Александр Быченок. Зарплата — это святое
Тем не менее вплоть до апреля полузащитник неизменно отвечал на периодические звонки корреспондента “ПБ”: “Пока ничего неясно”. Судясь с “Гомелем”, тренируясь с “Ислочью”, Александр держал в уме вариант с литовским “Тракаем”, куда зимой уже ездил на переговоры, но тогда решил повременить. Наконец вечером 1 апреля пришла эсэмэска: “Подписал! Буду выступать за “Тракай”, а также помогать Альберту Рыбаку тренером во второй команде”. День смеха уже подходил к концу, так что подвох я распознал не сразу…
— Ну ты шутник!
— С 1 апреля! Думал, ты сразу поймешь. Да ну, ты что, какая мне еще тренерская работа?!
— Мало ли, вторая команда все-таки. Вдруг на самом деле подумываешь о тренерской карьере.
— Пока что нет. У меня еще много времени. А что дальше будет, не загадываю.
— Ну хоть о контракте с “Тракаем” — ты серьезно?
— Да, подписал. Сейчас вот жду документы, буду оформлять вид на жительство. Хочу успеть, чтобы на выходных уже сыграть с “Гранитасом”. Пока у меня обычная виза, 90 дней пребывания — неудобно. А так смогу въезжать- выезжать, когда захочу.
— В расположении “Тракая” ты уже был — стало быть, знаешь, что к чему?
— Ага. Зимой, когда приезжал, все понравилось. Договорились: если не будет вариантов, вернусь. В конце марта понял, что тянуть уже некуда, везде трансферные окна закрываются. Так что решил поиграть немного в Литве. А что писали “Быченок не подошел “Тракаю” — глупости какие-то. Это был даже не просмотр. Просто узнал об условиях, целях, отношении к делу. Если бы мне что-то не понравилось, не возвращался бы — остался в Беларуси.
— Почему же не подписал контракт с первого раза?
— Тогда, прямо скажу, не устроили финансовые условия. Еще было время, хотел поискать что-нибудь получше. Были варианты в Казахстане и Узбекистане, но не срослось.
— Казахстанский опыт у тебя уже имелся — “Кайрат”. Приятные воспоминания?
— Нормальный период. Поехал тогда на второй круг в аренду, из десяти матчей сыграл в семи. Все понравилось, познакомился с хорошими ребятами. Но потом вернулся с “Динамо”, как и планировал. Сейчас все пишут: пусть игроки едут в Казахстан. А как туда попасть, ребята? Очень тяжело, там легионеры, там сильный чемпионат. Там, чего уж говорить, большие деньги.
— Узбекистан?
— Были и там варианты. Ну, ты знаешь, как они всплывают: “давай” — а назавтра уже ничего. Нет смысла и вспоминать уже. Да и уезжать туда сложно. От дома далеко, погодные условия… Как в плюс сорок играть?! Инфраструктура, по словам ребят, в некоторых местах тоже печальная.
— Ты, получается, провел межсезонье в подвешенном состоянии?
— Ну почему же? Был спокоен и уверен, что без команды не останусь. Разговаривал по этому поводу с несколькими тренерами. Все было под контролем. Жил в Минске, тренировался с “Ислочью”. Спасибо большое этому клубу, что приютил. Провел с ним предсезонку. Главный тренер Виталий Жуковский, зная, что не останусь, все равно выпускал практически в каждом спарринге. Это дорогого стоит! Да и ребята интересные. Буду сейчас пристально следить за “Ислочью”.
— В Беларуси вариантов, которые тебя устраивали, совсем не видел?
— Видел. В трех командах. Был в Гродно, поговорил с директором, с Сергеем Солодовниковым, и уже хотел подписывать контракт до лета, но потом возник вариант с “Тракаем” — и решил уехать. Мог бы продолжить карьеру в Беларуси, но захотелось сменить обстановку. Не было желания снова окунаться в наши реалии, тем более не в Минске. Устал от белорусского чемпионата, честно говоря. Пусть в Литве и уровень пониже, и денег поменьше, зато они стабильно выплачиваются.
— И в евро…
— Да, и в евро. К тому же это смена обстановки. Новый чемпионат, но при этом до дома всего 160 километров.
— На какой срок контракт?
— Годичный пока, но есть договоренность, что рассмотрим вариант его продления.
— Что представляет собой “Тракай”?
— Молодой клуб. В прошлом сезоне занял четвертое место. Ждем еврокубков. Если Кубок выиграет “Жальгирис” или “Атлантас”, будем выступать в Лиге Европы. Сейчас пора полуфиналов, где оба призера встречаются с представителями второго дивизиона. То есть на 99 процентов трофей достанется кому-то из “грандов”.
Что до условий — клуб представляет одноименно живописное местечко, в 17 километрах от Вильнюса. Там очень красиво — много озер, замок. Есть свое натуральное поле — если следующая игра на естественном газоне, команда готовится именно в Тракае. А так клуб базируется в Вильнюсе, тренируется на поле федерации футбола, где играет национальная сборная. Условия хорошие, у президента клуба своя компания, ресторан. Питание, проживание — все схвачено. Пока живу в служебной квартире вместе с Альбертом Рыбаком, скоро клуб снимет отдельную — переберусь туда. И семья как раз приедет.
— Ты мне давно грозился рассказать всю правду о “Гомеле”. Расскажешь? На каком свете сейчас ваши отношения?
— Вот проиграли суд. Хотя на руках есть контракт. Показываю его знакомым юристам — смеются: как такое возможно?! Придумали задним числом какие-то собрания, где якобы ставилась задача попасть в Лигу Европы, а если не попадем — зарплату не получим. Кто бы на такое подписался?! Неприятно, что так произошло. В результате от “Гомеля” остался полнейший негатив. Уточню: имею в виду не клуб, а только одного человека. При встрече с ним уже не хочется даже здороваться. А чисто по-мужицки — дать в лоб, да и все. Такое творить нельзя! Это наши деньги, наша зарплата, на которую ребята рассчитывали. Наверное, впервые в истории белорусского футбола дело коснулось зарплаты. Если раньше и были суды — они касались премиальных, подъемных, каких-то бонусов. Но зарплата — это святое, и ее никто никогда не трогал. До этого момента.
Не понимаю, какой нормальный футболист пойдет сейчас в “Гомель”. Вот спрашивает у меня Паша Пласконный: “Саша, а что там?”. Ну, все ему рассказал: не заплатили нам за четыре месяца, и сейчас не хотят платить. Что, я его обманывать, что ли, буду? “А, ясно. Меня просто туда зовут — лучше тогда в “Витебск” поеду”.
Столько грязи уже на клуб вылилось, многие давали интервью. Жаль, потому что Гомель — хороший город, у клуба отличные болельщики, прекрасный стадион. Созданы все условия, но пока там правит нынешний директор — ничего толкового не будет.
— Других вариантов, кроме суда, не было?
— А какие варианты?! Смотри: 3 декабря у меня заканчивался контракт, по закону долги должны отдать в течение трех дней. Ладно. Уезжал в отпуск, попросил: до конца года начислите хотя бы зарплату. Ответ: деньги должны прийти, все будет хорошо. Вернулся — ничего нет. Мне не нужны были премиальные: реально понимаю, что многим их еще за 2013 год должны, что толку ждать. Не надо и “квартирные” — хотя договаривались, что их получу. “Саша, все будет, все отдадим. Мы ФК “Гомель”, мы никогда никого не обманывали”. А что в итоге? Потом звонки Поболовцу — человек не снимает трубку. Видимо, понял (или ему подсказали), как нас обмануть. Пришлось подавать в суд.
— А ты пытался вникнуть в ситуацию — что клубу реально не дали бюджет, который обещали?
— Я не знаю их реальных сумм бюджета. Работал бы в бухгалтерии — сказал бы. Но при чем здесь футболисты? Если обещаешь, держи слово. Зачем тогда большие зарплаты “класть”? Плати меньше, но вовремя. А так, получается, виртуальные деньги.
— Что дальше?
— Городской суд проиграли. Сейчас проиграем областной, потому что он тоже будет проходить в Гомеле. Мне так кажется. Думаю, все решится на республиканском уровне. В контрактах ведь черным по белому прописаны суммы. В бумагах, которые предоставил клуб, нет наших подписей. Да и ты представляешь, чтобы игроки сказали: давайте будем играть четыре месяца, а если результата не добьемся, зарплату можете не платить? Никакого собрания не было! Потом их спросили: где подписи футболистов? Они принесли еще одну “бумагу”: якобы мы отказались присутствовать на этом “собрании”. Суд и постановил: отказать во всех выплатах.
— А почему выиграл свое дело Комаровский?
— На самом деле требовал совсем другую сумму. Суд вынес решение только о зарплате. Потому что у него был действующий контракт, и когда Дима уходил в “Шахтер”, взял с собой “бумагу”, расчетный счет — что ему должны вот такую сумму. Здесь клуб уже никуда деться не мог.
— Если тебе позвонит Поболовец…
— Не позвонит. Да и не хочу больше с ним разговаривать. Хотя это футбол, рано или поздно дороги пересекутся. Спросил бы: ну, чего ты так поступаешь, а потом скрываешься?! Мы же адекватные люди. Объясни нормально: ребята, ну нет денег. Дай, как в “Торпедо”-БелАЗе, гарантийные письма. Что, мы не поймем, что ли? А то читаешь: в одном клубе дали гарантии, в другом. А здесь — ничего.
— Действительно потерпели бы?
— Ну конечно! Все ведь нормальные люди. Понимаем: по всей стране такая ситуация. В Гродно, например, тоже суды были, но директор все отдал. Потихоньку, но рассчитался.
Я понимаю поклонников клуба — это все неприятно. Эти обсуждения, новости о судах, негативные интервью. Они накладывает отпечаток на репутацию клуба. А ведь простые болельщики уж точно ни в чем не виноваты.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь