До матча Македония — Беларусь 1 день. Курс Хаца. Все новое: тренер, тактика, надежды
Александр Хацкевич: за месяц появилась седина
— Все ли идет по плану на сборе? Нет ли у кого из футболистов медицинских противопоказаний к участию в матчах со сборными Македонии и Габона?
— Вы знаете, что не приехал Жавнерчик — у него проблемы с бедром. В тренировочном же процессе проблем нет. Поле прекрасного качества. Для плодотворной работы и восстановления созданы все условия. Вчера было медицинское обследование, и доктор сказал, что ни у кого нет ограничений по здоровью. Общее состояние команды не сказать что отличное, но хорошее.
— Какими сведениями о ближайшем сопернике располагаете?
— Посмотрели четыре последних матча сборной Македонии. Должен сказать, на выезде и дома это две разные команды.
— Шансы попасть на чемпионат мира практически потеряны. Как собираетесь строить команду, чтобы она была такой, о которой мы мечтаем? Возможно, намерены произвести омоложение состава, в котором уже не найдется место ветеранам — Калачеву, Глебу?
— Мы сделали выбор игроков, исходя из их нынешнего состояния. Тот же Тимофей Калачев в интервью сказал, что у него еще есть мотивация. Как будет с ним дальше, пока не знаю. Что касается Глеба, то он, возможно, задолжал белорусским болельщикам. Европейская карьера в Германии, Англии у него складывалась достаточно хорошо. Может, не получилось в “Барселоне”. Полагаю, Александр еще может показать себя болельщикам на том уровне, на котором был. Если говорить о молодежи, то есть интересные ребята. Те же Маевский, Володько, другие игроки из расширенного списка — буду внимательно к ним присматриваться. Но это не значит, что мы закончили цикл, резко взялись за омоложение команды, чтобы готовиться к следующему. Будем стремиться к победе в каждом матче. Это престиж страны. Уверенность приходит только тогда, когда команда побеждает. А если махнуть рукой на результат, снова будут отрицательные эмоции, и на этом фоне сложно создать в коллективе хорошую атмосферу. Если мы сразу в одной, второй, третьей игре оступимся, то ни о какой позитивной ситуации речи идти не может.
— Прошли ли выборы капитана?
— Пока нет. Соберем в Македонии накануне матча более старших ребят, посоветуемся, определим. Возможно, капитаном станет тот, кто провел за сборную наибольшее количество матчей. Посмотрим.
— На недавнюю встречу с вами пришло совсем мало болельщиков. Как вы восприняли эту некрасивую ситуацию?
— Понял, что особого интереса у болельщиков она не вызвала. (Реплика из зала: “Болельщики — на вес золота”). Я с вами полностью согласен. Вы, вижу, поседели, глядя на белорусский футбол. У меня тоже много седых волос появилось за этот месяц. А если серьезно, мне понравилось, что представитель фанатского сектора “Б-12” заверил: в любой ситуации будем поддерживать сборную. Любой результат можем принять, но лишь в том случае, если команда полностью выкладывается в игре.
— Что вы хотите изменить в игре команды?
— Сегодня проходит процесс обучения. У нас иные требования, другая стратегия игры. Ребята должны понимать, какими мы хотим видеть действия команды. Шаг за шагом должны идти вперед, развивать выбранную стратегию. Если же будем шарахаться, толку не добьемся, сборная не сможет прогрессировать. На каждый матч свой план. Есть конкретный соперник, от него и отталкиваемся. Точно так же и сборная Македонии поступает. Наверняка там считают, что сегодня Беларусь можно обыграть легко. У соперника своя тактика, мы определяем, где у него сильные стороны, а где слабые. Будем стараться вести более агрессивный футбол впереди, в атаке будут участвовать как минимум пять-шесть человек.
— Почему вместо защитника Жавнерчика вы вызвали в сборную нападающего Макася?
— У нас семь защитников — достаточно. На правый фланг обороны можно сместить Дениса Полякова. Мы посмотрели игру за Суперкубок, в которой участвовал Януш: с Корниленко они одноплановые нападающие. Макась же игрок иного склада, скоростной. У сборной Македонии центральные защитники высокие, но внизу не такие быстрые. Поэтому нам может понадобиться более легкий и быстрый форвард.
— Белорусские клубы предпочитают играть от обороны. Как собираетесь ломать психологию футболистов, чтобы они в сборной отдавали предпочтение атаке?
— Вы верно сказали. Я видел кубковый матч минского “Динамо” с “Витебском” — это антифутбол. В исполнении обеих команд. Так закрываться! Не проиграть, не пропустить — это главная задача перед командами в белорусском футболе. А забил или не забил — как получится. Это большая проблема. Мой ассистент Эдуардо Докампо подметил, что в Беларуси когда мяч получает защитник, партнеры бегут к нему. Не вперед, а назад. Учим ребят: есть зоны, коридоры, куда надо врываться. Если команда нацелена на атаку, ее шансы на победу значительно выше.
— Но ведь через несколько дней футболисты вернутся в свои клубы и снова станут действовать по старинке.
— Чем выше уровень футболиста, тем быстрее он сможет перестроиться под любые требования. Мы выбрали направление и не отступимся от него. Даже если, не дай бог, у нас не получится в Македонии. Да, игра строится от надежной обороны. Но в атаку мы должны бежать, предлагать себя. Направленность останется неизменной: игра вперед.
— Может, как-то повлиять на тренеров белорусских команд?
— Я этого сделать не могу. Они все работают на результат. Каждый добивается его своим путем. Плюс уровень футболистов. Давайте говорить честно: в Беларуси очень медленный футбол.
— Вы уже наладили отношения с тренерами белорусских клубов?
— В основном да. Нет контакта только с тренером минского “Динамо”. Или он не хочет идти на контакт, или у меня не получается. То, что я увидел на сборе в Турции, удивило: в составе “Динамо” на поле только три белоруса, один из них — вратарь.
— Если Маевский продолжит успешно выступать в Польше, у него появится шанс закрепиться в сборной?
— Мы даже молодым ребятам говорим: если вы вызваны в сборную, то приезжаете играть, а не подыгрывать. Если доверяют место в составе или ты выходишь на замену, то должен использовать свой шанс. У Маевского есть сильные качества. Скажем, если команда играет с одним опорным полузащитником, то он здорово держит позицию, хорош в верховых единоборствах, достаточно уверенно действует в отборе и перехвате. Ему бы еще иметь более обостряющий первый пас, который тоже требуется от игрока позиции. Ваня говорит, что первое время стеснялся начинать атаки — все-таки новичок в команде. Но с каждым матчем чувствует себя более уверенно. Сегодня имеет стабильное место в составе клуба в чемпионате, уровень которого выше, чем у белорусского.
— На днях прошли четвертьфинальные матчи Кубка Беларуси, в которых участвовало семь футболистов — треть сборной. Не были разочарованы?
— Игры на синтетике, которые я видел, — совершенно другой футбол. Уровень первых матчей — крайне низкий. Да, желания много, но мысли на поле очень мало, не говоря уже об исполнении. Я понимаю, что многие команды готовились в Турции на естественных полях, а домой вернулись, и пришлось перейти на искусственные поля. Причем, мягко говоря, не лучшего качества. Тот же Януш расказывал, что в Пинске поле вообще непригодно для футбола. Хорошо еще, что ребята вышли из этой игры живые. Потому что можно было на полгода, а то и на год выбыть из-за травмы, лечиться. Если проводится Суперкубок в такое время года, то следует минимизировать риск травм. Мы знали, что у Жавнерчика появились проблемы со здоровьем, и рассматривали на его позицию Веретило. Но Олег уже на 25-й минуте игры с “Витебском” получает травму. И на какой период времени он выбыл — никто не знает. А человек три месяца готовился к началу чемпионата.
— Георгий Кондратьев говорил, что вызывать в сборную 30-летнего Горбунова и мариновать на скамейке запасных не имеет смысла. Вы поступили иначе, значит, у вас иная позиция?
— Парень своей игрой в чемпионате Греции заслужил вызов. Стабильно защищает ворота команды. А тридцать ему лет или двадцать… Шовковский и в сорок один из лидеров, до сих пор мог бы играть за сборную Украины — сам отказался. Не вижу никакой возрастной проблемы. Если Андрей соответствует уровню сборной, почему бы его не вызвать? Тем более что мы принимали решение совместно с тренером вратарей, который отвечает за свою работу. То, что Георгий Петрович так решал — у каждого тренера есть на это право.
— В октябре вы наверняка смотрели матч Украина — Македония. Могли ли тогда предположить, что буквально через пять месяцев те впечатления вам могут остро понадобиться?
— Нет, конечно. Как и то, что придется играть против Украины. Дай бог, до сентября все у нас будет нормально. А тот матч украинцев с македонцами я не смотрел — отдал предпочтение встрече белорусской сборной, встречавшейся со словаками.
— Вы критически высказываетесь о футбольной инфраструктуре в Беларуси. Не опасаетесь, что могут возникнуть проблемы с руководством федерации?
— Но мы не можем об этом не говорить. У меня есть возможность сравнить инфраструктуру с той, что на Украине, у Саши Мартыновича — в России. Но если мы будем молчать, то никогда ничего не сдвинется. На сегодня в нашей стране есть только один лицензированный стадион. Больше ничего не имеем. Да, в Гродно, Бресте, Гомеле есть хорошие арены, но они не прошли лицен- зирование УЕФА. О чем тогда говорить? Скоро стартует национальный чемпионат, а некоторые команды его начнут на искусственных полях. В столице же вообще нет стадиона. Если проблема существует, о ней необходимо говорить.
— Некоторые тренеры уже за несколько дней до матча объявляют состав. Может, и вы готовы это сделать? Хотя бы железных игроков назовете?
— Железных? У нас живые люди, а не железные. Есть, конечно, определенная группа ребят, которая обязательно сыграет. Но впереди еще два дня, всякое может произойти: тренировки, перелет, легкая разминка запланирована в день игры. Процентов на семьдесят состав у нас определен, но называть пока не буду.
— Как поднять уровень футбола в Беларуси?
— Вопрос глобальный. Начинать надо с детского футбола. Чтобы от работы детских тренеров была большая отдача. И обязательно развивать инфраструктуру. У нас так сложилось, что спорт номер один — это хоккей. На втором месте биатлон. Как в какой-нибудь северной стране. Если бы в футбол вкладывалась хотя бы половина средств, которые идут на хоккей, дело бы сдвинулось.
— Скоро отчетно-выборная конференция БФФ. Как вы оцениваете то, что на выборы идет всего один кандидат?
— Я очень люблю КВН. Помню, команда “ЧП” острила: “В Беларуси выборы есть, выбора нет”.
— Вы читали программу Сергея Румаса?
— Ознакомился с ней, но комментировать не буду.
— Каково состояние Глеба?
— Не оптимальное, но хорошее. Это касается и эмоционального фона, и функционального состояния.
— Глеб обращается к вам по имени-отчеству?
— Иногда его переклинивает, говорит: Саша. Субординация, конечно, должна соблюдаться. Мы с Александром уже переговорили на эту тему — думаю, все будет нормально.
— Велика ли вероятность, что сыграем со сборной России?
— Мы отослали россиянам контракт, ответа пока нет. Но, учитывая, что в России 30 мая заканчивается чемпионат, они также будут заинтересованы в этом спарринге. Лететь недалеко, стадион хороший. Я надеюсь, что эта встреча состоится.
Александр Мартынович: стараемся играть по-другому
— Чего ждете от матча в Скопье?
— В любом случае все будет завязано на результате. Нам нужно зарабатывать очки, получать уверенность. Надеюсь, выиграем.
— В своем последнем матче белорусская сборная победила сильных мексиканцев. Тот успех придаст команде положительных эмоций перед встречей с Македонией, или за четыре месяца все улетучилось?
— Это было уже давно. Сейчас мы стараемся играть по-другому. Будет иная тактика. То, что обыграли мексиканцев, конечно, здорово. Но это был товарищеский матч. Все знают, что в них мы можем хорошо сыграть и победить, а вот в официальных встречах у нас возникают какие-то проблемы. Поэтому, на мой взгляд, на спарринг не стоит обращать столь пристального внимания.
— Вы докопались, в чем заключаются эти проблемы?
— В первую очередь в этом должен разобраться новый тренерский штаб и нам объяснять. Что в принципе сейчас и происходит. Александр Николаевич уже сказал, что идет процесс обучения: обсуждаем наши промахи, тренеры нам говорят, что можно делать на поле, а чего нельзя в определенных моментах. Идет работа.
— В ноябре сборная Словакии обыграла в Скопье македонцев за счет двух скоростных контратак. Подсказка для белорусов?
— На теоретическом занятии мы видели, что в том матче македонцы атаковали большими силами, активно лезли вперед. Поэтому одна из установок на предстоящую игру звучит так: как можно быстрее выходить из обороны, использовать свободные зоны, искать свой шанс в стремительных контратаках. Отработка этого и идет в тренировочном процессе.
— Разбирая действия македонцев, вы наверняка обратили внимание, как Трайковски здорово исполняет “стандарты”. Выходит, нашей сборной надо свести к минимуму нарушения вблизи собственной штрафной.
— Естественно, будем стараться отодвигать игру от своей штрафной площади подальше. На чужой половине поля раньше встречать соперников. Да, конечно, обратили внимание на Трайковского. В матче со словаками пробивал штрафные очень опасно, попадал в штанги. Насчитали восемнадцать “стандартов” только во втором тайме, и все несли угрозу воротам. На предстоящих тренировках, разумеется, отработаем свои действия при “стандартах”. Все знаем, готовимся.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь