Андрей Вавлев. Чем дольше тренирую, тем меньше знаю

21:39, 14 апреля 2015
svg image
1652
svg image
0
image
Хави идет в печали

— Прежде всего хочу поздравить с золотыми медалями наших болельщиков. А также особая благодарность тем, кто помогал команде в это непростое время: работникам клуба, представителям городских властных структур. Это наша общая победа.

— Делиться радостью после золотого финиша всегда приятно. Тем более что в этом сезоне “Цмокi” выиграли еще и Балтийскую лигу. До полного комплекта не хватило Кубка страны. Что не сложилось осенью?
— Я тогда еще игроков абсолютно не чувствовал. Кого на какую концовку можно запускать, а кого не стоит. Плюс сборники вернулись поздно. Единомыслия у нас тогда не наблюдалось. Если бы Кубок разыгрывался в конце сезона, сработали бы намного успешнее.

— Судя по тому, что чемпион определился только после пятого матча, в финале сошлись равные конкуренты. Согласны?
— Нам немного не повезло. Могли бы не доводить дело до такой нервной развязки, если бы бросали издали с хорошим процентом реализации. Мы же толком не забили ни в одной игре. Десять процентов — разве показатель? Заслоны идут низом, закрывают трехсекундную зону — бей свободно. Не могут попасть, хоть плачь. Впрочем, не собираюсь преуменьшать силу соперника. В “Горизонте” есть кому играть. Тем более когда добавилась Веремеенко…

— Это стало сюрпризом?
— Готовились к двум вариантам. С выходом Насти пришлось менять тактику. Однако у нас не такого уровня игроки, чтобы могли оперативно перестроиться.

— Травма Муравской в первом матче прибавила забот?
— Еще бы! Игра шла в нужном направлении, и вдруг теряем Аллу. А без нее что? “Зону” не сыграешь, быстрый переход не получается, чтобы приехать в чужую зону на спинах соперниц. А пешком с “Горизонтом” не посоревнуешься. Еле отскочили…

— Тогда тренеры “Горизонта” возмущались, что Попова забросила решающий мяч уже после сирены.
— Думаю, это они для проформы возмущались. Если детально разобрать эпизод, то на Дорч были два фола и еще один на Поповой — о чем говорить? Причем фолы конкретные, их даже в концовке надо свистеть.

— Во второй игре Муравская вышла на площадку, но была непохожа на себя. Стоило ли ее выпускать?
— Может, и не надо было. Людей не хватало: Урбанович ангиной переболела, Степанову попробовали — у нее не получилось. “Зону” не все могут играть. Один выпадает, и все — проблема. Да и не любят ее баскетболистки — пахать надо.

— Муравской доставалось от вас больше, чем кому-либо. Заслуженно ли?
— Это психологический момент: чтобы не думала о травме. А то “поплыла”, а соперники это чутко уловили, стали активно атаковать из ее зоны. Будь Алла здорова, вряд ли Надежко забила бы тогда столько.

— Быть супругой главного тренера в женском коллективе, наверное, нелегкое испытание. Каково Алле — не жалуется?
— Нет.

— Но постоянно находиться под усиленным тренерским прессом тоже непросто.
— Когда-то пресс есть, когда-то нет. Просто в трех финальных играх Аллу нужно было искусственно вывести из равновесия — чтобы перестала думать о травме.

— А на семейных отношениях “пихач” на повышенных тонах не сказывается?
— Нет. Отработали и забыли.

— MVP финала признали Паугайте. Справедливо?
— Наверное. Ровными матчи у нее не получились: одни провела лучше, другие хуже. Но и у остальных так же. По совокупности — справедливо. Тем более в решающей игре взяла сверхнеобходимые подборы. Плюсы в ее игре явно перевешивали. Гедре — профессионал, никаких претензий к работе. Коммуникабельная — отлично влилась в коллектив. Только по игровым моментам хотелось бы кое-что подтянуть. А то попадутся в Еврокубке соперники, как были в этом сезоне, и может не сыграть. Против двухметровой центровой ей действовать тяжело, против физически мощной — тоже. Она легкая, весит 80 килограммов. Гаспер на тренировке задвигает ее как хочет. Стараемся использовать скорость Паугайте. Но она не обучена, как пользоваться этим.

— Странно. Я-то думал, что представителю литовской школы это втолковывать излишне.
— Так она в баскетбол пришла поздно. Лет в 15 или 16 вырвали из легкой атлетики. Валентинас Канапкис ее более или менее подтянул для баскетбола. Но пробелов хватает. В частности, она не пасующий игрок. Из-за этого у нас половина комбинаций проходит вхолостую. Ведь что такое правильно и вовремя выполненная передача? Это постановка командной игры — начиная с “транзишна” и заканчивая позицией. Если партнер чуть только откроется, а ему сразу же “большой” пасует — все, есть два очка без сопротивления. Но ежели передержал мяч, то и сам бросок не может нормально выполнить, и выгодная ситуация ушла — надо все начинать сначала. Соперник занял позиции, все ищут, как помочь друг другу или обмануть тебя на подстраховке. Дорога ложка к обеду. В моем понимании: сначала пас, потом “я сам”. А когда наоборот — мало толку. Одного индивидуалиста на площадке еще можно иметь. Когда же все такие — мне подобная игра не нравится.

— И все-таки согласны, что центровые Паугайте и Гаспер — отличный инструмент в руках тренера?
— Глупо это отрицать. Но опять же для того чтобы они успешно сыграли, кто-то должен их обслуживать. Вовремя переадресовать им мяч, и желательно в нужную руку. Ведь техники не всегда хватает, чтобы сделать то, что надо. Однако прогресс по сравнению с началом сезона колоссальный. Особенно у Гаспер. Она даже внешне стала смотреться по-другому. Если бы еще не проблемы со здоровьем. Работала в матчах отрезками по 3-4 минуты. Как только подержишь ее чуть дольше, уже не добегает. Я доволен Викой, хотя, конечно же, всегда хочется большего.

— Внешне Дорч — полная противоположность Паугайте. Замкнутая, немногословная, на своей волне. Или я ошибаюсь?
— В коллективе нормально себя чувствует. Но не забывайте, что менталитет разный. Дорч прилетела из Америки, первый год в Европе. И, к сожалению, не лучшее влияние на нее оказывают родственники и американская подруга. Порой такое выкидывает — хоть стой, хоть падай.

— Например?
— На первом предсезонном сборе взяла и сорвалась в Штаты. Сказала на прощание: приеду через месяц. Комедия! Мы-то ладно, а клубный офис натерпелся с ней по полной программе. Ведь гарантий не было, что вернется. Плюс задержки по зарплате сказывались. Андола этого не понимала. Вот и выходило, что готовишь спортсменку к игре, а за пару дней до нее она вдруг заявляет: у меня забастовка.

— Было даже такое?
— Да. В контракте Дорч записано: если задержка зарплаты на тридцать дней, может не тренироваться. Все — остались без разыгрывающей. Мы уже и ее университетскому тренеру звонили, просили, чтобы повлиял. Чего только не пробовали. Хотя по игре претензий к Андоле нет. Как и положено легионеру, в самые ответственные моменты брала игру на себя, не раз выручала.

— Откровенно говоря, предполагал, что сезон сложится ярче у Поповой. Все-таки поиграла в сборной, набралась опыта…
— Может, не так заметно, но Маша прогрессирует. Если начнет в движении передачу сбрасывать или со статики отдавать, не бояться — еще существеннее добавит. А по защите вообще огромный резерв для роста. Только надо все упорядочить, систематизировать. Не привыкла она так, что все серьезно, все по полочкам, что играют на мелочах. И все равно Попова в начале чемпионата и сейчас — небо и земля. В том числе по отношению к себе. Она ведь была ужасно запущена — болячка на болячке.

— Так ее сколько лет эксплуатировали в нескольких сборных сразу…
— И довели до ручки. Пришлось пойти на то, чтобы в декабре полностью освободить от тренировок. Доктор так прямо и заявил: “Если не отпустим на отдых, до конца сезона не доиграет”.

— Почему так мало игрового времени получала Вашкевич?
— Это к ней вопрос. Ольга играет за счет броска. Что забила в этом сезоне? Почти ничего. Быстрая игра, проход — не ее конек. За что еще зацепиться? В команде появилась жесткая конкуренция и оказалось, что характер у нее тоже не бойцовский. Сама уступила конкурентам место на “поляне”. Что, старт сезона у нее был хуже, чем у Гаспер? Нет. Вика после родов вообще была на себя не похожа. Зато к весне как прибавила. У Поповой есть недостатки, что-то не получается, но она старается, бьется. Так что, мне посадить их на скамейку? Конкуренция всех расставляет по своим местам.

— Ни в одной женской команде нет столько ассистентов, как у вас.
— Отчего же? В “Березине” тоже было три тренера: я, Халипский и Савич. И работы всем хватало. Скажем, Семен Львович был исключительно требовательным. Знал, что он вывернет игроков наизнанку, сдерет семь шкур. И после Халипского с девчонками работалось намного легче.

— Однако Светник с Пынтиковым не жесткие тренеры…
— Это верно. Зато Светник въедливый. Любит разобрать все по полочкам. Правда, иногда игроки, особенно опытные, этим пользуются: специально задают вопрос, и пока Сергей Матвеевич им все разжевывает, спокойно отдыхают. Но если у тебя тренировка на скорость, дискуссии ни к чему.

— Со стороны Светника не чувствуете ревности, ведь раньше он был главным тренером “Цмокаў”?
— Сергей — человек порядочный, камня за пазухой не держит. Мне с ним работать комфортно.

— А как относитесь к телевизионной практике Пынтикова?
— Если есть возможность — ради бога. Наоборот, это хорошо. В той же НБА тренеры комментируют, раскладывают игру на нюансы — болельщикам интересно. Телевизионный продукт доносится совсем по-другому.

— Алексей комментирует матчи мужских “драконов”, парни не обижаются на него?
— Что-то, наверное, говорят. Комментирование — публичная работа, а всем мил не будешь. Но Пынтиков делает это так, что особых заносов нет. Кого-то зацепит, но по делу. Чего обижаться? Вон Гомельский порой гораздо жестче полощет игроков.

— С какими чувствами вспоминаете работу в национальной сборной?
— При всех негативных финансовых обстоятельствах, которые оставили неприятный осадок, рад, что оказался в одной упряжке с Григасом. У него совсем иной взгляд на баскетбол. Сейчас ведущие женские клубы играют почти как мужские. И Григас это проповедует. Знаний — море! Другой вопрос, что всеми ими сразу не воспользуешься. Надо, чтобы игроки к этому подходили постепенно. А то перегрузишь информацией — запутаются. И не сделают ни “двойки”, ни правильную подстраховку. Римантас здорово и быстро анализирует игру. Многие нюансы может выудить. Было интересно с ним работать.

— И учиться?
— Конечно. Помню, Халипский говорил: “Чем больше работаю, тем меньше знаю”. Я удивлялся: это Семен-то Львович с его колоссальным опытом? А сейчас понимаю: действительно так и есть. Баскетбол перманентно требует новых знаний. Иначе как тренер ты деградируешь.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?