ЧЕ-2016. Македония — Беларусь. Вокруг матча. Букет Молдавии

20:57, 30 марта 2015
svg image
961
svg image
0
image
Хави идет в печали

Аналогии просты, как спальные районы Скопье. Сербия — это, естественно, Россия. Старший брат с имперской идеей, которая так мешает построить общество потребления по типовому западному образцу. Хорваты — братья младшие, вроде белорусов и украинцев. Те же славяне, но с другим знаком качества. У этих собственная гордость — и реваншистские чувства к бывшей “метрополии”, и известные комплексы, и дерби на спортивных ристалищах всех мастей. И то, что сейчас происходит на Донбассе, давно уже пройденный братоубийственный этап хорватско-сербской истории. Словения — чем не Прибалтика? Словенцы раньше всех провозгласили независимость, быстрее всех интегрировались в Евросоюз, на евро перешли еще в 2007 году. И экономическая рецессия конца “нулевых” ударила по ним тоже классически, хотя в целом экономическое состояние страны вполне себе благополучное и в социалистическое прошлое Любляна не оглядывается, ибо ничего привлекательного там не видит.
Черногория — всеюгославская здравница. Адриатическая Ривьера, высокие горы — если бы на Балканах взялись снимать свою версию “Кавказской пленницы”, местный товарищ Саахов непременно говорил бы с черногорским акцентом. Потому что Закавказье чистой воды. Гостеприимное, веселое, артистичное — и эмоциональное, взрывное, воспламеняющееся от первой спички. История с попаданием файера в голову вратарю Акинфееву вполне вписывается в сейсмические ландшафты Монтенегро. А о черногорской мафии мне когда-то живописно рассказывал туристический гид в Любляне — и было в тех рассказах что-то от эпических историй про грузинских воров в законе.
Босния заодно с Герцеговиной — игра в аналогии отсылает нас в мусульманскую часть бывшего Союза. К киргизам и туркменам, к таджикам и узбекам. Здесь параллели кривятся, конечно, но все-таки замыкают круг. Заодно с мятежным краем Косово, в котором можно увидеть отражение чеченского сепаратизма лихих 90-х.
Ну, и сестрица Македония — ни дать ни взять балканская Молдова. Бедность, которая не порок. Жизнелюбие вопреки всему. Виноградники и вино. Выход к морю, которого нет. И река Вардар в роли Днестра. Цыгане… Если бы на Балканах взялись снимать свою версию “Возвращения Будулая”, Будулай Романов обязательно говорил бы с македонским акцентом. Или с албанским. Албанцы только в Скопье составляют около четверти населения, но на западе страны компактно расселены их целые анклавы. Со славянами они внешне добрососедствуют, но внутри тлеет огонек межэтнической розни, то и дело вырывающийся наружу. Когда в 2009 году минское “Динамо” встречалось в еврокубках с “Реновой” из албанского Джептиште, то испытало когнитивный диссонанс по-македонски. Выездной матч проходил в Скопье — только здесь нашелся лицензированный стадион. И местные славяне во время игры образцово-показательно болели за белорусов, и помогли минчанам наработать на выгодную ничью 1:1.
Разумеется, тема сборной сглаживает углы и взбивает межнациональный коктейль в единую консистенцию. В команде Бошко Гюровского полно этнических албанцев. Их выдают характерные фамилии — Ибраими, Положани, Хасани, Абдурахими, Барди. Они во многом определяют атакующий потенциал македонской “репрезентации”, ибо координированность, пластичность и техника у них в крови.
Но вообще футбол в Македонии находится примерно в том же месте, что и в Молдове. Местные наперебой говорят, что “фудбал” отнюдь не номер один в национальном спорте. Его уверенно затыкают за пояс “ракомет” (гандбол) и “кошарка” (баскетбол). Ну да, на фоне кошарки все лошарки — четыре года назад, например, македонские баскетболисты стали четвертыми на чемпионате Европы. Достижение, которое здешним футболистам может только сниться в розовых наркотических снах.
“Полный стадион?! Ха-ха-ха! Да вы что?!” — примерно так реагировала принимающая сторона в ответ на белорусские вопросы об аншлаге на пятничном футболе. В балканской Молдове на стадион люди ходят неохотно. “Полна коробушка” на “Филипе II” собирается только по очень большим праздникам и лишь по случаю приезда какого-нибудь непререкаемого гранда. Разве может быть иначе, если даже победу над Люксембургом в октябре македонцы вырывали с кровью на 92-й минуте? “Фудбалот на прво место” — такими рекламными слоганами увешан периметр центральной арены Скопье, но в этой прокламации читается не столько правда, сколько самоирония веселых македонцев.
Рассказывают, на официальном приеме, что давали хозяева белорусам согласно законам гостеприимства, высокие чины здешней футбольной федерации не уставали отвечать на эсэмэски — друзья и знакомые слали им просьбы о бесплатных пригласительных. Накануне матча на футбол было продано лишь более тысячи билетов, хотя цена не кусалась, а ласкала и начиналась от 100 динар (около полутора евро)… Что-то потом допродали в день игры, что-то набежало “за счет профсоюзов” — тех самых халявных “приглосов”, и в пятничный вечер трибуны еле-еле собрали шеститысячную аудиторию. Занято было примерно каждое шестое пластиковое кресло, и в этой нехитрой статистике отражена вся невзрачная атмосфера матча. “Мы приехали, чтобы победить!” — солнечное скандирование белорусского сектора легко пробивало облака и делало погоду в дождливый день. Местные, включая стюардов, лузгали семечки и вели себя негромко, вскрикивая только по поводу, а поводов македонская сборная давала совсем мало. Конец недели, вечер — в то же самое время народонаселение Скопье выбирало иные формы досуга. Диван и телевизор. Гандбольный SEHA-матч “Вардара” с нашим мешковским БГК в венгерском Веспреме. Стеклянные кафе на площади Александра Великого. Театр оперы и балета. Пиво “Скопско” и красное сухое с душистых виноградников Тетово. Жизнь текла во всем многообразии, Македония убедительно доказывала свой неофициальный статус нефутбольной страны. На “Филипе II” была демократичная обстановка полной ментальной расслабленности. Не работали лифты, стюарды путались в показаниях, давая направления в ложу прессы, народ дымил папиросами прямо на трибунах, особого сервиса обнаружить не удалось.
Букет Молдавии благоухал. Вардар-Днестр гнал волну под Каменным мостом, а дождь все шел и шел. Когда Корниленко забил победный на 82-й минуте, Скопье лишь чуть сморщился, отвернулся и сразу все забыл. И сразу все простил. И все мы чувствовали себя немножко молдаванами, и Клара Лучко бежала навстречу под музыку композитора Кантюкова.

Выражаем признательность руководству БФФ за содействие в работе корреспондента “ПБ” в Македонии.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?