Какие люди! На далекой Амазонке. Играю за сборную Бразилии среди ветеранов

21:39, 14 апреля 2015
svg image
1372
svg image
0
image
Хави идет в печали

Ласково прозванный Эдиком, он был любим болельщиками, отмечавшими в нем типично бразильскую технику и отличные человеческие качества. На просьбу об интервью Эду ответил моментальным согласием, только удивил назначенным временем. Бразильские часы показывали семь утра, а он уже бодро говорил в трубку, нарушая все стереотипы о карнавальных южноамериканцах.

Футбол и бизнес

— Вы проснулись так рано специально ради интервью?
— Ну нет. Встал, чтобы пойти на работу. Мы с женой держим магазин и ресторан. Живем в Ипаусу — городе, в котором я родился. В восемь утра уже открываемся. Дела идут нормально.

— С футболом вы уже никак не связаны?
— Связан. У нас в городе есть футбольная школа. Работаю в ней вместе с моим первым тренером Жиумаром Да Сантосом. Занимаемся с детьми. От шести до шестнадцати лет. Около ста мальчиков учатся у нас. После поражений от сборных Германии и Голландии на чемпионате мира в Бразилии стали уделять больше внимания работе с детьми. Для меня это здорово. Ты меня хорошо понимаешь?

— Да, вы неплохо говорите по-русски. Язык не забывается?
— Немножко. Стараюсь не забывать. Ведь Беларусь — это этап моей жизни. Хотя по-русски уже давно не говорил.

— Где больше зарабатываете — в бизнесе или в футболе?
— Ресторан и магазин у нас уже четыре года. А с футболом только начинаем. Больше даже тратим пока, чем получаем. Еще помогают спонсор, мэр города. Есть пару полей, где неплохие условия для тренировок. В будущем можем войти в одну из бразильских лиг, создать команду профессионалов.

— Вы еще играете в вашей семейной мини-футбольной команде?
— Уже больше с друзьями играю. Сейчас выхожу на поле три-четыре раза в неделю. Не могу бросить футбол. Это моя жизнь. Работаю вот тренером. А в конце недели выступаю в любительском чемпионате. Сейчас Эду играет только за ветеранов. Сорок лет как-никак, скоро сорок один… А братья ведь старше меня. У моей мамы двенадцать детей, и я младший из них. Восемь братьев, четыре сестры. И одна мама, понимаешь. Ей сейчас уже восемьдесят лет.

— Как ваши жена и дочь поживают?
— Все нормально. Дочка учится в институте. Уже второй год. А жена работает со мной. В ресторане все проходит через ее руки. Она там большой шеф. Получается, работаю на жену. Она хорошо ведет дела, все знает.

Второй Месси

— Почему закрылась школа минского “Динамо” в Бразилии?
— Ну смотри. “Динамо” не захотело продолжать дело. А наша работа была хорошей. Просто везде нужны спонсоры. Это был футбол, который ближе к профессиональному. Не как сегодня, когда я работаю в школе с детьми. А тогда я несколько игроков отправил в Беларусь. У кого-то получилось, у кого-то нет. Если бы “Динамо” захотело возобновить связи, для нас это было бы вообще супер. Сейчас есть возможности, только нужно работать. Некоторые наши дети, которым по пятнадцать-шестнадцать, уже играют во втором, третьем дивизионах. У них будет шанс попасть в высшую лигу и стать профессионалами. В Бразилии есть школы “Палмейраса”, “Коринтианса”, “Сан-Паулу”. Мы туда тоже отправляем мальчиков на просмотры. Как бы компаньоны. Ты помнишь нашего Леонардо? Сегодня играет в Грузии. Он учился в школе “Динамо” в Бразилии. Когда Лео выступал в Беларуси, он был хорош. Это неплохой итог нашей совместной работы. Но когда только-только стал появляться результат, все остановилось. “Динамо” я очень сильно уважаю. Как и людей, которые работают в клубе. Юрий Саныч Чиж был одним из лучших друзей для меня. Но были и те, кто не хотел иметь школу в Бразилии. Это не работа на год, два, три. Это работа надолго. Посмотри на донецкий “Шахтер”. Вести дела в Бразилии клуб начал уже давно. И сейчас в команде много наших игроков. Быстро результата не получишь. Когда “Динамо” остановило сотрудничество, я больше на эту тему уже ни с кем не разговаривал. Но, может, кто-то прочитает это интервью, опять заинтересуется. В Беларуси ведь меня хорошо знают — как футболиста, как человека. Можно снова вернуться к этой работе. Я хотел бы этого. Очень сильно.

— Кроме Леонардо, еще кого-нибудь привозили в Беларусь?
— Привозил. Это было в 2010-м. Тогда, кстати, последний раз и был в вашей стране. Но те игроки в Беларуси не остались. Так, как Леонардо, они себя не проявили. Можно еще Эду поехать в Беларусь. Я бы с удовольствием. С рестораном справилась бы и жена.

— Чем вы занимались после ухода из минского “Динамо”?
— Еще пару лет поиграл здесь, в Бразилии. Есть такая команда во второй лиге “Сантакрузенсе”. Потом начал помогать жене в ресторане, работал в динамовской школе… А в прошлом году открыли свою школу. У нас есть один мальчик. Ему девять лет. Вообще супер! Работает левой ногой. Очень сильный, очень. Сейчас будем снимать его игру на камеру, делать нарезку. Хочешь, тебе потом пришлю? Посмотришь, как мы занимаемся.

— Пришлите. Второй Неймар?
— Скорее второй Месси. Он ведь левша. А вам там нравится Неймар? Хороший, правда?

Панаехала гасцей

— Из белорусского футбола с кем-нибудь продолжаете общаться?
— Несколько раз созванивались с Сергеем Павлюковичем. Очень сильный друг. Месяц назад вышло его интервью. Он сказал, что я был отличным игроком. За это ему большое спасибо. Слежу за новостями, читаю белорусские спортивные сайты. А Сергей и сам был хорошим игроком, и человек такой же. У него красивая семья. Он здорово делал свою работу в “Динамо”. Рад за него. Еще один сильный друг — Паша Лютько. Сейчас он играет в “Гомеле”. Паша и ко мне в Бразилию приезжал как-то. Примерно раз в месяц созваниваемся, высылаем друг другу фото.

— Знаю, что к вам в гости приезжал еще и Александр Тишкевич.
— Тоже хороший друг. У меня их много в Беларуси. Когда они были у меня, показал им город, море, познакомил с нашей культурой.

— Кто еще гостил у вас?
— Сергей еще был. Да много кто. Юрий Саныч, Шуканов, Хацкевич, Богайчук… Они приезжали посмотреть, как работает школа “Динамо”. Выбирали футболистов. Ну и ко мне домой, конечно, заходили. Увидели, как живу. К маме моей в гости заехали. Пожарили шашлыки. Больше всего им понравились море, пляж. А еще климат наш. Вспомнил интересную историю. Сергей и еще один тренер жили в гостинице. И увидели там маленького зверька. Не помню, как он называется по-русски. Но он абсолютно безобиден. А они испугались его. Подумали, что он опасен для жизни. Еще вспомнил. Рядом с моим домом течет Паранапанема. Это одна из самых красивых и чистых рек в Бразилии. И вот однажды мы плавали в ней. И белорусы очень боялись, что встретят анаконду или крокодила. Но они водятся только в Амазонке. А до нее от моего города три тысячи километров. А однажды в веселую историю попал Паша. Он зашел в ванную комнату и взял крем. Подумал, что для зубов. Но оказалось — это был крем для бритья. Им и начал чистить зубы. Много шуток было. Но трудно, друг, все вспомнить. А-а, забыл сказать, еще Рябоконь с Алексейчиковым приезжали. Так Алексейчиков все на солнце становился. Я говорил, чтобы он взял крем для кожи, потому что солнце очень сильное. Он отвечал: не переживай, я должен приехать домой черным. Чтобы все видели, что я был в Бразилии. А Рябоконь, помню, ходил на рыбалку. Наловил много рыбы. Они приезжали по делам. Ходил вместе с ними на футбол, на “Сан-Паулу”. Стадион “Морумби” заполнился почти на сто процентов. Пришло семьдесят тысяч человек! Моим гостям очень понравилось. Наши зрители не такие, как у вас. Очень громко болеют.

— Еще знаю, в Бразилию приезжал динамовский дубль…
— Это было в 2009 году. Тренировал команду Кирилл Альшевский. А я был как бы гидом. “Динамо” провело очень хорошие сборы. Сыграли четыре или шесть товарищеских матчей — с “Палмейрасом”, “Ред Буллом”… Работали на базе, где когда-то тренировалась сборная Бразилии. Мне, кстати, тогда подарили лошадь. Руководители базы не только футболом занимались, но и разводили лошадей. Причем хороших, дорогих. И вот одну лошадь решили отдать мне. Иногда выгуливаю ее сейчас. С динамовскими ребятами ходили, помню, на матч “Палмейрас” — “Сантос”. И когда уже возвращались, пошел дождь. Просто очень сильный. Автобус останавливался, на улицах стояла вода… Игроки очень испугались. Почему-то запомнилось это. Для игроков и их карьер сбор получился полезным. Все, кто был в Бразилии, уже этого не забудут. Как и я не забуду Россию, Беларусь. Больше Беларусь, конечно. Скучаю по вашей стране.

Драники по-бразильски

— Серебряные медали нашего чемпионата еще хранятся у вас?
— Да. Особенно вспоминается второе серебро. В последнем матче мы играли с Брестом. Шел сильный снег, было тяжело. Закончили вничью. Думаю, если бы была нормальная погода, могли бы победить. И сыграть потом в золотом матче с БАТЭ. В том году получил приз лучшему игроку команды. Болельщики подарили серебряную бутсу. Тоже лежит у меня дома. Беларусь — очень важная часть моей жизни. И “Динамо”, и “Торпедо”… Никогда не забываю о вашей стране. Повторюсь, может, еще и вернусь. А может, “Динамо” опять начнет работать с нашей школой. Я очень хочу. Да это и вам нужно.

— Помните, как вас провожали из минской команды?
— Мы играли на стадионе “Динамо” с БАТЭ. И перед матчем меня проводили, подарили что-то. Честно говоря, я не хотел уезжать. Я и сейчас играю в футбол, почти в сорок один. Плюс занимаюсь на тренажерах. И все нормально, чувствую себя хорошо. Со здоровьем порядок. Но тогда у меня болела спина. Из-за этого и ушел.

— В Беларуси у вас была кличка Эдик?
— Да, Эдик. И игроки так звали, и болельщики. У “Динамо” отличные зрители. Они хорошо меня принимали. А вообще всем спасибо. От Юрия Саныча до женщин, которые делали нам кушать.

— Жена не забыла, как готовить драники?
— Нет, помнит еще. Но самое сильное блюдо для меня — это борщ. Иногда прошу ее сделать. Очень мне нравится. Бразильская кухня другая. Более соленая, острая.

— Правда, что вы танцевали ламбаду на свадьбе Дмитрия Макара?
— Правда. Очень красивый танец получился. Все хлопали. Ваши свадьбы намного лучше, чем наши. Кстати, Дима устраивал для меня экскурсии по Минску, когда я только приехал в вашу страну.

— Вы ведь могли играть и за сборную Беларуси?
— Мог. Если бы было предложение, я сразу сказал бы “да”. Но его не получил. Хотя все хорошо понимаю. Был тогда уже старым. Сборной не подходил.

— Ренана Брессана знаете?
— Конечно. Созванивались однажды, он еще в БАТЭ играл. А когда Ренан только начинал в Беларуси, я ему несколько раз помогал. Был переводчиком, когда он разговаривал с руководством. Там с ним еще один бразилец был — Майкон. А Брессан очень хорошо в Беларуси раскрылся.

— А где сейчас другие бразильцы, которые когда-то играли в Беларуси?
— Марсио живет рядом со мной. С футболом уже завязал. А Жувенал играет в чемпионате штата Санта-Катарина. Сильный игрок. Очень нравится, как он провел годы в Беларуси. Общаемся с ним постоянно.

Вызов в сборную Бразилии

— Читал, что вы знакомы с Маркосом Сенной, Ассунсао. Где пересекались?
— Я играл с ними в Бразилии в “Рио-Бранко”. Мы еще только начинали. Они, кстати, двоюродные братья. Когда “Вильярреал” играл с БАТЭ, Сенна после матча подарил мне свою майку. В “Рио-Бранко” пересекался и с Соузой, который потом в “Крыльях Советов” выступал. Еще знаю Робсона, бывшего футболиста “Спартака”. С ним мы играли вместе в юниорском “Палмейрасе”.

— Матчи чемпионата мира посещали?
— Нет. Было очень тяжело купить билеты. От моего города до стадионов, где проходили матчи, больше тысячи километров. До Сан-Паулу ближе, но билетов все равно было не достать. К тому же они стоили дорого. А вот на бразильскую лигу хожу. Болею за “Сан-Паулу”. Сейчас, правда, идет чемпионат штатов.

— В Бразилии много футболистов по прозвищу Эду. Знакомы с ними?
— Помню, был Эду, который в шестидесятые выступал за сборную. Кстати, старые футболисты сейчас ездят на праздники в разные города Бразилии и играют товарищеские матчи. Ветеранская команда. Я знаком с ее футболистами. Например, с Виолой. Помнишь такого нападающего? Кстати, сборная Бразилии среди ветеранов меня тоже приглашала играть. Провел за нее несколько товарищеских матчей. Не всегда получается приехать. Они не тренируются. У каждого своя жизнь, только на матчи собираются.

— Как вы попали в эту команду?
— Я играл против нее. Однажды она приехала к нам в город на товарищеский матч. Мы сыграли. И после этого парни записали мой телефон, стали звонить, приглашать. Так и попал в сборную Бразилии старше сорока лет.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?