чемпионов. Я поговорил с президентом Сергеем Самсоненко, он рассказал о проекте — впечатлило!
— Как живется на родине после зажиточной Бельгии?
— О, намного лучше! Здесь люди гораздо дружелюбнее. Легче пообщаться с приятелями, сходить попить кофе. В Бельгии, если хочешь с кем-то встретиться, надо предупреждать за неделю. А в Македонии все просто: звонишь и договариваешься. Бельгия — одна из холодных европейских стран, где между людьми нет тесной дружбы, как на Балканах.
— У Македонии вообще имидж тихого, спокойного места, где ничего особенного не происходит.
— Так и есть. И это хорошо: у нас нет проблем с другими государствами. Маленькая страна — но туристам здесь нравится. Потому что красиво и народ приятный.
— Я никогда не был в Македонии. Что посоветуете там посмотреть?
— В первую очередь Скопье. Снова начал здесь жить после шестилетнего перерыва и вижу, как сильно изменилась столица. Новые здания, дороги… А еще обязательно съездите в Охрид. Это исторический город — озеро, старые церкви, монастырь. Когда-то там было 365 церквей — на каждый день в году!
— “Вардар” тренирует Сергей Андреев. Что скажете о нем?
— Громкое имя. Знаю, он выступал за сборную России… то есть СССР, даже участвовал в чемпионате мира. Его позвал Самсоненко — сказал, что создается амбициозная команда с перспективой участия в Лиге чемпионов. Андреев приветливый, открытый человек. Совсем не такой суровый коммунист, какими порой изображают русских.
— На каком языке он говорит?
— На русском. Я понимаю плохо, хотя многие слова похожи на македонские. Но у Андреева есть переводчик.
— А с президентом Самсоненко часто пересекаетесь?
— Бывает, когда у него есть время. Тоже приятный человек. После неудач он не устраивает разносов, как некоторые его коллеги. Не орет: “Почему так плохо играли?” Всегда остается корректным. И старается по возможности смотреть все наши матчи.
— Самсоненко ведь управляет и гандбольным “Вардаром”. Какой вид спорта популярнее в Македонии?
— Вообще по всему миру номер один — футбол. Но есть страны, где он делит пальму первенства с чем-то еще. У нас — с гандболом, 50 на 50. Даже не знаю, что популярнее. Ручной мяч здесь очень любят. Сборная, в отличие от футбольной, регулярно выступает на чемпионатах мира и Европы. И мы, футболисты “Вардара”, поддерживаем гандбольных одноклубников. На днях всей командой ходили на их матч Лиги чемпионов с польской “Вислой”.
— У гандболистов “Вардара” дерби с земляками из “Металурга”. А у футболистов?
— С “Пелистером” — моей родной командой. О, мы как раз играли в воскресенье! Разошлись миром — 1:1. Это македонское “класико” — как “Реал” с “Барсой”.
— Возвращаясь к Бельгии: что вам дали почти шесть лет, проведенных в этой стране?
— Увидел другую жизнь. Что-то лучше там, что-то — в Македонии. Но меня в Бельгии уважают, в тех краях осталось немало приятелей.
— Белорусским футболистам сложно уехать в Западную Европу. А македонским?
— Ну, мы тоже не граждане Евросоюза. Но разрешение на работу получить не слишком уж тяжело. Все зависит от твоего уровня. Если он достаточно высок, то проблем не будет. Думаю, у белорусов тоже так. Они ведь не сильнее и не слабее нас.
— Помните Михаила Сивакова из “Зюлте-Варегема”?
— Да, хотя лично с ним никогда не общался. Кажется, в Бельгии этот парень пробыл недолго. Год, да?
— Выучили какой-нибудь из бельгийских языков?
— Ходил на курсы голландского. Понимаю неплохо, говорю так себе. В принципе общение в моих командах в основном шло на английском. Коллективы же интернациональные. Хотя это тоже зависело от тренера.
— Есть стереотип, что вратари — особенные, не такие как все. Правда?
— Смотря кто. Вообще, по-моему, это клише устарело. Да, раньше так говорили. А в современном футболе сумасшедшие голкиперы не нужны. Вратарь должен быть очень умным. Если ты глупый и ненормальный, вряд ли добьешься успеха.
— Кого из коллег уважаете особо?
— Назову троих. Бельгийца Куртуа. Касильяса, хотя сейчас он не в форме. А номер один — Нойер.
— Мануэль на чемпионате мира удивил, порой играя, как заправский защитник. Вы так не рискуете?
— Вообще нет. Нужна огромная уверенность в себе, чтобы выходить из ворот на 20-30 метров. Я же говорю, надо быть умным! В общем, это не мой стиль. Ха, думаю, вратарь сборной Беларуси тоже так не действует.
— Кстати, имеете представление, кто он — ваш белорусский коллега?
— Кажется, играет в Болгарии? Или в БАТЭ? Честно говоря, фамилий не помню.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь